«Внутри горы
бездействует кумир…»
Внутри горы бездействует кумир
В покоях бережных, безбрежных и
счастливых,
А с шеи каплет ожерелий жир,
Оберегая сна приливы и отливы.
Когда он мальчик был и с ним
играл павлин,
Его индийской радугой кормили,
Давали молока из розоватых глин
И не жалели кошенили.
Кость усыпленная завязана
узлом.
Очеловечены колени, руки,
плечи,
Он улыбается своим тишайшим
ртом,
Он мыслит костию и чувствует
челом
И вспомнить силится свой облик
человечий.
Анализ
стихотворения О. Э. Мандельштама
«Внутри
горы бездействует кумир…»
Белов Андрей (Череповец)
Стихотворение было написано
в период с 10-го по 26-е декабря 1936-го года, т. е. оно входит во «вторую
воронежскую тетрадь», создававшуюся О. Э. Мандельштамом в исключительно тяжелых
условиях и ставшую одной из лучших книг (так – книгой – назвал ее Б. Л.
Пастернак) поэта. (По воспоминаниям Н. Штемпель, Мандельштам, будучи в
Воронеже, говорил: «…если вам есть что сказать, скажете при всех
обстоятельствах и вместо десяти нудных томов напишете один»[1].)
Текст этот интересен тем,
что допускает огромное количество разнообразных, даже взаимоисключающих,
интерпретаций. Можно проанализировать его имманентно, действительно как
стихотворение о неком кумире, сделанном из слоновой кости, а можно, например, и
такое толкование существует, увидеть здесь намек на фигуру Сталина, скрытого за
кремлевскими стенами, «в покоях бережных», и пытающегося «вспомнить свой облик
человечий» и т.д.
Стихотворение состоит из
трех строф, первые две из которых равны по своему объему (четверостишия), в
последней же – добавлена одна дополнительная строка (aBaaB),
что сделано автором, в частности, именно для создания эффекта концовки (такой
прием часто используется в финальных строфах). Задержанная во времени,
завершающая стихотворение строка звучит более убедительно, тем более, что
строка эта необычайно важна для смысла текста в целом (ее, метафорически
говоря, вес больше веса других стихов).
Последняя строка
диссонирует со всем остальным текстом, посвященным описанию, в принципе,
счастливой жизни: сначала жизни бездействующего кумира, у которого «с шеи
каплет ожерелий жир», затем дается ретроспективное обращение к его детству («с
ним играл павлин», «его индийской радугой кормили»), и вновь – синхронное
повествованию описание статуи («улыбается своим тишайшим ртом»). Завершающая же
строка как бы сбивает читателя с толку: для нас так и остается непонятным,
доволен кумир своею бездеятельной жизнью или нет, почему он «вспомнить силится
свой облик человечий»? По всей видимости, у кумира никогда человеческого облика
и не было (детство его – это детство статуи: ему «давали молока из розоватых
глин», «не жалели кошенили»), но опять же неясно, как эта черта его
характеризует: придает она трагический оттенок стихотворению, или, возможно,
сатирический? В тексте прямого ответа на данный вопрос мы не найдем.
С точки зрения ритмики стихотворение
также достаточно интересно. Оно написано ямбом, преимущественно шестистопным,
однако строгой заданности количества стоп в строке в нем нет, размер стиха
меняется: 1. 5656; 2. 6564; 3. 66666. Среднее количество языковых ударений на
строку – четыре, т. е. в стихотворении имеется большое количество пиррихиев, и
в целом оно, конечно, несколько тяготеет к акцентной системе (хотя это лишь
тяготение, не более).
Язык стихотворения – очень
насыщенный, образные. Автор использует метафорические эпитеты («покои
бережные»), метафоры («ожерелий жир», «сна приливы и отливы»), необычно яркие
сочетания слов, позволяющие ему многократно усилить эстетическое воздействие на
читателя («кость усыпленная завязана узлом» и др.).
Стихотворение «Внутри горы
бездействует кумир…», безусловно, является одним из шедевров О. Э. Мандельштама
и одной из загадок его творчества, причем загадка эта, на самом деле,
заключается, в большей мере, не в идейном содержании текста и не в его
творческой истории, тоже по-своему интересных (о чем было сказано выше), но в
пластике и совершенстве поэтического языка О. Э. Мандельштама, точнее – в
удивительном и таинственном для нас способе достижения этих пластики и
совершенства, в том впечатлении, которое за их счет создается.
[1]
Штемпель Н. Е. Мандельштам в Воронеже // Новый мир. – 1987. - №10. – С. 217.
Другие работы по теме:
Галич а. а. - Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу
Я на этой земле останусь... А. Галич В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза “Генеральная репетиция”, а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые “Облака”, “Когда я вернусь” и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
по теме «Нетленной мысли исповедник…»
Прочитав однажды стихотворение «Век», Сергей проникся уважением к личности поэта и заинтересовался сначала его гражданской лирикой, а затем расширил рамки исследования и обнаружил, что наряду с поэзией Мандельштам проявил себя и как интересный прозаик и публицист
Анализ стихотворения Мандельштама «Век»
Мой век… Это сочетание слов вызывает различные ассоциации, но, в большинстве своем, это что-то обязательно хорошее. Но, познакомившись со стихотворением Мандельштама «Век», осознаешь, что у каждого человека свое представление о жизни.
Стихотворение Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Сюжет стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», написанного в тридцатые годы двадцатого века, имеет автобиографическую основу. Как и многие другие деятели культуры и искусства, автор этих строк попал в жернова сталинских репрессий.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 2
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.
Анализ стихотворения Андрея Белого Отчаяние
Анализ стихотворения Андрея Белого "Отчаяние" Автор: Белый А. Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму».
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Анализ стихотворения Е. Баратынского Весна, весна Как воздух чист
Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!" Автор: Баратынский Е.А. Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву
Краткий анализ стихотворения "К Чаадаеву" Автор: Пушкин А.С. Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени.
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед
Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Осип Эмильевич Мандельштам
Поэтическое наследие О. Мандельштама – около 600 произведений различных жанров, размеров, тем, включая стихи для детей, шуточные стихотворения и переводы. Не менее разнообразна и проза поэта автобиографические очерки-воспоминания.
Петербург в лирике О. Э. Мандельштама
Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние воды
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды" Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней