Министерство образования и науки
Российской федерации
Федеральное агентство по
образованию Российской федерации
Ивановский Государственный
Университет
Исторический факультет
Кафедра истории и культуры России
Контрольная работа по
курсу
Введение в
литературоведение
Тема работы: Н. С.
Лесков «Тупейный художник»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Федотова
Ю.С.
Проверил:
Николаев А.И.
Иваново 2009
Рассказ «Тупейный
художник», был написан Н.С. Лесковым в 1883 году, а также был впервые
опубликован в Художественном журнале, 1883, № 2, с датой: «С. Петербург, 19
февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения
усопших». Он вошел (с изменениями) в Собрание сочинений (т. 6. СПб., 1890). [1]
Сюжет этого рассказа основан на истории о трагической любви крепостной актрисы
графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и
гримировщика).
По главной задумке писателя
«Тупейный художник» служит нам верным и справедливым примером настоящего
русского характера, сравнимый с состоянием современной русской души. Недаром у
Лескова рассказ главной героини обращен к ребенку. В этом раскрывается основная
идея автора: избавить русских людей от эстетического наследия эпохи крепостного
права, искоренить темные начала в русской душе, а также отразить в лице
«тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа - верность,
силу духа, мужество, талантливость, способность к настоящей любви.
Главные герои
произведения - Люба и Аркадий - олицетворяют лучшие черты национального
характера. Они оба красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того,
каждый из героев творчески одарен. Здесь Лесков говорит о том, что художниками
могут быть не только писатели, скульпторы, или живописцы, но и самый обычный
человек, видящий красоту и пытающийся достигнуть в своем деле совершенства. Именно
такой и есть Аркадий. Он не просто причесывал, он «рисовал» актрис, превращая
дворовых девушек в прекрасных барышень и героинь, а, при необходимости создавал
благородный образ для братьев Каменских. Его талант заключался в способности создать
облик с помощью «макияжа» и сделать его ярким и красивым. Исполняя работу
«тупейного художника», герой переживает моменты творческих озарений. Юная Любовь
Онисимовна предстает перед нами тихой и кроткой девушкой, не смеющей
противостоять своему хозяину. Она не задумывается о высшем назначении человека,
о своеобразии человеческого мира, но она видела счастье – испытала настоящую
любовь. Ее талант в блестящей актерской игре.
Совсем иными предстают
Братья Каменские. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее
зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой
хуже". Они почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца
повествования.
Главные герои показаны
в рассказе в самый важный момент в своей жизни. Перед ними стоит трудный выбор:
покориться, стерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, или же
восстать против обычаев и законов, сковывающих человеческое достоинство, идя на
страшный риск погибнуть. Именно здесь и начинают раскрываться таящиеся до сих
пор решительность, смелость, гордость. Проснувшееся ощущение свободы
облагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часы
побега и позже, когда наступает жестокая расплата.
Рассказ был написан от
лица литературного героя, бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. События,
составляющие сюжетную основу «Тупейного художника», воспроизводятся старой
бабушкой. Она рассказывает мальчику историю своей жизни, а повествователь уже
зрелым человеком делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшая
крепостная актриса была его няней. Так в «Тупейном художнике» возникает живое
единство времен. Возникающие в этом общении взаимопонимание между няней и
мальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. В первую
очередь Лесков не спешит называть точные даты, потому что эта не самая важная
черта рассказа: при каком Каменском служил Аркадий (ведь в рассказе их упоминалось
трое, и все слыли тиранами), в какое время это было — крепостное право и
крепостники. Прототипы графов Каменских были во все времена, и так или иначе
Аркадия в любом случае ожидала та же судьба.
В "Тупейном
художнике" Лесков следует художественным законам народного рассказа -
сохраняет основную суть рассказа, свободно нарушает хронологию, переиначивает
детали, подчиняя их главному замыслу. Так автор создает свой художественный
образ, который выражает эпоху. Он не является изображением конкретного факта
действительности, и тем не менее верно отражает основную идею того времени.
Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого и судьбу определенных
людей — он показывает эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно
приобретает черты народного эпоса.
Трогательную любовь
молодых крепостных графа Каменского ждут тяжелые испытания. Бывшая актриса Люба
должна пополнить список наложниц развратного барина. Надеясь помешать этому, Аркадии
решается на отчаянный поступок - он увозит свою возлюбленную, не думая о
возможных последствиях побега, не продумав его как следует… Естественно, его
непродуманный план дает трещину и главных героев все-таки нагоняют и ловят. Перенеся
пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу,
офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить
ее у барина. Казалось бы, счастье было так близко. Однако героям все-таки не
суждено быть вместе. Героев губят не «хозяева жизни» - Каменские, а «свои».
Вначале влюбленных предает священник, которому они доверились, а впоследствии
Аркадий становится жертвой простого дворника.
Автор искренне
сочувствует героям. Взаимная любовь двух прекрасных людей подвергается самым
страшным испытаниям этого мира. Но хуже всего то, что нет света в душах окружавших
их людей. Ни помещики, ни крепостные не сострадают главным героям. Даже тогда
каждый человек искал выгоду только для себя. Я согласна с мнением Лескова. Для
меня тяжело еще было видеть то, что уже постаревшая Любовь Онисимовна «заливала
свое горе» выпивкой. Трудно сказать, как бы я поступила в подобной ситуации. На
мой взгляд, вино, не самый лучший лекарь души.
"Души их во благих
водворятся"… Эти слова, приведенные в эпиграфе говорят о том, что все
хорошие поступки, совершаемые человеком, ненапрасные. Аркадий, выступал здесь
за образ Добра, и когда он вел борьбу за счастье быть с любимой, он защищал
добрые, истинно человеческие начала жизни. Все то, что произошло с ними,
произошло не зря, даже если эта история оказала такое моральное влияние хотя бы
на одного человека. Чувства сострадания и любви, к которым призывала старая
няня (" ..никогда не выдавай простых людей, потому что простых людей ведь
надо беречь, простые люди всё страдате-ли.."), запечатлевшиеся в душе
ребенка, на всю жизнь вооружат человека страстным стремлением к добру и
красоте.
История Любы и Аркадия,
описанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, так
как это было бы не свойственно суровой действительности того времени. Герои
рассказа не единожды оказываются близки к достижению заветной цели, но, увы, все
их надежды рушатся. Кроме двух сложившихся неудач, автор намекает в рассказе и на
третью, которая вполне могла ожидать влюбленных, если бы побег удался. Беглецы
стремились в «турецкий Хрущук», «куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, —
тогда много наших людей от Каменского бежали». "Турецким Хрущуком" тогда
называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под властью турок. Не
единожды во время русско-турецких войн того времени город был разрушен, и
поэтому никак не мог быть убежищем беглецов. Хрущук был такой же мечтой и
легендой, как мифы о Беловодье. Но все-таки Лесков сохраняет в рассказе тот
мифический город, как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье
в крепостническом государстве.
[1] Лесков Н.С. Повести и рассказы /
Вступ. ст. Л. Аннинского; Коммент. А. Ранчина, Л. Аннинского, Б. Акимова. - М.:
Мир книги, Литература, 2007. – С. 393. – (Бриллиантовая коллекция).
Другие работы по теме:
Сказ
Сказ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, который воспроизводит речь произведений устной словесности.
"Народный глас" в творчестве Н.С. Лескова
Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он "изучал народ не но разговорам с петербургскими извозчиками", а "вырос в народе".
Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова Левша
Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова 8220 Левша 8221 Рассказ “Левша” был написан в 1881 г., но замысел подобного произведения, как установлено, возник уже около 1878 г. Считается, что Лесков однажды услышал шутку о том, как “аглицкие” инженеры сделали из стали блоху, а тульские мастера ее подковали и отослали обратно; этот анекдотический сюжет и лег в основу будущего произведения.
Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова
Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа.
Язык рассказа Николая Лескова Левша
1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя.
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова Старый гений
Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90 х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.
Образ повествователя в рассказе Николая Лескова Левша
Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития.
Образ Левши в рассказе Лескова Левша
Образ Левши в рассказе Лескова 8220 Левша 8221 Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере появились в одном из самых известных произведений писатель “Левше”. Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся (”на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников.
Русская история в рассказе Николая Лескова Левша
Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников.
В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова "Очарованный странник") Автор: Лесков Н.С. Повесть "Очарованный странник" была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в "Очарованном страннике", является тема личности, освобождающейся от сословных уз.
Тупейный художник
Автор: Лесков Николай. Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
«Дух отрицания...»
Наиболее резко по духу отрицания и во всей биографии художника развернулось позднее творчество Н. С. Лескова в его произведениях «Импровизаторы», «Полунощники», «Заон», «Зимний день», «Заячий ремиз».
Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора" «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине».
Мир образов Лескова
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова.
Слон-живописец
Автор: Михалков С. Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно?
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Сюжет и проблематика одного из произведений Н.С.Лескова
Николай Семенович Лесков писал: «Пора уважать в людях неотъемлемые права человеческой свободы». В своем творчестве он обличал крепостнические нравы, талантливо раскрывал драматические эпизоды городской и крестьянской жизни.
В чём драма Ивана Флягина
Автор: Лесков Н.С. Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрёт. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую жизнь.
Образ рассказчика в прозе Лескова
Особенности восприятия русской действительности второй половины XIX века в литературном творчестве Н.С. Лескова. Образ рассказчика лесковских произведений - образ самобытной русской души. Общая характеристика авторской манеры сказания Лескова в его прозе.
Серов В.А.
Художник-живописец, жанрист, портретист, представитель реализма, мастер психологического портрета, пейзажист, декоратор, график.
Мастер Бадиа а Изола
(итал. maestro di Badia a Isola, работал в конце XIII — нач. XIV в.) — итальянский художник. Это анонимный художник, авторство которого приписывается картине «Маэста», хранившейся ранее в церкви Сан Сальваторе Аббадиа а Изола в Монтериджони. Первоначально это произведение приписывалось руке молодого Дуччо, однако дальнейшие стилистические изыскания привели к выводу, что оно создано неизвестным сиенским художником.
Как ни грустно в этом непонятном мире но он все же прекрасен ИАБунин НСЛесков Тупейный художник
Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен..." И.А.Бунин. (Н.С.Лесков. "Тупейный художник"). В рассказе "Тупейный художник" не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии "художник". "У нас многие думают, что "художники" — это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников...
Лесков Н.С.
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.