Лотова жена
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула, и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет,
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Стихотворение является вольным пересказом библейского старозаветного
мотива: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота
нарушила строгий наказ не оборачиваться и была превращена в соляной столб.
Несмотря на незамысловатость содержания и простоту
изложения, по своей сути это стихотворение является одним из сильнейших в
лирике Ахматовой. В ее творчестве тема родины, именно малой родины, вплоть до
дома и двора, всегда занимала особое место. Томление по родному краю
определяется не его особыми качествами – красотой природы, необычностью или
исторической значимостью метности, теплотой людей – все может быть с точностью до
наоборот, для Ахматовой важно не это: благодаря сильной эмоциональной памяти
каждая деталь родных мест вызывает у нее воспоминания о событиях или ощущениях
прошлого – иными словами, является эмоционально насыщенной. Именно поэтому в
другом стихотворении поэтесса признается, что ей «памятна до боли // Тверская
скудная земля».
Стихотворение было выпущено в сборнике «Anno Domini» в 1922 году в составе цикла «Библейские стихи». Весь
сборник пронизан размышлениями на тему родины и ответственности человека перед
ней. Ахматова отделяет себя от эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». Поводом
для создания этого стихотворения явилась, во-первых, актуальность темы для
поэтессы. А непосредственная идея возникла у Ахматовой как отклик на
приведенную в статье Н. В. Недоброво «Анна Ахматова» цитату из Евангелия от
Луки: «Ище аже взыщет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит ю, живит
ю», за которой в Библии следует строка «Поминайте жену Лотову». В то же время,
это явилось и ответом на рассуждения о том, что ее послереволюционные стихи
живут прошлым, что она застыла в своем мастерстве. Образ содомлянки,
заплатившей окаменением за верность былому, явился метафорой в полемике с
критикой, требовавшей новизны. В ответ на требование нового недоброжелатели
получили одну из самых старинных историй на земле.
Если всмотреться в описание города женой Лота, единственная точная деталь
в нем – красные башни. Все остальное: дома, улицы, деревья – для нее как будто
невидимо. Она вспоминает площадь – «где пела», родной двор – «где пряла», да и
сам дом ей хочется увидеть потому, что там она «милому мужу детей родила». Это
привязанность именно к родному очагу, семейному, до последней детали знакомому
дому.
Многие критики заметили в этом стихотворении перемену в восприятии
поэтессой самой идеи дома. В ранних стихах это были мотивы дома-тюрьмы, откуда
нужно вырваться, или дома, где лирическая героиня была «дурной матерью». У
Ахматовой действительно постоянно существовали проблемы с созданием
собственного дома: постоянные переезды в детстве и юности, тяжело
складывавшиеся отношения с мужем, проживание под одной крышей с бывшей женой
Николая Пунина, нового мужа. В этом стихотворении дом выступает «родным
гнездом» – тем, что невозможно покинуть просто так.
Значимость родного очага, точнее, семьи как воплощения этого очага
отражена и в одном из центральных стихотворений Ахматовой – «Реквием». Сила
земной любви к Сыну у главной героини – Божьей Матери – так велика, что ее
молчание вызывает у людей большее благоговение и страх, чем рыдания учеников.
Точно так же жена Лота посмела возразить велению бога – тоже молча, только
взглядом – во имя земной любви к родному городу. Переполненность чувствами, с
точки зрения Ахматовой, не просто является оправданием – она дает право жене
Лота обернуться на родной город. В своем ослушании высших сил жена Лота
родственна еще одной лирической героине Ахматовой – Рахили из того же цикла
«Библейских стихов». Подобное героическое противопоставление себя тем, кто
сильнее, встречается у Ахматовой во многих произведениях. Это одна из
характерных черт акмеизма: брошенный вызов, который считается оправданным, если
сила чувств настолько велика. Само обращение к истокам мировой культуры также
является одной из основ акмеизма.
Стихотворение «Жена Лота» не только гражданское по содержанию: своей
скрытой страстностью оно тяготеет к любовной лирике поэтессы. Об этом писала Ольги Берггольц в 1946
году в статье для журнала «Знамя». Статья была опубликована только в наше
время, поскольку именно в 1946 году вышло знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О
журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого статьи об Ахматовой к печати не
принимались. Берггольц пишет, что в стихотворении «Жена Лота» присутствует
главная черта Ахматовской лирики: «Нет ни расчета, ни благоразумия, ни целесообразности, но есть большее: страсть. Не в узком смысле
слова, а как беззаветное движение сердца,
прекрасное само по себе и, значит, само по себе являющееся поэзией человека и в то же время залогом его личного и общественного поведения». По мнению критика, это не столько
любовь к родному краю, сколько «любовь в широком смысле...
неодолимая любовь,
отсюда и мотив — «остальное все равно»».
Ахматова негативно относилась к эмигрантам, считая покидание родины
бездушием. В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом,
считая своей Родиной всю страну, воспринимая судьбу России как собственную. У
нее существует стихотворение «Ты — отступник» – упрек другу Борису Анрепу,
эмигрировавшему в Англию. И повествование о женщине, которая за взгляд на
родные места отдала жизнь, является упреком всем эмигрантам, теряющим душу в
чужом краю. С ее точки зрения, они не имели права покидать родной край, пусть
даже подвергшийся тяжелейшим испытаниям. «Я верна осталась // Печальной родине
моей», — с гордостью писала Ахматова в 1935 году.
Стихотворение интересно и парадоксальностью подхода к
раскрытию темы. Библейский Содом в мировой культуре уже многие
века является синонимом греха. Но воображение поэтессы превратило его в живой
город с улочками, домами и двориками, где жили люди обычной жизнью. Благодаря
этому важное значение приобретает и безымянность героини, и отсутствие
конкретных деталей города, кроме, как уже говорилось, красных башен. Это
позволяет провести обобщение: город Содом становится просто гибнущим городом, и
жена Лота – просто одна из женщин, преданных своему дому.
Красные башни наталкивают многих исследователей на мысль, что Ахматова
хотела не столько обобщить, сколько провести параллель с другим городом –
Москвой. Против этой версии выступает тот факт, что родным для Ахматовой
являлся все же Петербург, и революция с последующими событиями в первую очередь
коснулась его, и покидали ее друзья на ее глазах не Москву, а город на Неве.
Одно очевидно: Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей
покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет
«родной», относящийся к Содому, очень точен.
В стихотворении мало эпитетов и явных метафор, поскольку метафорой
является сам сюжет. Еще одной из метафор становится прилагательное
«прозрачный»: соль, в которую превратилось тело героини – именно прозрачная.
«Прозрачная соль» ассоциируется со слезами, прозрачными и солеными.
Последнее четверостишие является прямым возвратом в свою эпоху.
Действительно, в те годы, когда Ахматова была «с моим народом //там, где мой
народ, к несчастью, был», когда тысячи теряли и жизни, и родину, жена Лота
может мниться меньшей из утрат. Но для Ахматовой она остается символом, знаком
верности родине и самой себе.
Другие работы по теме:
Ахматова а. - Анна ахматова. реквием
Реквием одно из крупнейших произведений. Ахматовой был написан в годах. Именно м годом датирован эпилог последняя часть поэмы. Но к читателю. Реквием пришел лишь во второй половине х годов поскольку в году.
Ахматова а. - Тема родины в произведениях а. ахматовой
Обычно наиболее остро тема. Родины встает в литературе в период войн революций то есть тогда когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века.
Ахматова а Стихотворение а ахматовой заплаканная осень как вдова 2
Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время время катастроф и социальных потрясений революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали что такое свобода им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и Но почему вдова становится героиней данного стихотворения Для ответа.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Поэтическое мастерство Ахматовой в цикле Библейские стихи
Анна Ахматова вписала яркую страницу в историю мировой поэзии. Ее творчество богато и разнообразно. Многие ученые обращались к анализу ее лирики, исследовали проблемно-тематическое содержание и поэтику ахматовских произведений. Творчество А. Ахматовой, как и многих других поэтов «серебряного века», отличается повышенным интересом к религиозной тематике.
Новое литературное течение и его особенности в творчестве Анны Ахматовой
Имя А.А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг., последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились к материальному, предметному миру, естественности и точному значению слова.
Художественная деталь в творческой лаборатории Ахматовой
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 году свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все.
Я научилась просто, мудро жить
Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.
Стихотворение Ахматовой Сегодня мне письма не принесли
А.А. Ахматова ворвалась в литературу вместе с новым веком, заявив о себе «во весь голос». Она изменила представление о поэзии любви, сделав личную исповедь национальным достоянием. А. Ахматова создала из фрагментов интимных переживаний «четки» целой жизни. Ее стихотворения – мгновения, запечатленные навеки.
Стихотворение Ахматовой Мне ни к чему одические рати
Как писать стихи? С одной стороны предстает недосягаемое величие, с другой – непостижимая тайна. Мне казалось, что объяснить секрет поэтического творчества невозможно. Ни великий А.С. Пушкин, ни чувственный А.А. Фет не смогли раскрыть мне этой загадки. В свою мастерскую впустила лишь А.А. Ахматова, просто, как она умеет, рассказав о сложном умении творить «на радость вам и мне».
Я голос ваш Анна Ахматова
Я голос ваш 8230 Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Она смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории
Первые стихи Ахматовой — это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Чаще стихотворения Ахматовой — это психологические драмы с острыми сюжетами, основанными на трагических переживаниях. Лирическая героиня ранней Ахматовой отвергнута, разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Анализ стихотворения А.Ахматовой Но я предупреждаю вас...
...» Автор: Ахматова А.А. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего духовного строя, её личности, её поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: «союз волшебных звуков, чувств и дум». Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой.
Анализ стихотворения Слаб голос мой... А.Ахматовой.
Автор: Ахматова А.А. Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Анализ стихотворения А.Ахматовой Творчество
Анализ стихотворения А.Ахматовой "Творчество" Автор: Ахматова А.А. Это стихотворение называется «Творчество», и взято оно из цикла А.Ахматовой «Тайны ремесла». Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Любовный роман в лирике Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. Читая ее стихотворения, можно подумать, что это дневник женщины, которая находится в постоянном духовном развитии,и вместе с ней развивается и ее любовный роман. Это пики и обрывы, взлеты и падения. А также это целая гамма настроений, чувств, красок жизни.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
«Мне дали имя при крещенье — Анна»
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
Мой любимый поэт Серебрянного века
"" Автор: Ахматова А.А. Анна Андреевна Ахматова – великая поэтесса двадцатого столетия. Эта женщина принадлежала эпохе войн и революций, но благодаря высокой образованности, а главное сильной воле, смогла не идти на поводу тоталитарного режима и выбрала духовную дорогу самостоятельно.
Стихотворение А Ахматовой Родная земля восприятие истолкование оценка
Стихотворение Ахматовой «Родная земля» восприятие истолкование оценка Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве.
Бродский И.А.
Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А.А. Ахматовой, высоко оценившей его талант.