Значение Флобера в истории французской литературы и публицистики
настолько огромно, что трудно поддается оценке. Он вывел в литературу целый ряд
молодых талантливых прозаиков, одним из которых был, например, Ги де Мопассан.
Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат
своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего
времени. И наконец, его романы содействовали развитию целых направлений и
жанровых форм мировой литературы
Многие
приемы, которые писатель использовал в своих произведениях, и, в частности, в
романе "Саломея", написанном в 1863 году, повлияли на развитие
исторической романистики. А некоторые известные писатели прямо подражали
Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у Флобера фрагменты "Искушения
святого Антония" (его первая редакция относится к 1849 году, а
окончательная - к 1874-му). То же самое можно сказать о романе Флобера
"Иродиада", который был написан в 1877 году. Уайльд использовал
фрагменты из этих произведений Флобера в собственной "Саломее" и в
незаконченной драме "Святая куртизанка".
Даже
известный французский романист А. Франс использовал стилистику "Легенды о
святом Юлиане" Флобера для стилизации эпохи Средневековья. Полагают также,
что техника описаний Флобера повлияла и на художников-импрессионистов.
Любопытно,
что Флобер не собирался становиться писателем, хотя начал пробовать писать
достаточно рано. Он родился в Руане в семье главного врача городской больницы.
Жили они в то время в квартире при госпитале. Флобер был средним ребенком в
семье, у него был старший брат Альберт и младшая сестра Каролина
Поскольку
отец был состоятельным землевладельцем, мальчик получил прекрасное образование
в Королевском колледже, а затем начал изучать право в Париже. Однако вскоре
выяснилось, что он болен нервной болезнью - эпилепсией. От постоянных припадков
Флобера спасали только горячие ванны, приверженцем которых писатель оставался
всю жизнь.
Болезнь
привела к тому, что Флобер не закончил курс, а отправился в путешествие. В 1845
году он ездил в Италию, а в 1849-1850 годах совершил путешествие на Восток.
Поскольку в 1846 году умер отец Флобера, до смерти матери в 1872 году они жили
вместе.
Флоберу
также пришлось после смерти сестры взять на свое попечение ее дочь и мужа.
Правда, вскоре Флобер стал банкротом из-за долгов своего шурина и был вынужден
поступить на государственную службу. Только в 1879 году (за год до смерти)
Флобер устроился на должность хранителя библиотеки Мазарини, что в некотором
роде оказалось для него "тихой гаванью".
Выполняя
свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Флобер
служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона.
Таким
образом, в своей общественной деятельности Флобер оказался вполне
добропорядочным и законопослушным гражданином, хотя его взгляды
свидетельствовали о полном неприятии мира лавочников
Личная
жизнь Флобера складывалась непросто. Не желая подвергать риску заболевания свое
потомство, он не женился и не продолжил свой род, хотя у него и было несколько
любовниц. Ведь, несмотря на свой средний рост, Флобер производил впечатление на
женщин, которым нравились его зеленые глаза и слегка вьющиеся волосы. Он слыл
спортсменом, увлекался плаванием, греблей на каноэ и верховой ездой.
В
начале своего творческого пути Флобер испытал на себе влияние романтиков, о чем
свидетельствуют его ранние небольшие прозаические произведения на исторические
темы. Подлинной же сенсацией явилась публикация романа "Госпожа
Бовари", который не только принес славу Флоберу, но и остался лучшим его
творением. Он писал этот свой роман в течение пяти лет, не торопясь, тщательно
отделывая каждый эпизод, добиваясь выразительности и точности каждой фразы.
История,
описанная в романе, проста и незатейлива. Романтически настроенная девушка
выходит замуж за ничем не примечательного буржуа, сельского врача. Испытывая
чувство неудовлетворенности, она заводит две любовные интрижки, а затем кончает
жизнь самоубийством, так и не подозревая о том, что ее муж все эти годы нежно и
преданно любил ее.
Весьма
банальная история превратилась под пером мастера в глубокое психологическое
исследование души женщины. Поэтому после выхода этого романа Флобера сразу же
стали называть величайшим реалистом XIX века. Многие критики пытались выяснить,
кто же является реальным прототипом его героини. На все эти вопросы Флобер
ответил в одном из писем: "Если и есть мадам Бовари, то это я".
Правда,
помимо признания, публикация романа сопровождалась и грандиозным скандалом. В
1864 году Ватикан запретил книгу и внес ее в "Индекс запрещенных
книг". Подобная же судьба впоследствии ожидала и "Саламбо". Тем
не менее роман сразу же и навсегда вошел в круг самых читаемых произведений не
только во Франции, но и далеко за ее пределами.
Однако
сам Флобер в письме к Эрнесту Фейдо признавался в 1857 году, что не питает
особых иллюзий по поводу своих творений: "Книги похожи не на детей, а на
пирамиды: они почти так же бесполезны, поскольку находятся в пустыне... Шакалы
пробегают у их оснований, а буржуа взбираются на их вершину
Именно
Флоберу принадлежит знаменитое выражение "башня из слоновой кости",
ставшее своеобразным символом уединенной и одинокой жизни художника, которая
должна быть целиком посвящена творчеству без надежды на взаимность со стороны публики
и критики. Так невольно Флобер стал предтечей взглядов представителей
"искусства для искусства".
Между
тем и публикация следующего романа Флобера - "Саламбо" - стала
сенсацией. Здесь он вновь обратился к истории, перенеся действие своего романа
в древний Карфаген и посвятив его любви дочери военачальника Гамилькара Саламбо
и вождя варваров Мато. И здесь он сохраняет приверженность к точной
выразительной детали, стремясь быть исторически максимально достоверным.
Писатель ярко рассказал о восстании против Карфагена в третьем веке до нашей
эры.
Вместе
с тем Флобера волновала не только проблема истинной страсти,
противопоставленной тусклому быту, но и своеобразие нравов людей определенной
эпохи. Ведь в период социальных войн и нестабильности в собственной стране
(события франко-прусской войны и Парижской Коммуны) через призму истории Флобер
пытался прояснить суть исторических конфликтов. Конечно, можно упрекать Флобера
и в наивности взглядов, и в желании занять позицию над схваткой. Но ведь он
пытается разобраться в сути человеческого бытия. Определить, для чего и как
живет человек.
Подобные
же проблемы рассматриваются Флобером и в третьем его значительном произведении
- романе "Воспитание чувств". Герой романа, юный Фредерик Моро,
пытается разобраться в окружающем его мире, но терпит неудачу.
Интересен
и небольшой рассказ Флобера ."Простая душа", который он написал в
1877 году. В нем писатель рассказал трогательную и в то же время трагическую
историю простой женщины - служанки Фелисите. Всю свою жизнь она преданно
служила разным хозяевам, но так и не дождалась, чтобы кто-то из них увидел в
ней человека. Единственное, что любит Фелисите, - это стоящее у нее в комнате
чучело попугая. Оно кажется служанке живым и становится ее спутником в
последние годы жизни
Все последующие годы писатель находится в состоянии творческого
поиска. Флобер пробует свои силы в драматургии, обращается к новым для себя
библейским сюжетам и осваивает жанр притчи. Одновременно начинается его
вхождение в мировую культуру. М. Мусоргский написал оперу на сюжет
"Саламбо", И. Тургенев перевел и напечатал в 1877 году
"Иродиаду" и "Легенду о святом Юлиане". Тургенев даже
посвятил Флоберу "Песнь торжествующей любви".
В доме у Флобера собирались его друзья - писатели,
художники, музыканты. Одним из частых гостей там был и русский писатель И.
Тургенев.
Интересна и переписка Флобера, в которой он создает
эстетическую концепцию искусства, практически открыв новые возможности
постижения действительности средствами искусства.
|
|
Даты: 1821 - 1880
Источник информации: "Всё обо всех". В 10-х тт.
Т.6. с.404-409
|
Другие работы по теме:
Литературный герой ЭММА БОВАРИ
Эмма бовари фр. Bovary Emme героиня романа Г. Флобера Мадам Бовари Реальный прототип. Дельфина Дела мар жена лекаря из города Ри близ. Руана умершая в возрасте лет отравившись мышьяком.
Сочинения на свободную тему - Человек и политика 1
Политика - это одна из сфер человеческой жизнедеятельности. Как и во всякой сфере, в ней есть свои профессионалы, специалисты - народные депутаты, министры, члены политических партий. А какое отношение к политике имеют остальные граждане? Можно ли сказать, что происходящее в этой сфере от них не зависит? Может быть, человек просто должен делать свою работу и совсем не интересоваться тем, что происходит в мире?
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера Госпожа Бовари
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари" Автор: Флобер Г. В романе Флобера мало кто из героев заслуживает симпатии. К той же Эмме мы относимся неоднозначно. Что уж говорить о таких малоприятных персонажах, как Родольф и Леон, которые предали её, даже не придя на похороны "любимой" женщины.
Госпожа Бовари
Автор: Флобер Гюстав. Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его вызвали на ферму её отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками. Волосы у нее были черные, гладко зачесанные спереди на прямой пробор, щеки розовые, взгляд больших черных глаз прямой и открытый.
Саламбо
Автор: Флобер Гюстав. Тоскуя по сильным и суровым страстям, которых он не находил в окружающей его действительности, Флобер обратился к глубокой истории. Он поселил своих героев в III в. до н.э. и выбрал реальный эпизод — когда знаменитый карфагенский полководец Гамилькар Барка с невиданной жестокостью подавил восстание наемных войск.
Воспитание чувств
Автор: Флобер Гюстав. Осенью 1840 г. восемнадцатилетний Фредерик Моро возвращался пароходом в родной город Ножан-на-Сене. Он уже получил звание бакалавра и вскоре должен был отправляться в Париж изучать право. Мечтательный, способный к наукам и артистичный, «он находил, что счастье, которого заслуживает совершенство его души, медлит».
Трагичность образа Эммы Бовари
Лучшим хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во французской литературе является Гюстав Флобер, в творчестве которого прослеживается полное отсутствие каких-либо иллюзий о жизни
Флобер Госпожа Бовари
Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап – становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х – 40-е годы) – представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака.
Гюстав Флобер Саламбо
В ряду крупнейших писателей-реалистов 19 века во Франции справедливо называют имя Гюстава Флобера. Он родился 12декабря 1821 года в Руане. Он был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856.
Поклон эпистолярному жанру
Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам. Они же подарили миру и первого классика жанра, афинянина Эпикура. Правда, всего три его письма дошло до нас, и то в изложении Диогена Лаэртского, который, как известно, был великим путаником.
Г.Флобер, основные вехи творчества
(Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан, – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная болезнь вынудила его прервать занятия. Ф. поселился в своём небольшом имении, где прожил почти безвыездно до самой смерти.
Мотив кохання у романах Л. Толстого та Г. Флобера
Зображення теми кохання у творах Льва Толстого та Гюстава Флобера, суспільно-політичні особливості епохи їх творчості. Причини та умови трагедій почуттів Емми та Анни, аналіз дій та вчинків героїв романів, вплив суспільної моралі на розвиток особистості.
Флобер
"Госпожа Бовари" Гюстава Флобера-скандальный роман, нашедший свою дорогу к читателю через судебное разбирательство. Замысел, сюжетная линия и основные образы романа. Эмма Бовари–судьба человека неудовлетворенного обществом, мечтающего о красоте.
Образ Шарля Бовари в романе Флобера "Госпожа Бовари"
Идейный замысел романа "Госпожа Бовари". Образ Шарля Бовари в контексте идейного замысла романа. Миропонимание и эстетические принципы Флобера. Беспристрастная картина жизни. Благополучное существование Шарля и долгая семейная агония Эммы.
Жизнь и творчество Гюстава Флобера
Доклад по литературе на тему: Гюстав Флобер. Роман «Саламбо». Выполнил ученик 10 класса «Б» средней школы №4 Ханакин Павел. Пенза, 2000 год. Флобер (Flaubert)
Гюстав Курб
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место.
Своєрідність акцентів ілюстрацій до творчості Джона Мільтона
Короткі відомості про життя і творчість Джона Мільтона. Написання біблійної поеми про Бога-Творця, про світ ангелів і про перших людей, про рай втрачений і повернутий. Чіткість, точність та строгість гравюр Гюстава Доре. Ілюстрації Вільяма Блейка.
Архитектура
Архитектура — это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки.
Курбе, Гюстав
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Галерея Список литературы Введение Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ля-Тур-де-Пейз, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.
Баальбек 2
Баальбек Баальбек — древний город в Ливане с населением в 18 тысяч жителей. Расположен в 80 км к северо-востоку от Бейрута на высоте 1130 м. Несмотря на то, что местность была заселена с глубокой древности, никаких сведений о городе не встречается до завоевания Сирии Александром Македонским в 332 г. до н. э.
Кавеньяк, Луи Эжен
(15 октября 1802, Париж, Франция — 28 октября 1857, Урн) — французский государственный и общественный деятель, генерал. Родился в семье Жана Батиста Кавеньяка, видного деятеля эпохи Великой Французской революции и члена Конвента.
Флуранс, Гюстав
Гюстав Флуранс (фр. Gustave Flourens; 4 августа 1838 — 3 апреля 1871, Версаль) — французский политический деятель, один из руководителей Парижской коммуны, генерал, революционер-бланкист.
Лебон, Гюстав
План Введение 1 Биография 2 Философские идеи Лебона 3 Основные работы 4 Цитаты Введение Гюста́в Лебо́н (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.
Франция 19 века
Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий.
Австрия
Государство в Центральной Европе. На севере граничит с Чехией, на северо-востоке - со Словакией, на востоке - с Венгрией, на юге - со Словенией, Италией и Швейцарией, на западе - с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией. Площадь страны 83859 км2.
Египет: Страна Пирамид
Географическое расположение Египта. Коптские христиане. Религии Египта. Обычаи и нравы. Государственное устройство.
Курбе Гюстав
Курбе - французский живописец, скульптор и график. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма.
Флобер Гюстав
Флобер Гюстав (1821—1880) — французский писатель, один из классиков буржуазного реализма. Р. в Руане, в семье главного врача городской больницы, являвшегося также землевладельцем.
Гюстав Флобер
Великий французский романист - "Госпожа Бовари. Провинциальные нравы" (1857), "Саламбо" (1862), "Воспитание чувств" (1869); сборник "Три повести" (1877); пародийно-сатирический "Лексикон прописных истин".