"РОДИОН
РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ МАРМЕЛАДОВА"
Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским
после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски
правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье
человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку
мира. Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа
человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский
отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о
нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к
Христу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого
произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа
«Преступление и наказание».Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова.
Именно она прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Если одним
словом определить натуру Сони, то это слово будет «любящая». Деятельная любовь
к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся
в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным».
Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.Для Сони все
люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего
или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы
его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью. Человек не имеет
права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он
достигает истинного, не эгоистического счастья. В эпилоге романа мы читаем: «Их
воскресила любовь...»Человек, если он человек, чувствует ответственность не
только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот
почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот
почему так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет вместе с
«преступившим» его судьбу. Достоевский писал: «Соня - надежда, самая
неосуществимая». Кротость Сони, ее сочувствие униженным, сострадание к ним -
эти качества воспитаны в ней демократической средой. Именно Соне открывает
Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его
к новой жизни. Это воскрешение выражается в романе символически: Раскольников
просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и
смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй
раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве,
пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не
оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать
землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится
голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через
страдание - к искуплению вины. Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот
качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока,
вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в
то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не
родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».И
вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа»,
одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не
принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был
поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало,
русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу.
Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено
друг другу, очень важно. Идея «бунта» Родиона, по мысли Достоевского, -
аристократическая идея, идея «избранного» - неприемлема для Сони. Только народ
в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, заставить его
подчиниться такому суду и пойти на каторгу - «страдание принять».Соня надеется
на Бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом уверен, что
Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее
иллюзий. Мало того, Раскольников даже говорит Соне о бесполезности ее
сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню
грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. «А что ты великая грешница, то
это так, - прибавил он почти восторженно, - а пуще всего, тем ты грешница, что
понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас... что ты живешь в этой
грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим
не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Раскольников судит Соню с иными
весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем
она сама. Сердце героя пронзено той же болью, что и сердца Сони, только он -
человек мыслящий, который все обобщает.Раскольников склоняется перед Соней и
целует ей ноги. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому
поклонился, - как-то дико произнес он и отошел к окну». Видя кротость Сони,
Раскольников понимает, что она смиренна не по-рабски. Загнанная жизнью в
последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается
что-то сделать. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора.
Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в
примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой
доли. Добра вся семья Мармеладовых, включая безвольного отца и Катерину
Ивановну, толкнувшую ее на панель. Соня способна сострадать Раскольникову, так
как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она
проникает «сквозь коросту» в суть людских душ. Видя злого, не спешит осуждать;
героиня чует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные
причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова. Соня внутренне стоит
вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она
на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила
на себя рук. Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и
выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим
выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно ее вызволило бы из
зловонной ямы. «...Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, - тысячу раз
справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с
ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но
вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и
решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Раскольников
отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает.
Соня же была во власти старой морали, она признавала все ее догмы, все правила
церковных прописей. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше
стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в
воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих».
Соне разврат был горше смерти. В развивающемся романе между Раскольниковым и
Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность,
столь резко отличающиеся от нравов того общества. Родион потому и смог
признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что и она его любит. Таким
образом, в романе «Преступление и наказание» любовь - это не поединок
отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к
общей цели - поединок двух правд. Наличие линий соприкосновения и линии
единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом
романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во
всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - преступление и наказание - Достоевский
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному.
Достоевский ф. м. - Образ сони мармеладовой
Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ. Сони Мармеладовой героини чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве тем больше начинаем задумываться Все поступки героини удивляют своей искренностью открытостью.
Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского
К числу величайших творений Достоевского, оказавших огромное влияние на мировую литературу, относится роман «Преступление и наказание». Главный герой романа — бывший студент Родион Раскольников — человек острой мысли, огромной внутренней прямоты и честности. Он не терпит никакой лжи и фальши, а собственная нищета открыла его ум и сердце страданиям миллионов.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие
В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.
Соня Мармеладова- падшая или святая
Автор: Достоевский Ф.М. У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Проблема добра и зла в романе Достоевского Преступление и наказание
Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Раскольников и Соня Мармеладова
Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть…
Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать Салтыков-Щедрин
В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.
Образ вечной Сонечки в романе Достоевского Преступление и наказание
Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» — Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом.
Каковы причины преступления Раскольникова по роману Федора Достоевского Преступление и наказание
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
Вечная Сонечка
Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » — это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок.
Тема искупления греха по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Вся жизнь моя в грехах погребена... В. Жуковский Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до “безумия” неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
Сюжет и проблематика романа Преступление и наказание
Сюжет и проблематика романа "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Основой сюжета романа "Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей.
Бунт Раскольникова против мира зла и насилия.
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был создан в 1866 году. Это было время реформ, на смену старым «хозяевам жизни» стали приходить новые – буржуазные дельцы-предприниматели. И Достоевский, как писатель, тонко чувствовавший все изменения в обществе, в своем романе поднимает те злободневные для русского общества проблемы, которые волновали большинство: кто виноват в горе и бедах простых людей, что делать людям, которые не хотят принять эту жизнь.
Правда Сонечки Мармеладовой
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.
Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше нравственных законов общества.
Соня и Раскольников читают Евангелие
Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Сонина правда в романе Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».
Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои романа - бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова - нарушают моральный закон, «переступают черту».
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского Преступление и наказание
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Сколько живёт человечество, всегда в нём были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях.