Тема дороги, пути в поэмах
«Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
В русской литературе
тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие
произведения, как «Мертвые души» Гоголя или «Герой нашего времени» Лермонтова.
Этот мотив часто использовался как сюжетообразующий. Однако иногда он сам по
себе является одной из центральных тем, целью которой является описание жизни
России в определенный период времени.
В своих поэмах Н. В.
Гоголь и Н. А. Некрасов решили обзорно показать жизнь всей Руси. Понятно, что
такая глобальная задача не под силу одному человеку, поэтому Гоголь ограничился
описанием жизни уездного города и его окрестностей, а Некрасов - нескольких
смежных деревень. Основным сословием, выбранным для описания, у Гоголя является
мелкопоместное дворянство, а у Некрасова - крестьянство (мужицкое сословие).
Своей цели авторы достигли, так как выбранные ими для описания срезы общества
были самыми представительными в описываемую авторами эпоху. Эти образы - самые
типичные русские люди, а Русь времен Гоголя или Некрасова целиком состояла из
уездных городов и смежных деревень.
Понятно, что самый
естественный способ повествования - показ России глазами одного героя (или же
группы героев), откуда и вытекает тема дороги, ставшая стержневой и связующей
темой и в «Мертвых душах», и в «Кому на Руси жить хорошо».
Так, поэма «Мертвые
души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя -
путешествие. Ведь только через путешествующего героя, через его странствия
можно было выполнить поставленную глобальную задачу: «объять всю Русь». Тема
дороги, путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций.
В первую очередь,
это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых,
образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых
посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется
описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Гоголь путь в
Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но
уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два
этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает
к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст
тридцать». Дорога в деревне Плюшкина напрямую характеризует помещика: «Он
(Чичиков) не заметил, как въехал в середину обширного села со множеством изб и
улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок,
произведенный бревенчатою мостовою, перед которой городская каменная была
ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и
необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб...
Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях...»
В седьмой главе
поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает
лирическое отступление поэмы: «Счастлив путник, который после длинной, скучной
дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными
смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками,
кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с
несущимися навстречу огоньками...» Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных
писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждет слава,
почести, рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко
над всеми гениями мира...» Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые
выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу все, «что ежеминутно пред
очами и что не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей,
опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных
характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога...»
Сурово поприще такого писателя, так как его не понимает равнодушная толпа, он
обречен на одиночество. Гоголь считает, что труд именно такого писателя
благороден, честен, высок. И он сам готов идти об руку с такими писателями,
«озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и
незримые, неведомые ему слезы». В этом лирическом отступлении тема дороги
вырастает до глубокого философского обобщения: выбора поприща, пути,
призвания. Завершается же произведение поэтическим обобщением - образом летящей
птицы-тройки, являющейся символом всей страны. Проблемы, затронутые Гоголем в
поэме, — это не конкретно поставленный вопрос, и лишь в заключительных строках
первого тома «Мертвых душ» ясно и отчетливо звучит: «...Русь, куда ж несешься
ты? » И мы понимаем, что для автора Русь — это тройка, несущаяся по дороге
жизни. И жизнь — та же дорога, бесконечная, неведомая, с вершинами и падениями,
тупиками, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь, без начала и конца. В
«Мертвых душах» тема дороги - основная философская тема, а все остальное
повествование - лишь иллюстрация к тезису «дорога есть жизнь». Завершает Гоголь
поэму обобщением: он 474
переходит с
жизненного пути отдельного человека на исторический путь государства,
обнаруживая их удивительное сходство.
Как и в «Мертвых
душах», в поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму
«со столбовой дороженьки», на которое я сошлись семеро мужиков-правдоискателей.
Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для
Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. Основное действие
Некрасова- повествование, развернутое во времени, но не в пространстве (как у
Гоголя). В «Кому на Руси жить хорошо» все время звучат насущнее вопросы: вопрос
счастья, вопрос крестьянской доли, вопрос политического устройства России.
Поэтому тема дороги здесь второстепенная.
При создании своей
поэмы Некрасов занял куда более приземленную позицию, чем Гоголь. Это, в
отличие от Гоголя, не позиция стороннего наблюдателя, смотрящего на своих
героев с недосягаемой высоты (такая отстраненность чувствуется в поэме Гоголя),
которого мало трогает их судьба, который смеется над ними, который холодным
критическим умом выводит глубокие обобщения; нет, это - позиция человека,
который «вживается» в образ каждого своего героя (будь то Матрена Тимофеевна,
Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Яким Нагой, холоп Яков, и,
наконец, Гриша Добросклонов), живет его жизнью, сопереживает ему и для
которого важнее всего счастье этого человека (своего героя). Но так же как и в
поэме Гоголя, в поэме Некрасова образ дороги выполняет роль символа жизненного
пути, когда поэт рассказывает жизни народного заступника Гриши Добросклонова.
Перед Гришей стоит вопрос: какой жизненный путь выбрать, по какому пути идти.
«Одна просторная дорога - торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну
жадная идет толпа», «Другая - тесная, дорога честная, по ней идут лишь души
сильные, любвеобильные, на бой, на труд». И далее автор пишет о том, что
«сманила Гришу узкая, извилистая тропочка». Он выбрал путь народного
заступника, на котором «ему судьба пророчила путь славный, имя громкое
народного заступника, чахотку да Сибирь». Песни о двух дорогах, бесспорно,
перекликается по тематике с лирическим от отуплением из поэмы Гоголя о выборе
пути писателем. Некрасов, так же как и Гоголь, восхищается людьми, избравшими
второй, более труд-ный путь.
Однако Некрасов,
поднимая острые, насущные проблемы в своем про-изведении, не придает теме
дороги большого значения (в основном пове-ствовании она всего лишь
композиционный прием), Гоголь же, напротив, поднимается над жизненной суетой и
показывает жизнь широко, обзорно , не вдаваясь в конкретику, именно как путь,
как дорогу.
В обеих поэмах все же тема дороги
является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных
дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси
жить хорошо, тема дороги является художественным приемом, в «Мертвых душах»
целью написания, главной темой, сутью произведения.
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Тема путешествия в русской литературе 1840-60 гг
В двух поэмах-эпопеях, написанных в 4060-х гг. XIX в., "Мертвые души" Н.В. Гоголя и "Кому на Руси жить хорошо?" Н.А. Некрасова, тема путешествия играет немаловажную роль. Ведь оба автора хотели написать произведения, в которых бы отражалась реальная жизнь Руси во всем ее разнообразии. "Какой огромный, оригинальный сюжет!..
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. "В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души".
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Чичиков-рыцарь копейки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Когда учительница дала задание написать нам это сочинение, я пришел в недоумение, так как я даже представить себе не мог Чичикова смелым и отважным рыцарем,способным на какой-нибудь героический поступок, ведь когда речь идёт о рыцарях, то невольно представляешь себе закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, а не мошенника Чичикова.
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.
Русская долюшка женщины в поэзии Н.Н. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. О первом сборнике стихотворений Н.Н. Некрасова, вышедшем в 1856 году, Н.Г. Чернышевский сказал: «Восторг всеобщий. Едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга».
Типичные характеры поэмы Мертвые души
ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” В 1835 году Гоголь начал писать поэму “Мертвые души”. Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях.
Тема города в комедии Ревизор и поэме Мертвые души Н.В.Гоголя
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Гоголь всегда старался задеть сердце читателя плодами своего таланта. Его целью всегда было выдать что-нибудь оригинальное, удивить. Его произведения всегда относились и будут относиться к сокровищнице русской литературы.
Поэма Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Л.А. РОЗАНОВА ПОЭМА Н.А. НЕКРАОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В своей работе о поэме «Кому на Руси жить хорошо» Людмила Анатольевна Розанова стремится дать целостное впечатление о поэтическом мире Некрасова, анализирует свойства его творческой манеры, показывает поэта нового типа. Также здесь рассмотрены вопросы новаторства Некрасова, открытость художника миру, устремленность к труду, свободные проявления таланта, чувство ответственности за судьбу родины.
Система персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"
Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет "Мертвых душ". Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии.
Стихотворение Н. А. Некрасова “Элегия”
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили.
Характеристика помещицы Коробочки по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов.
Тема города в комедии Ревизор и поэме Мертвые души Н.В. Гоголя.
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя. Автор: Гоголь Н.В. "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем", — писал о Гоголе А.Пушкин.
Знакомство Чичикова с городом NN по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" открывается обширной экспозицией, в которой представлена картина места действия - город NN. Он по-разному выглядит в глазах Чичикова и автора.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Этот лирический текст – отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Так кому же на Руси жить хорошо по поэме Николая Некрасова
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.
Образ птицы-тройки в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. «Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.