Пушкин
"по–Бродски"
Тема
"литературных" взаимоотношений А. Пушкина и И. Бродского часто
поднимается в современной критике. В работах ученых и публицистов ставится
вопрос прежде всего о преемственности творчества Бродского, о его тесной связи
со знаменитым предшественником или отсутствии таковой.
Мнения на этот счет
разные. Одни литературоведы ругают "русскоязычного" поэта Бродского,
считая, что его поэзия вообще не имеет никакого отношения к русской
словесности. Отсюда вытекающее суждение о том, что сама попытка сравнения
Бродского с "солнцем русской поэзии" - самое страшное кощунство и
чуть ли не святотатство. Другие называют поэта "Пушкиным ХХ века" и
прочат ему славу в будущем, которая затмит достижения его старшего
"коллеги по цеху". Эту бурную полемику мы рассматривать не будем и ни
к одной из спорящих сторон не примкнем, а согласимся со словами Льва Лосева о
"непрекращающемся диалоге", который ведет Бродский с Пушкиным
"то в сюжете, то в подтексте стихотворений". Особенности этого
"непрекращающегося диалога" и попробуем проанализировать на примере
поэмы И. Бродского "Двадцать сонетов к Марии Стюарт", а именно на шестом
ее сонете.
Прежде, чем приступить
непосредственно к анализу, следует рассказать немного обо всей поэме.
Лирический герой Бродского, прогуливаясь по Люксембургскому парку в Париже,
обращает внимание на одну из каменных статуй. Это изображение шотландской
королевы Марии Стюарт. Сонм воспоминаний, мыслей и чувств просыпается в поэте
при созерцании "анфаса и матовых плеч" каменной дамы. Обрывками
впечатлений прошлого, слухами об этой исторической личности и просто
собственными философскими размышлениями он спешит поделиться со статуей, ибо
лучшего слушателя не найти. Шестой сонет - это своеобразное признание в любви
каменному изображению Марии Стюарт. На первый взгляд так и кажется. Но все не
так просто. Из текста сонетов видно, что адресат душевных излияний поэта – не
реальная историческая личность, а образ некой Мари, зачем-то ему нужный. Это
образ близкого поэту человека, женщины, которую он когда–то любил (или все еще
любит?).
Конечно, можно сделать
отсылки к биографии автора, вспомнить Марианну Басманову, реальную женщину,
возлюбленную Бродского, которой посвящены многие его лирические шедевры. Но в
рамках отдельно взятого "Шестого сонета" мы вряд ли имеем на это
право. Поэтому далее будем образ прекрасного адресата считать размытым и
называть героиню "красавицей", как делает это сам автор в
"Четвертом сонете":
Красавица, которую я
позже
Любил сильней, чем
Босуэлла – ты,
С тобой имела общие
черты…
Итак, "Шестой
сонет". Надо сказать, что в данном случае мы имеем дело с таким
литературным явлением, как реминисценция. По толковому словарю Ожегова
реминисценция - "отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в
художественном произведении". Вообще в поэзии реминисценции довольно
редкое явление, чаще встречаются интерпретации, подражания и пародии. Данный
сонет Бродского на первый взгляд и выглядит как пародия. Уж больно налицо
отсылки к тексту оригинала, иронические замечания. Но задача пародии - насмешка
(помягче - усмешка, при так называемой дружеской пародии) над мыслями,
чувствами, тематикой, манерой, поэтикой того, кто или что пародируется, для
чего присущие ему особенности гипертрофируются, подчёркиваются их чем-то
смешные стороны. У Бродского нет ни такой задачи, ни соответствующих приёмов;
хотя некий комический эффект его реминисценция производит. Для реминисценции
необходимо либо нацеливаться на очень начитанную публику, либо использовать
известный текст, знакомый каждому. Для признания в любви лучшего
материала-основы, чем пушкинское "Я вас любил…" не найти. Это
произведение - не только образец творчества великого классика, но и для
восприятия русского читателя наполненный неким особым, сакральным, смыслом. Но
Бродский, используя стихотворение Пушкина, конечно, не идет у него на поводу:
он вышивает по пушкинской канве, но своими собственными нитками, иногда
совпадая с ним, иногда полемизируя. Воспринятое Бродским пушкинское слово,
пройдя через горнило его собственных представлений и поэтики, откликается новым
звучанием, наполняется новым смыслом. Так что можно говорить не просто о
перекличках, но об апелляции Бродского к Пушкину и своеобразной реакции на
него. Отражение новых смысловых пластов заметно на всех языковых уровнях
поэтического текста.
Стихотворение Пушкина
состоит из восьми строк. У Бродского - это сонет, и, как и положено сонету, в
его составе – 14 строк. Получается, что целых 6 строк – это свободное
пространство, принадлежащее только Бродскому и выходящее за рамки пушкинского
"Я вас любил". У Бродского нет классической разбивки на октет и два
терцета, принятой для сонета, и рифмовка строк – совсем не традиционная.
Собственно, сонетная форма здесь расшатана до предела. Несмотря на слова автора
в "Первом сонете" о "классической картечи", лексику тоже не
назовешь традиционно сонетной. Нацеленности на какой-либо определенный стиль
речи у Бродского нет, для него главное – ясность выражения мысли, а какими
средствами языка она будет достигнута – значения не имеет. Вот потому
"Шестой сонет" и наполнен несколько "сниженной" лексикой.
Так, поэт допускает употребление таких разговорных единиц и оборотов, как
"сверлит мои мозги", "разлетелось к черту на куски",
"в который вдарить", "пломбы в пасти"; и умело вставляет,
где надо, словосочетания, ставшие определенными романтическими штампами:
"дай вам Бог", "сей жар в крови", что звучит весьма
высокопарно. С помощью такого лексического "винегрета" достигается
определенный эффект: читатель сбит с толку и отвлечен от главной сути
повествования, от истинной авторской позиции.
Интонация тоже совсем не
сонетовская. Для автора классического сонета то, о чем он пишет, - очень
серьезно, он буквально изливает свою душу в стихах (достаточно вспомнить сонеты
Шекспира). Относительно "Шестого сонета" Бродского складывается
впечатление, что он просто потешается и иронизирует. По большому счету так и
есть. Но ирония и насмешка направлены совсем не на Пушкина и его произведение,
как это было бы в пародии, а на себя самого. Если копнуть глубже, то выходит,
что нарочитая самоирония – попытка скрыть нечто серьезное, важное и
по-настоящему ценное. Давайте разберемся. Лирический герой Пушкина адресует
свое стихотворение женщине, к которой он когда-то испытывал нежные чувства:
пушкинское "я вас любил" довольно однозначно говорит о прошлом.
Осталось тепло, благодарность; о "боли" речи нет – так почему же не
пожелать счастья хорошему человеку, которого ты уже внутренне от себя отпустил?
Пушкин желает. Бродский же – напротив! - почти нахально заявляет, что Бог
подобного сильного чувства со стороны мужчины "красавице" "не
даст!", т.е. нет человека, способного любить ее сильнее. Интересно, что
именно с этого момента наибольшего эмоционального напряжения и начинаются 6
строк непосредственно самого Бродского, с Пушкиным уже никак не связанные.
Такое ощущение, что поэта просто "прорвало": лавина страсти,
возмущения, скрытых упреков и едкой самоиронии рвется на бумагу. Но
напряжением, конечно, отмечены не только эти строки. Признание Бродского вообще
гораздо эмоциональней и драматичней, чем у Пушкина. Это у Бродского заходит
речь о "боли", он рассуждает о самоубийстве:
Я застрелиться пробовал,
но сложно
с оружием. И далее,
виски:
в который вдарить?
То есть мысли о смерть
налицо, пусть и поданные в шутовском тоне. Несмотря на страстность и бурные
эмоции, признание Бродского все таки очень материально,
"овеществлено", "заземлено". Если у Пушкина говорится о
душе, в которой любовь, "быть может", "угасла не совсем",
то Бродского больше волнует не душа. Его любовь навязчиво "сверлит
мозги". Пушкинское послание – лиричное, трогательное, одухотворенное;
Бродский же – напротив – намеренно выводит чувства в область телесного,
осязаемого, плотского. Очень показательны в этом смысле последние строки:
… сей жар в крови,
ширококостный хруст,
Чтоб пломбы в пасти
плавились от жажды
Коснуться -
"бюст" зачеркиваю уст!
