Проза А.А.Ахматовой
2010год
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Фрагментарная мемуаристика в прозе А.А.Ахматовой…………………....15
III.Тема Н.Гумилева, литератора и близкого человека, в прозаических миниатюрах поэтессы…………………………………………………………...36
IV. Ахматовская прозаическая пушкиниана…………………………………...58
V. Заключение…………………………………………………………………...73
VI. Библиография………………………………………………………………..75
VII.Методическое приложение…………………………………………………79
Библиография.
I. Исследовательская литература:
1.Ахматова А.А. Бег времени. Стихотворения. 1909 – 1965. – М.-Л., "Советский писатель", 1965.
2.. Ахматова А. А. Собрание сочинений в 6-ти т.т. – Т. 5. – М.: Эллис Лак. – 1998.
3. Ахматова А. А. Сочинения в 2-х т.т. / Анна Ахматова / [Сост., подгот. текста и примеч. М. М. Кралин; вступ. ст. Н. Скатова]. – Т.1-2. – М.: Изд-во "Правда", 1990.
4. Ахматова А. А. Сочинения в 2-х т.т. / Анна Ахматова: Стихотворения и поэмы / [Сост., подгот. текста, коммент. В. А. Черных; вступ. ст. М. Дудина]. – Т.2. – М.: Художественная литература , 1990.
5. Ахматова А. «Путем всея земли» Составление, подготовка текста, комментарии Н.В.Королевой, Н.Г.Гончаровой. - М. «Панорама»,1996.
6.Мандельштам О. Э. Собрание произведений: Стихотворения / [Сост. С. Василенко, Ю. Л. Фрейдина]. – М.: Республика, 1992.
II. Научно-критическая литература:
1.Аминова О. Н. Не ива – тростник! // Человек в культуре России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. – Ульяновск, 1999.
2.Анна Ахматова и русская культура начала ХХ века. М. 1989.
3. Ахматовские чтения.Вып.1,2,3. - М.: Наследие,1992.
4. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. - М.:Советский писатель, 1990. 5.Воздвиженский В. Г. Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой "Царственное слово"//: Ахматовские чтения. - Выпуск 1. – М. – 1992. 6.Воспоминания об Анне Ахматовой. - М.: Советский писатель,1991. 7.Воспоминания о Серебряном веке. - М.: Республика, 1993.
8. Вспоминая Ахматову. Иосиф Бродский – Соломон Волков. Диалоги. -М.,1997.
9. Гончарова Н. "…Но все-таки услышат голос мой…": [Планы несостоявшихся сборников Анны Ахматовой] // Вопросы литературы. - - Выпуск 6. 2000.
10. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – М.: Современник. 1990. 11.Джанджакова Е. В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. – М. – 1979.
12. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой.- Л.:Наука, 1973. 13.Кормилов С. И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. – М.: Изд-во МГУ,1998.
14. Кац Б., Тименчик. Анна Ахматова и музыка. - Л.:Советский композитор,1989.
15. Кралин М.М. Артур и Анна. Л.,1990.
16. Кралин М. Примечания // Ахматова А. А. Собр. соч. в 2-х т.т. – Т.1. – М.: Изд-во "Правда",1990.
17. Кралин М. "Хоровое начало" в книге Ахматовой "Белая стая" // Русская литература. – 1989. - №3.
18. Кривушина Е. С. Полифункциональность заглавия // Поэтика заглавия художественного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. – Ульяновск: УГПИ им. И. Н. Ульянова, 1991.
19.Ламзина А. В. Заглавие // Введение в литературоведение. – М. Изд-во "Высшая школа", 1999.
20. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М. – 1957.
21. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. – М. – 1972.
22. Лукницкая В. Н.С. Гумилев.Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. - Л.:Лениздат, 1990.
23. Лукницкая В. Из двух тысяч встреч. - М.:1987.
24. Макогоненко Г. О сборнике Анны Ахматовой "Нечет" // Вопросы литературы. – 1986. - №2.
25. Максимов Д. Е. Русские поэты начала XX века. – Л. 1986. Мандельштам Н.Я. Вторая книга. - М.: Моск. рабочий, 1990.
26. Мандельштам О.Э. Об искусстве. - М.: Искусство, 1995.
27. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте- Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987.
28.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.т. – М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1982.
29. Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой. - М.: Худож.лит.,1989. 30.Непомнящий И. Б. "И – странно! – я ее пережила" (об одном тютчевском мотиве в лирике А. Ахматовой) // "Тайны ремесла": 31.Ахматовские чтения. – Выпуск 2. – М. – 1992.
Об Анне Ахматовой. Стихи, эссе, воспоминания. Л.: Лениздат,1990.
32. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988.
33. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991.
34. Пахарева Т. А. Поэтический мотив как средство формирования целостности художественной системы Ахматовой. – Дис. к. филол. н. – Киев. – 1992.
35. Пяст Вл. Встречи. - М.: Новое лит. обозрение, 1997.
36. Сауленко Л. Л. Имя книги (о традиции в поэтике А. Ахматовой) // Вопросы рус. Литературы. – Выпуск 1 (43). – Львов. – 1984.
37. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М.: Прогресс. Культура, 1995.
38. Урбан А. Образ Анны Ахматовой // Звезда. – 1989. - №6
39.Фатеева Н. А. О лингвопоэтическом и семиотическом статусе заглавий стихотворных произведений (на материале русской поэзии XX века) // 40.Поэтика и стилистика. 1880 – 1990. – М.: Наука, 1990.
41. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма. – М.: Радуга, 1991.
42. Черных В. А. Комментарии // Ахматова А. А. Сочинения в 2-х т.т. – Т.1. – М.: Панорама,1990.
43. Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой Ч.1 - М.: Эдиториал УРСС.1996.
44. Чуковская Л.К. Записки об Анны Ахматовой.: В 3 т. - М.:Согласие,1997.
45.Чуковский К. Дневник 1901-1929. Дневник 1930--1969. - М.: Современный писатель,1994.
4
Другие работы по теме:
Ахматова а. - я научила женщин говорить. .. 1
«Быть поэтом женщине - нелепость», - утверждает герой одного из стихотворений А. Ахматовой. Действительно, большинство женщин, пишущих стихи, прочно занимали место на периферии: Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Евдокия Растопчина... Те, кого не постигла такая судьба, воспринимались как исключения, подтверждающие правило.
Ахматова а. - я была тогда с моим народом. ..
Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной.
Ахматова а. - я была тогда с моим народом
Я счастлива что жила в эти годы и видела события которым не было равных. А. Ахматова Анна Ахматова поэт пришедший в литературу в первом десятилетии нового XX века и покинувший мир когда XX век перевалил далеко за шестьдесят.
Ахматова а. - Анна ахматова. реквием
Реквием одно из крупнейших произведений. Ахматовой был написан в годах. Именно м годом датирован эпилог последняя часть поэмы. Но к читателю. Реквием пришел лишь во второй половине х годов поскольку в году.
Ахматова а. - дайте мне горькие годы недуга. ..
P alignjustifyp alignjustify alignjustifyСтрашно мне от звонких воплей. Голоса беды Все сильнее запах теплый. Мертвой лебеды. А Ахматова Поразительно чистая и открытая поэзия. Анны Андреевны Ахматовой сразу берет в плен заставляет задуматься о месте человека в мире его предназначении на земле.
Ахматова а. - и безвинная корчилась русь. ..
Показать бы тебе насмешнице. И любимице всех друзей. Царскосельской веселой грешнице Что случится с жизнью твоей. А. Ахматова Неповторимую и искреннюю поэзию оставила после себя. Анна Андреевна Ахматова.
Ахматова а. - Стихотворение а. а. ахматовой родная земля
В автобиографии. Анна Ахматова сообщает. Каждое лето я проводила в бывшей. Тверской губернии в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля мельницы трясины осушенные болота во Но ложимся в нее и становимся ею Рассуждение о земле сопрягается с душевным переживанием а душевное переживание.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Ахматова а. - Стихотворение а. ахматовой родная земля
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра любовного дневника жанра в котором она не знала соперников и который она оставила может быть даже с некоторым опасением и оглядкой и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта о религии о р Стихотворение Родная земля подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине.
Мой любимый поэт
Анна Ахматова… Совсем недавно я впервые прочитал ее стихи, вчитался в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой. Я прикоснулся к тому духовному миру, который отразили ее стихи. И я понял, что Анна Ахматова была человеком незаурядным, с большой душой. Она была на редкость верна себе, хотя как несправедливо часто ей было плохо, больно, горько.
Пушкин в творчестве Ахматовой
Невозможно перечислить всех поэтов «золотого века», на которых не оказали бы влияние гений Пушкина, поразительное обаяние его личности, его гуманистическая философия и нововведения в области русского стиха. Влияние его Музы способствовало и формированию лучших поэтов «серебряного века».
Я голос ваш Анна Ахматова
Я голос ваш 8230 Анна Ахматова В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы.
Анна Ахматова, близкая и далекая
1989 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Анны Андреевны Ахматовой в связи со столетием со дня рождения этой выдающейся, истинно русской поэтессы. Все в этом человеке было замечательно и значительно, и внешний облик, и духовный мир. Несмотря на тяготы, выпавшие на ее долю, на тяжелую и трагическую жизнь, на ужас унижений, ни в одной ее строке не было отчаяния и растерянности.
Поэма без героя Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении.
Автор: Ахматова А.А. В «Поэме без героя», писавшейся в 40-е и последующие годы (всего около 20 лет), Анна Ахматова обратилась ко временам своей молодости — эпохе поэтического «серебряного века»; Здесь причудливо переплетается прошлое и настоящее, дорогие сердцу поэтессы бытовые детали и фантастические образы, легенда и действительность.
Анализ стихотворения А.Ахматовой Но я предупреждаю вас...
...» Автор: Ахматова А.А. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего духовного строя, её личности, её поэтики. Вспомним определение поэзии, данное Пушкиным: «союз волшебных звуков, чувств и дум». Если у одних поэтов в стихах доминируют звуки, то у Ахматовой.
Трагедия народа - трагедия поэта поэма Анны Ахматовой Реквием
Автор: Ахматова А.А. Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма - это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора.
Слава тебе, безысходная боль
"!" Автор: Ахматова А.А. Страшное, темное время "ежовщины", ужас которого до конца не понять потомкам. Никогда не понять этой не минутной, а длящейся изо дня в день муки. Это даже не смерть близкого человека, не война, а странное, бесконечно тянущееся время неоправданной разлуки, незаслуженных мук и страха.
Тема России в лирике А.А. Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ, природа. Все эти слова в сознании русского человека неотделимы друг от друга. Именно нерасторжимая связь русского человека с землей, с природой отличает его от человека западного. И это же отличие позволило думать о русском характере как о характере западном, характере крайностей и бескомпромиссности.
Ахматова
Об Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена по-разному – восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.
Поэзия Анны Ахматовой
Источником вдохновения для ахматовой стали родина, россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в россии может она творить.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
«Мне дали имя при крещенье — Анна»
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе "женская" поэзия — поэзия Анны Ахматовой.
Эволюция творчества А. А. Ахматовой
Придя в поэзию в начале века, Анна Андреевна Ахматова заявила о себе как о большом и серьезном художнике. Ее стихи рассказывали о страданиях и радостях любящего сердца, невыразимой тоске одиночества и боли покинутой души.
Поэзия Анны Ахматовой
Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.
Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
Мой любимый поэт Серебрянного века
"" Автор: Ахматова А.А. Анна Андреевна Ахматова – великая поэтесса двадцатого столетия. Эта женщина принадлежала эпохе войн и революций, но благодаря высокой образованности, а главное сильной воле, смогла не идти на поводу тоталитарного режима и выбрала духовную дорогу самостоятельно.
Настоящую нежность не спутаешь.. любовь в лирике Анны Ахматовой
«Могла ли Биче, словно Дант, творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить…» Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов.
Акмеисты
Зарождение движения акмеистов. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.
Стихотворение А Ахматовой Родная земля восприятие истолкование оценка
Стихотворение Ахматовой «Родная земля» восприятие истолкование оценка Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве.