Доклад по литературе
на тему:
Гюстав Флобер.
Роман «Саламбо».
Выполнил
ученик 10 класса «Б»
средней школы №4
Ханакин Павел.
Пенза,
2000 год.
Флобер (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан, -
8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился 12 декабря 1821
года в семье талантливого хирурга. Выходец из Шампани, отец писателя Ашиль
Клеофас Флобер (1784-1846) прошел курс обучения в Санском колледже и закончил
образование в Париже. Ашиль был беден, но способности его проявлялись столь блестяще,
что наряду с восхищением вызывали ревность и зависть многих знаменитых врачей
Парижа. Отчасти по этой причине Ашиль оказался в Руане, где работал главным
врачом в местной больнице. Человек больших знаний, широкой души и сильной воли,
Ашиль безраздельно любил свою профессию. И эта преданность Ашиля Флобера к
науке передалась его сыну. Современники удивлялись образованности Гюстава
Флобера, его поистине энциклопедическим знаниям. Окончив Руанский лицей,
поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в
1844 нервная болезнь вынудила его прервать занятия. Отец купил маленькое
поместье Круассе близ Руана, в котором и поселился Флобер , где прожил до самой
смерти. В Круассе созданы основные художественные произведения Флобера, там
находится обширная переписка – бесценный источник сведений о философских,
эстетических и общественно-политических взглядах писателя. Первые литературные
опыты Флобера (повести «Мемуары безумца», 1838, «Ноябрь», 1842) не
самостоятельны, написаны в духе традиционного романтизма. Однако уже в них
отчетливо выражается антибуржуазная направленность, столь характерная для
флоберского творчества. Отход от романтических представлений обозначился в
раннем варианте романа «Воспитание чувств», однако окончательное разочарование
в романтических идеалах юности совершилось под влиянием революционных событий
во Франции 1848-51.
В дальнейшем его творчество
развивается как бы по спирали – он использует старые замыслы и постоянно
возвращается к ним. Трудно произвести четкую грань, где кончается юный и
начинается зрелый Флобер. Скорее всего, эту грань следует отнести к началу 50-х
годов, к моменту завершения его поездки по Востоку.
Значение Флобера и его
влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических
традиций О. Бальзака, внимательный читатель русской литературы, он воспитал
плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно
уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой
добросовестностью, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному
языку.
Творческое наследие Флобера невелико.
Он писал медленно и трудно. Величие и популярность Флобера многие зарубежные
критики пытались объяснить совершенством его стиля. Сам Флобер во многом
способствовал этому мнению. Он неустанно и с полемическим задором повторял, что
«форма – это само произведение», что «нет ничего, кроме стиля», что
произведение становится бессмертным прежде всего благодаря композиции и стилю.
Флобер и в самом деле создал произведения совершенные по форме и по языку. Он
был убежден, что замысел произведения можно отлить только одно-единственную,
присущую ему форму, что для точного выражения смысла существует
одно-единственное слово, одна-единственная фраза, которые художник обязан
найти.
Флобер мучительным трудом достиг
совершенной писательской техники, совершенной композиции. И все же нельзя
объяснить непреходящую ценность его книг только исключительным писательским
мастерством. Творчество Флобера было знамением времени, в нем нашли свое
выражение очень существенные моменты истории французского общества.
Как уже было сказано, Флобер
продолжил дело Бальзака. С его появлением реализм утверждается во французской
литературе как ведущее направление. Отныне все лучшее, что создают писатели
Франции, неразрывно связано с правдивым изображением действительности, с
критикой устоев буржуазного общества.
Флобер, его единомышленники
и продолжатели делают много для того, чтобы правильно осмыслить и истолковать
творчество Бальзака. Защита наследия Бальзака проходит в условиях сложной
идейной борьбы, и в этой борьбе важное место занимает Флобер, его эстетические
позиции и, главное, его замечательные романы, такие, как «Госпожа Бовари» и
«Воспитание чувств». Творческое наследие автора «Человеческой комедии» Флобер
пытается осваивать критически. Ему удается сказать новое слово в литературе,
сказать это слово в условиях иной эпохи, проявив при этом во всей широте свою
творческую индивидуальность.
Сейчас в исторической
перспективе, Гюстав Флобер кажется фигурой почти символической. Прикрепленный к
самой середине прошлого столетия (29 лет жизни до 1850 года, 30 – после), этот
гигантский маятник своим ходом, своим ритмом обозначал момент смены эпох, смены
времен, обозначал переходное время, когда утрачивались иллюзии, но еще не
возникали надежды.
«САЛАМБО». Роман
«Саламбо» был написан в 1862 году. Сюжет взят из истории Древнего Карфагена (III в. до н.э.). Однако это не
исторический роман в традиционном для XIX века понимании. Автор не ставит своей задачей показать логику выбранной
им исторической эпохи, рассмотреть исторические закономерности. Здесь
центральны является также психологический конфликт, связанный с изображением
любви между Саламбо, высокородной жрицей богини Танит, и Мато, вождем ливийских
войск. По сути дела, их судьбы аналогичны печальной участи Эммы Бовари: они в
душе мечтатели, страдающие от столкновения с жизнью, по-своему бесчеловечной.
Человек с живой душой становится жертвой религиозной одержимости и военной
жестокости.
Собираясь работать над
«Саламбо», писатель посетил Северную Африку и уловил колорит чужой далекой
земли. Достоверно воссозданы им быт и культура той эпохи, выразительны его
описания восточной роскоши и пышности обрядов. В этом романе во всем богатстве
проявилось стилистическое искусство Флобера. Грандиозно-декоративные зарисовки
чередуются с картинками, написанными мелкими мазками, подобно стилю
импрессионизма, который расцветает в это время во французской живописи. Первые
обычно сопутствуют острым сюжетным ситуациям: «Они пошли обратно между двумя
длинными, параллельно тянувшимися галереями. По краям открывались маленькие
кельи. Их кедровые колонны были увешаны тамбуринами и кимвалами. Женщины спали,
растянувшись на циновках перед кельями. Тела их, лоснившиеся от притираний,
распространяли запах пряностей и погасших курений; они были так нарумянены и
насурьмлены, что, если бы не вздымалась грудь, их можно было бы принять за
лежащих на земле идолов… лучи драгоценных камней играли между раскрашенными
колоннами на лицах спящих женщин» (Мато в храме Танит). Импрессионистические
зарисовки в романе чаще всего сопровождают изображение душевного состояния
героев: «Луна поднялась вровень с морем, и в городе, еще покрытом мраком,
заблестели светлые точки и белые пятна: дышло колесницы во дворе, полотняная
ветошь, развешанная на веревке, выступ стены, золотое ожерелье на груди идола.
Стеклянные шары на крышах храмов сверкали местами, как огромные алмазы. Но
смутные очертания развалин, насыпи черной земли и сады казались темными глыбами
во мраке…» (Саламбо на молитве).
Использованная литература:
1. Большая советская энциклопедия, т.27.
2. Гюстав Флобер, «Воспитание чувств» –
М., Худ. литература, 1977.
3. Гюстав Флобер, «Госпожа Бовари» - М.,
Худ. литература, 1981.
4. История зарубежной литературы XIX века – М., Просвещение, 1982.
Другие работы по теме:
Литературный герой ЭММА БОВАРИ
Эмма бовари фр. Bovary Emme героиня романа Г. Флобера Мадам Бовари Реальный прототип. Дельфина Дела мар жена лекаря из города Ри близ. Руана умершая в возрасте лет отравившись мышьяком.
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. Б. В. Аверин. // Иван Бунин: pro et contra. – Спб.: Феникс, 2001. – С. 658-663
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера Госпожа Бовари
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари" Автор: Флобер Г. В романе Флобера мало кто из героев заслуживает симпатии. К той же Эмме мы относимся неоднозначно. Что уж говорить о таких малоприятных персонажах, как Родольф и Леон, которые предали её, даже не придя на похороны "любимой" женщины.
