Все
множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную
систему культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а
подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют
определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся
ситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что
позволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.
Действительно, нормативные системы великих культур прошлого и настоящего, будь
то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или
русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени.
Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и
способность народа к постоянному творческому поиску.
Человеческое
общество устроено таким образом, что в каждый период времени в обществе нормы, регулирующие
поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в
соответствии. К примеру, в традиционном обществе господствовали нормы
патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины — главы семейства.
Окончательное решение по всем вопросам принадлежало ему. На уровне государства
права главы семейства усиливались еще больше: в некоторых странах он мог даже
продавать в рабство детей и получать за это прибыль, мог лишить права на
наследование любого члена семьи. В области местного самоуправления главы семей
и родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области
экономической и социальной политики местных органов власти. Социальное
положение всех членов семьи определялось по социальному положению главы.
Частью
этой нормативной системы выступали стандарты сексуального поведения. Для
женщины непререкаемой нормой поведения являлись целомудрие до свадьбы и
верность мужу после нее. Брак представлялся завершением длительного периода
романтического ухаживания. В нем сливались два начала — секс и любовь. Правда, неверность
женщины наказывалась гораздо строже, чем неверность мужчины. Ученым это дало
повод говорить о двойных стандартах морали в традиционном обществе. Но только
ли в традиционном?
Закономерность
построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать
совокупности норм. Если в обществе провозглашаются ценности индивидуальной
ответственности, то должны существовать нормы свободного выбора брачного
партнера как для мужчины, так и для женщины. К сожалению, в традиционном
обществе, где не провозглашалось такой ценности, мужчина по своему усмотрению
выбирал невесту, а женщина безропотно соглашалась. Посредниками принудительного
брака чаще всего выступали родители, и прежде всего глава семьи.
Но
если в современном обществе провозглашается право выбора, равное для мужчины и
женщины, то и ответственность за счастливый брак они несут поровну. В
традиционном обществе всю ответственность, как и свободу выбора, брал на себя
мужчина. Поэтому чаще всего он женился лишь после того, как вставал на ноги и
приобретал экономическую самостоятельность.
В
нынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины и
женщины последовала такая же широкая свобода его расторжения. Без этого
невозможно реализовать индивидуальные права и ценности. Статистика
свидетельствует, что в XX веке резко увеличилось число разводов, причем по
инициативе женщины. Представить себе такое в традиционном обществе было
невозможно. Характерен и другой факт уровень разводов вначале рос в развитых
странах, а затем и в слаборазвитых, по мере того как они переходили от
традиционного уклада жизни к повсеместной индустриализации и урбанизации.
Современное
общество и культура модернити предполагают широкие и открытые международные
контакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток.
Сегодня отмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществах
не придерживается заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих
подростков из других, более развитых стран. На том и основан феномен
вестернизации культуры И вот уже люди отказываются от пуританских норм
добрачного поведения, обсуждают права женщины на свободный выбор добрачной
модели сексуального поведения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля над
рождаемостью. Некоторые культурологи, в частности Айра Рейсе, выдвигают
программу нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому более
моральным надо считать не целомудрие подростков, если оно осуществляется
принудительно, а свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви .
Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными
частями нормативной системы культуры мы обнаруживаем согласованность и
гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинтэссенция культурных
ценностей, массовых верований и идеалов. Нормы — всего лишь практические
инструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целями
может быть противоречие? Если такое случается, общество начинают сотрясать
конфликты, войны, революции.
Ключевым
звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписания
того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с
провозглашенными нормами Большинство наших норм согласованы между собой и
регулируют образ нашей жизни. Когда нормы согласованы, в обществе кооперация и
сотрудничество побеждают соперничество и конфликты. Гипотеза Айры Рейсе о том, что
сегодня формируется «новая сексуальная мораль», — всего лишь попытка привести к
единому знаменателю массовую практику добрачного поведения подростков и
ценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.
В
нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они
составляют логически связанное, целостное образование. Если общество
провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и
главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви и
секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика
вероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает в
семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на
стороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины и
женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине
неверности мужа. В традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такое
случалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны
правам мужа. В японском обществе еще недавно жена терпимо относилась к
похождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу, когда ту
приглашали в гости. Правда, времена меняются, и современная Япония отходит от
норм традиционной культуры.
Список литературы
Кравченко
А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический
проект, 2001.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта gumer
Другие работы по теме:
Ценообразование на рынке недвижимости 2
Весь рынок недвижимости можно условно разделить на рынок земельных участков, рынок жилых помещений, а также рынок коммерческой недвижимости. Рынку недвижимости присущ целый ряд особенностей и, прежде всего это индивидуальность ценообразования.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Цех железобетонных изделий
Расчет и конструирование многопустотной плиты Задание для проектирования Требуется рассчитать и сконструировать сборные железобетонные конструкции покрытия при следующих данных: шаг 6м, пролет 6м. Несущими элементами покрытия являются многопустотная плита с круглыми пустотами, имеющая длину 5,6м, ширину 1,2м, высоту 0,22м.
Железобетонные конструкции 2
СОДЕРЖАНИЕ 1 Компоновка конструктивной схемы сборного перекрытия 2 Сбор нагрузок на перекрытие 3 Расчет сборной плиты перекрытия 3.1 Определение расчетного пролета и конструктивной длины плиты
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Разработка нормативов численности
Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Институт экономики и управления Кафедра экономики и социологии труда
Лекции
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Наука культурология. Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Структура и функции культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Социальные функции физической культуры
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Меса-Гранде
Руины Меса-Гранде — археологический памятник близ г. Меса в штате Аризона, представляющий собой группу сооружений культуры Хохокам, относящихся к классическому периоду североамериканской хронологии. Руины датируются примерно 1300 годом. Культура Хохокам, создавшая эти сооружения, также известна постройкой развитой системы водных каналов.
по физкультуре 1 курс 1 юнита
Логическая схема базы знаний по теме юниты Физическая культура - часть общественной культуры Общая характеристика спорта Физическая культура Спорт - явление культурной жизни Социальные функции спорта
Структура культуры
Культура и ее разделы. Виды культуры. Содержание и воздействие культуры на человека.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Киффийская культура
— название археологической культуры, существовавшей в период 8000—6000 гг. до н. э. на территории пустыни Сахара. В это время на территории Сахары климат был влажным. В 2000 г. были обнаружены человеческие останки данной культуры в местности Гоберо в районе пустыни Тенере в Нигере.[1]
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Культура псковских длинных курганов
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры Список литературы Введение Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории V—X веках[1]. Сформировалась в V—VI веках в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён[2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Растениеводство как основная отрасль сельского хозяйства
Растениеводство – как основная отрасль сельского хозяйства. Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах.
Охрана труда
Охрана труда - действующая на основе законадательных и нормативных актов система социально-экономческих, организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий и средств, обеспечивающих работоспособность в процесе труда. Нормативная база.