МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРАНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной литературы
Реферат по курсу «Зарубежная
литература» на тему:
«Оппозиция рока (власти звёзд) и
свободной воли человека в пьесе Кальдерона 'Жизнь есть сон'».
Выполнила студентка 2 курса
дневного отделения 214 группы
Зотова А. М.
Москва – 2009
Немного о барокко
Барокко (barocco) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII
веков. Существуют разные предположения о происхождении этого слова; большинство
учёных считают, что слово «барокко» пришло из португальского языка.
По-португальски «perola barroca» — значит
«жемчужина неправильной формы». Культура барокко тяготеет ко всему вычурному,
украшенному, необычному, «неправильной формы».
Писатели и поэты в эпоху
барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания
часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы,
метафоры, театральные приёмы, графические изображения (это когда строки стихов
образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами,
параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерно
также стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность,
энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием
курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и
свет, время и вечность). Барочные писатели и поэты уделяли большое внимание теме
бренности и непостоянства, теме судьбы и свободы; они очень любили использовать
символику ночи, мечты, сновидений.
Немного о
Кальдероне
Педро Кальдерон де ла Барка
Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Pedro Calderón de la Barca Henao de la
Barreda y Riaño) – известный испанский драматург и поэт XVII века.
Родился он в 1600 году, умер в 1681. Кальдерон написал более двухсот
драматических сочинений в стиле классической испанской драмы, которые множество
раз были поставлены на европейских сценах театров. Кроме того, он стал автором интермедий[1],
различных стихотворений и поэм.
Кальдерон пишет свои
произведения на основе модели барокко, созданной Лопе де Вега (принцип активно
развивающейся интриги + смешение комического и трагического). Однако для
Кальдерона, в отличие от Лопе де Вега, характерно особое внимание к
сценографической и музыкальной стороне спектакля. Кальдерон доводит до
совершенства «формулу» де Вега, очищая её от лирических и малофункциональных
элементов и превращая пьесу в пышное действо. Стилю Кальдерона присущи
повышенная метафоричность, образный поэтический язык, логически выстроенные
диалоги и монологи, где раскрывается характер героев. Персонажи его пьес
одновременно обладают одной главенствующей чертой (жажда познания, неумение
различать добро и зло, стремление к справедливости) и сложным внутренним
устройством.
Существует множество
классификаций пьес Кальдерона. Чаще всего исследователи выделяют «драмы чести» (конфликт
связан либо с отступлением от принципов любви или религии, либо с трагической
необходимостью их соблюсти); «комедии интриги (комедии, выстроенные по канонам Лопе
де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой, инициатором которой чаще
всего является женщина); «философские драмы» (пьесы этого типа затрагивают проблемы
человеческой судьбы, свободы воли, человеческого страдания).
«Жизнь есть сон»
(оппозиция рока и свободы воли)
Пьеса «Жизнь есть сон»
(La vida es sueño) была написана в 1635 году. Она считается наиболее
известной и значительной философской пьесой Кальдерона. Действие её происходит
в Польше, а один из персонажей пьесы (Астольфо) носит титул «герцога
Московского»; время действия – предположительно конец XVI века
(Н. И. Балашов полагает, что Кальдерон описывает Смутное время).
Кальдерон использует это, чтобы показать, что для важных философских вопросов
не существует каких-либо временных или географических рамок. Пьесу организуют
контраст и динамическое равновесие, бинарная оппозиция в системе образов (с
каждым из персонажей Сехизмундо образует пару, внутри которой можно наблюдать
отношения двойничества, вражды или притяжения), колебания между крайностями,
нагнетание противоположностей и парадоксов.
В центре произведения —
конфликты между человеком и природой, властью и личностью, роком и свободой
воли, при чем последний является наиболее значимым. Все персонажи так или иначе
вынуждены бороться с судьбой.
В первую очередь, это
Басилио. Басилио – король, его волю выполняют остальные действующие лица.