Делу время, потехе час
Автор: Сочинения на свободную тему Устное народное творчество — самый древний вид искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать свои знания, опыт, навыки нам, пришедшим в этот мир, чтобы мы стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими.
Трагичность образа Эммы Бовари
Лучшим хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во французской литературе является Гюстав Флобер, в творчестве которого прослеживается полное отсутствие каких-либо иллюзий о жизни
Гюстав Флобер Саламбо
В ряду крупнейших писателей-реалистов 19 века во Франции справедливо называют имя Гюстава Флобера. Он родился 12декабря 1821 года в Руане. Он был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Гюстав Флобер
Значение Флобера в истории французской литературы и публицистики настолько огромно, что трудно поддается оценке. Он вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, одним из которых был, например, Ги де Мопассан. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего времени.
Гюстав Курб
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место.
Восстание наёмников в Карфагене
Введение 1 Причины войны 2 Ход военных действий 3 Изображение войны в литературе Восстание наёмников в Карфагене Введение Восстание наёмников (Ливийская война, Война без перемирия) произошло в Карфагенском государстве в 240-238 годах до нашей эры.
Бероев, Вадим Борисович
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Признание и награды 4 Творчество 4.1 Роли в театре 4.2 Фильмография Введение Вади́м Бори́сович Беро́ев (10 января 1937, Беслан — 28 декабря 1972, Москва) — советский актёр театра и кино осетинского происхождения. Заслуженный артист РСФСР. Дед актёра Е. В.
Куинси, Джозайя III
Введение 1 Краткая биография 2 Творчество Список литературы Введение Джозайя Куинси III (англ. Josiah Quincy III; 4 февраля 1772 — 1 июля 1864) — американский государственный деятель. Мэр г. Бостона (1823—1828), Президент Гарвардского университета (1829—1845) Сын публициста Джозайи Куинси II.
Фюссли, Иоганн Генрих
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Fьssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Эрсилья-и-Суньига, Алонсо де
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Ало́нсо де Эрси́лья-и-Суньи́га (исп. Alonso de Ercilla y Zъсiga; 7 августа 1533, Мадрид — 29 ноября 1594, там же) — испанский поэт баскского происхождения, автор поэмы «Араукана».
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Бекетова, Елизавета Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Переводческая деятельность Введение Елизаве́та Григо́рьевна Беке́това (декабрь 1834, Оренбург — 1 (14) октября 1902, Санкт-Петербург) — русская переводчица; дочь путешественника Г. С. Карелина, мать переводчицы и поэтессы Е. А. Бекетовой, переводчицы и поэтессы М.
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Карус, Карл Густав
Введение 1 Жизнь и творчество 2 Избранные полотна 3 Публикации на русском языке Введение Карл Густав Карус (нем. Carl Gustav Carus; 3 января 1789, Лейпциг — 28 июля 1869, Дрезден) — немецкий врач (гинеколог, анатом, патолог, психолог), художник и учёный, крупный теоретик романтизма в искусстве.
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Кейль, Альфредо
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание и наследие Введение Альфре́до Кейль (порт. Alfredo Keil; 3 июля 1850, Лиссабон — 4 октября 1907, Гамбург) — португальский поэт, композитор, художник, коллекционер немецкого происхождения, автор мелодии государственного гимна Португалии.
Аржиловский, Александр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Введение Александр Михайлович Аржиловский (14 сентября 1948, Тюмень — 11 ноября 1999, там же) — советский актёр театра и кино.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Дюре, Франциск Жозеф
Франциск Жозеф Дюре (фр. Francisque Joseph Duret; род. 19 октября 1804 г. Париж — ум. 1885 г. Париж) — французский скульптор — романтик. Жизнь и творчество
Ги де Мопассан
Ги де Мопассан - один из крупнейших мастеров французского реализма XIX в., автор новелл и романов, наследник Бальзака и ученик Флобера, поклонник "великого русского" Тургенева.
Гюстав Флобер
Великий французский романист - "Госпожа Бовари. Провинциальные нравы" (1857), "Саламбо" (1862), "Воспитание чувств" (1869); сборник "Три повести" (1877); пародийно-сатирический "Лексикон прописных истин".