Достигается даже
определенный комический эффект. Это происходит из-за несоответствия поэтики
Бродского классической, его изображения объекта любви – классическому образу
возлюбленной. Там, где классические воздыхатели мечтали коснуться
"уст" возлюбленной, лирический герой Бродского – "бюста";
где у них трепетало сердце, и болела душа - у Бродского – от страсти
"плавятся пломбы".
Но вся эта шутовская
бравада, все эти витиеватые иронические нагромождения созданы лишь для того,
чтобы скрыть ранимую, тонкую душу искренне любящего и страдающего. Бродский
(лирический герой у Бродского это все равно в конечном счете автор) посмеется
над собой сам: над одиночеством, разлукой, несложившимся.… А читателю не
позволит.
Литература
1.
Иосиф Бродский и
мир. Метафизика, античность, современность. СПб., изд. журнала
"Звезда", 2000.
2.
Людмила Штерн.
Бродский: Ося, Иосиф, Joseph.
М., изд. "Независимая газета", 2001.
3.
И.С. Скоропанова.
Русская постмодернистическая литература. М., изд. "Флинта", изд.
"Наука", 2002.
4.
Русская
литература ХХ века. 11 класс. Часть вторая. М., изд. "Дрофа",1997.
5.
Меркин. Русская
литература ХХ века. Часть вторая. М., 1995.
6.
А. Штоль.
"Двадцать сонетов к Марии Стюарт". Попытка комментария.
7.
А.А. Фокин. К
вопросу о поэтической реинтерпритации.
8.
А. Жолковский. Text counter Text.
9.
Игорь Лощинов. Из
заметок о пушкинских реминисценциях в русской поэзии ХХ века.
10.
И. Бродский.
Новые стансы к Августе. СПб., Пушкинский фонд, 2000.
Другие работы по теме:
Почему роман А. С. Пушкина назвается Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так назван.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Евгений Онегин и Александр Пушкин.
Автор: Пушкин А.С. Прочитав и проанализировав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, можно с уверенностью сказать, что сам автор и его герой очень похожи между собой. Пушкин создает Онегина на основе своей жизни, слегка переделывая ее.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 4
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Анализ поэмы А.С.Пушкина Цыганы
Автор: Пушкин А.С. Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Последние годы жизни Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Кто главный героя романа Евгений Онегин
Кто главный героя романа "Евгений Онегин"? Автор: Пушкин А.С. Пушкин воплощает в Татьяне лучшие черты русской женщины. Стремясь показать обыкновенную русскую девушку, Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных черт. Но героиня в то же время удивительно привлекательна духовно.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 2
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Мое любимое произведения А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений. Среди них «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и другие не менее известные поэмы и стихи. Но больше всего мне понравился роман в стихах «Евгений Онегин».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 3
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Изображение пугачевского движения
Автор: Пушкин А.С. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773—1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнёте, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина 19 октября 1825 года
Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник
Автор: Пушкин А.С. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...
Автор: Пушкин А.С. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Идейно-художественное своеобразие повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Царскосельский лицей
Автор: Пушкин А.С. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Поэзия Пушкина - союз волшебных звуков чувств и дум
Поэзия Пушкина - "союз волшебных звуков, чувств и дум" Чувства добрые я лирой пробуждал А.С.Пушкин "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни". Удивительно верные слова нашел А.Блок для выражения сущности творчества Пушкина, его солнечной жизнеутверждающей поэзии.
Тынянов Ю.Н.
Исследования поэтики литературы и кино. Мастер исторического романа: "Кюхля" (1925) о В. К. Кюхельбекере, "Смерть Вазир-Мухтара" (1927-28) о А. С. Грибоедове, "Пушкин" (ч. 1-3, 1935-43, не окончен).