Однако его воля бессильна перед судьбой. Пытаясь избежать предсказанного, он,
наоборот, поступает сообразно воле рока (ведь если бы Басилио не запер сына в
башне, Сехизмундо не возненавидел бы всех вокруг). Басилио не удается избежать
судьбы потому, что он пытается не изменить ситуацию «изнутри», а лишь
«отрегулировать» её внешне, лишив сына внешней свободы.
Жертвой воли отца, и воли
рока становится принц Сехизмундо. Он сетует, что он лишен свободы («Какая ж это
справедливость, какой же требует закон, чтоб человек в существовании тех
преимуществ был лишен…?»), то есть лишён воли, потому что в сознании польского
принца свобода внешняя совпадает со свободой внутренней. Дальнейшее развитие
сюжета, кстати, идёт через оппозицию внутренней и внешней свободы. Если в
первой хорнаде у Сехизмундо нет ни внутренней, ни внешней свободы (он просто не
отделяет их друг от друга), то во второй хорнаде он внешне свободен, и
благодарит судьбу («О судьба! Так значит царство предо мною!»); но он не понимает,
что без внутренней свободы внешняя – ничто. В третьей хорнаде Сехизмундо учится
отделять вечные ценности от мимолётных, и обретает внутреннюю свободу, а в
четвёртой хорнаде – и внешнюю. Сехизмундо удалось победить рок только потому,
что он меняет именно себя изнутри, а не пытается влиять на судьбу внешними
действиями. Сехизмундо, став наследником престола, получает возможность своей
волей влиять на других людей (например, именно благодаря ему происходит свадьба
Росауры и Астольфо: «Свершить обещанное - рок»). Изменив себя, Сехизмундо, как
кажется, изменил свою судьбу (а может, изменил себя как раз по её воле?)
Своеобразный «двойник»
принца, Росаура, тоже сражается с судьбой. Её возлюбленный, герцог Астольфо,
покидает её против её воли. Сама Росаура говорит о том, что у неё был выбор –
остаться, или ехать за герцогом; она выбирает последнее, пытаясь противостоять
воле рока. Однако, она не собирается давать свободу выбора возлюбленному; если Астольфо
по своей воле, или по воле короля (или по воле судьбы?) откажется на ней
женится, Росаура просто убьет его. По воле судьбы Росаура попадает к башне и
должна умереть (по воле короля), но и по воле той же судьбы она встречает
своего отца Клотальдо, который хочет спасти ей жизнь; и не умирает Росаура
опять же по воле короля (или по воле всё той же судьбы; ведь король мог и не
объявить о существовании Сехизмундо, или объявить позже, и тогда казнь Росауры
была бы необходима). (Можно заметить, что воля судьбы и человека (короля)
противоречат не только друг другу, но и сами себе). По воле судьбы Росаура
знакомиться с Сехизмундо, и по воле Сехизмундо произойдёт в дальнейшем её
свадьба.
Пытается победить судьбу
и Кларин, слуга Росауры. Во время сражения Кларин прячется, и в результате
оказывается единственным убитым: «думал обмануть свой рок и сам нашел его». Кларин
не смог преодолеть судьбу, потому что по мысли Кальдерона, судьбу одолевает
лишь тот, кто одолевает себя. История Кларина (слуги) схожа с историей Басилио
(короля): оба пытались повлиять на судьбу внешне. Они оба являются примером
того, что человек, полагаясь только на свои силы, не может преодолеть рок.
Кроме того, Кальдерон показывает, насколько воля рока не зависит от сословия.
Также очень интересен
Клотальдо, старик, отец Росауры. Воля Клотальдо для Сехизмундо – почти божественная
воля, ибо обуславливает всё в жизни принца. А сам Клотальдо в это время
выполняет приказы короля, полностью подчиняя ему свою волю. По воле рока он
встречает свою дочь, почти обрекая её на смерть. Однако, вознамерившись спасти
Росауру, он пытается противостоять по воле рока воле короля: «На этот раз мой
рок печальный, о, государь, судьбы веленьем нарушил … верноподданность мою».
Кроме того, о судьбе ведут
разговор Астольфо и Эстрелья. Астольфо так размышляет о судьбе: «Как редко, беды
возвещая, судьба неверною бывает» (то есть, по воле судьбы в основном
происходят беды). Примерно так же думает Эстрелья: «Коли судьба захочет только таким
единственным блаженством загладить столько темных бедствий…».
Заключение
Как видно, тема воли рока
и свободной воли человека является одной из самых главных проблем в пьесе
Кальдерона «Жизнь есть сон». Воля рока и воля людей постоянно пересекаются,
противоречат друг другу, иногда противоречат сами себе (это может быть
обусловлено самим барочным жанром данного произведения). Однако самое главное,
что хотел донести Кальдерон до читателей и театральных зрителей – это мысль о
том, что нельзя победить волю рока, не изменив себя; и нельзя получить внешнюю
свободу, не обретя внутренней, ибо лишь внутренняя свобода обусловливает
внешнюю, и позволяет не подчиняться полностью воле судьбы.
Хоть
все дороги знает рок,
Хоть
он, сеньор, того находит,
Кого
в горах сокрытых ищет
Не
христианское решенье, -
Сказать,
что нет для нас пути,
Его
безжалостность исправить.
Есть
путь; и мудрый над судьбою
Способен
одержать победу;
После смерти (1681 г)
Кальдерон был ненадолго забыл, однако в XVIII столетии он был заново открыт.
Гёте ставил его пьесы в Веймарском театре; заметно влияние пьес Кальдерона на
замысел «Фауста». Благодаря трудам братьев Шлегель, которых особенно привлекала
философская составляющая его произведений, Кальдерон обрёл широкую популярность
и прочно занял место в качестве классика европейской литературы. Влияние
Кальдерона сказалось в творчестве Гуго фон Гофмансталя, Перси Биши Шелли,
Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера.
Список
использованной литературы
1. Педро Кальдерон де ла Барка. «Драмы». Книга вторая. «Жизнь есть сон». Перевод Константина Бальмонта. Издание подготовили Н. И. Балашов, Д.Г. Макогоненко. "Литературные памятники", М. Наука, 1989
2. Балашов Н.И. «На пути к не открытому до конца Кальдерону». – М. Наука, 1989.
3. Балашов Н.И. Испанская
классическая драма. – М.: Наука, 1975. – 336 с.
4. Ерёмина С.И. «Великий Театр Педро Кальдерона».
5. Оганисьян М. Ю. «Диссертации на
тему ‘Философско-эстетические принципы трагедий Кальдерона и Расина’».
[1] Интермедия —
небольшая сцена комического характера, разыгрываемая между действиями пьесы.
Другие работы по теме:
Горький м. - Человек в пьесе м. горького
Человек в пьесе М.Горького "На дне". Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! М.Горький Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней в первую очередь объясняется тем, что писатель подробно и достоверно изобразил жизнь людей, оказавшихся на "дне".
Литературный герой СЕХИСМУНДО
Сехисмундо исп. Segismundo герой драмы. Педро Кальдерона де ла Барки Жизнь есть сон опубл в г написана по видимому в конце х или в самом начале х годов XVII в Королю Басилио мудрецу и звездочету светила alignjustifyсехисмундо исп Segismundo герой драмы.
Hate Dept
Сформированная в начале 90-ых годов лидером группы Сейболдом "Hate dept." – исполняет музыку, представляющую собой смесь равных частей индастриал-дэнс-рока и панк-рока.
Магнитные звёзды
Характерной особенностью "магнитных звёзд" является гладкость и статичность их магнитных полей, в отличие от, например, Солнца, чьё магнитное поле не слишком сильно, дискретно и постоянно изменяется.
Есть люди, а есть иные человеки по пьесе Горького На дне
Есть люди, а есть иные человеки 8230 по пьесе Горького На дне В пьесе Горького, написанной в 1902 году, зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Конечно, тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Во что веришь, то и есть. Роль Луки в пьесе На дне
"Во что веришь, то и есть". Роль Луки в пьесе "На дне" Автор: Горький М. Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова Вишнёвый сад
Автор: Чехов А.П. В дореволюционной России долго сохранялся старый феодальный строй, когда господствовало дворянство. Оно жило за счёт тех доходов, которые давали ему их поместья. Но постепенно в России, правда, позже, чем в других государствах, начал развиваться капитализм. В обществе появился новый класс — буржуазия.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Кальдерон Педро
(17.01.1600 - 25.05.1681) Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао, была дочерью оружейника, родом из Фландрии. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес.
Мини-сочинение В городе Калинове по пьесе А.Н. Островского Гроза
Мини-сочинение "В городе Калинове" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") Автор: Островский А.Н. Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Человек и Рок в произведениях Л. Н. Андреева
Л. Андреев — один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество — реакция на неспокойное, “смутное” время, “страшные годы” России.
Спор о человеке в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.
В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Автор: Островский А.Н. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 4
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной.
Три правды в пьесе На Дне
Три правды в пьесе "На Дне" Автор: Горький М. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.
Курт Вайль
Вайль, Курт (Weill, Kurt) (1900–1950), немецкий композитор и дирижер.
Гусев, Владимир Евгеньевич
Введение 1 Биография 2 Роли в Ярославском камерном театре 3 Фильмография Список литературы Введение Влади́мир Евге́ньевич Гу́сев (род. 9 июля 1958) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010)[1].
Гелиакический восход
(др.-греч. ἡλιακός — солнечный) — первый после некоторого периода невидимости восход небесного светила (звезды или планеты) непосредственно перед восходом Солнца: «восход в лучах утренней зари».
Тальма, Франсуа-Жозеф
Франсуа-Жозеф Тальма́ (фр. Franзois-Joseph Talma; 15 января 1763, Париж, Франция — 19 октября 1826, Париж, Франция) — французский актёр, реформатор театрального искусства.
Льоке Юпанки
Льо́ке Юпа́нки Льуки Юпанки (кечуа Lluq'i Yupanki или Lluqi Yupanki «прославленный левша», исп. Lloque Yupanqui), ль произносится мягко, без йотирования, как в слове «полёт» — Сапа Инка (около 1260), третий правитель государства инков. Представитель династии Урин Куско, второй сын и наследник Инки Синчи Рока, отец Майта Капака.
Медисон-сквер-гарден
Медисон-сквер-гарден (англ. Madison Square Garden), также известный под названиями « Эм-Эс-Джи » (англ. MSG) и « Гарден » (англ. The Garden) — легендарный спортивный комплекс в Нью-Йорке, США, место проведения международных соревнований по нескольким видам спорта и домашняя арена для команд НХЛ и НБА.
Золотой век Испании
Диего Веласкес. «Копья» (1635) Золотой век Испании (Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.
Флаг Миннесоты
Флаг Миннесо́ты (англ. Flag of Minnesota) — один из государственных символов американского штата Миннесота. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого помещена печать штата, окружённая белой полосой с жёлтой каймой.
Флаг Индианы
Флаг Индианы Флаг Индиа́ны (англ. Flag of Indiana) — один из символов американского штата Индиана. В преддверии празднования столетней годовщины штата Индиана, Генеральная Ассамблея штата приняла решение о проведении конкурса на флаг штата. Этот конкурс был организован и профинансирован местным отделением общества «Дочери Американской революции».
Флаг Миссисипи
Флаг Миссисипи Флаг Миссиси́пи (англ. Flag of Mississippi) — один из государственных символов американского штата Миссисипи. Единственный флаг, на котором осталось изображение военного флага конфедератов.
Либеральная оппозиция в Мьянме
Связать Либеральная оппозиция в Мьянме — оппозиция правящему режиму Мьянмы, представлена политическими силами, объединенными под руководством бывшего премьер-министра правительства Бирмы (1947-56) Такин Ну (У Ну). После переворота 2 марта 1962 года в Бирме начинает складываться оппозиционная коалиция.
Дон Педро Кальдерон де ла Барка
Пьесы Кальдерона – это целый мир, где разыгрывается богатейшая фантазия, причудливо переплетаются самые разнообразные мотивы, а действие неизменно приковывает внимание зрителя.