.
Юрий Нагибин. "Дневник"
Пожизненная книга, создававшаяся на протяжение всей жизни. Последняя книга писателя. Роковая книга, уже кровно нам необходимая, хранимая в памяти!
Это настигает как озаренье, когда понятным становится то, что дневник Нагибин писал не для нас, не для современников. Важно понимать "Дневник" как человеческую исповедь, но каковы масштабы этой исповеди? Я поразился, узнав, какую громадную и как бы тайную жизнь Нагибин прожил в прозе. Поразило, как рано начинает он писать, что в первых записях - не судорога дневниковая, а пронзительная в образах и чистая, ясная по языку проза. Начинается дневник войной. Смертные зимние бои вокруг Лениграда. Мерзлые трупы лошадей - все, что осталось от апокалипсиса, ледник. Затравленный страхом офицерик где-то при штабе, в глухой сонливой норе. Пишет, чтобы не сойти с ума, пытаясь отдавать отчет каждому прожитому дню. Такое вот начало. Когда обрывается дневниковая запись, это уж восьмидесятые годы, то рукой старика - не жалкого офицерика, а великолепного благополучного писателя - будет так же мучительно все кончено, оборвано.
Но тут и происходит чудо. Когда обрывается жизнь Нагибина и его путь светский в литературе, тогда и рождается другая личность, другой путь, то есть другая проза, его "Дневник": произведение, которое существует в громадном именно историческом контексте... Когда я начал читать "Дневник", то вспомнил поневоле факт из биографии Солженицына, как он попал в лагерь. Он ведь написал другу с фронта, где смело высказался о войне, о Сталине - и это письмо, перехваченное смершем, изменило всю его судьбу, да и судьбу русской литературы. Но что было бы с Нагибиным, откройся его дневник, попади он в лагерь? Я отвечу неожиданно, однако мне эта мысль очень важна: не было бы книги этой, не было б "Дневника"!
Тот ф а к т, что вел он свои записи непрерывно, скрыто, создавая все годы жизни единый массив прозы, главный для него потому, что в него входило все то, чем он и жил, чего не мог не писать, по сути-то есть соединение судьбы с талантом, которое "от Бога", тогда как у беллетриста Нагибина, излюбленного советским читателем - мастерство есть, но судьбы нет. Повторяю, это вещь о времени. Пытаясь осознать происходящее, беспощадно добиваясь от себя правды, Нагибин так раскрыл, выразил то время, в котором жил, что оно-то и оказалось ясней его запутавшейся, порой озлобленной души : страдая от бессилия, но и не имея такой веры, убеждений, мужества, чтобы бороться, герой человеческий "Дневника" не становится мучеником из ХХ века, потому что страдания его лишены святости, но "мильоном терзаний" разоблачает этот жестокий железный век.
Теперь, в русской прозе, есть две таких книги, выстраданных жизнью писателя в литературе, но непостижимо выходящих за ее, литературы, приделы и создающих, быть может, национального масштаба т е м у, каковой была тема лагерная, тема деревнская: "Бодался теленок с дубом", "Дневник" - тут снова сходятся имена Солженицына и Нагибина. "У писателей, озабоченных правдой, жизнь и никогда проста не бывала(и не будет!): одного донимали клеветой, другого дуэлью, того - разломом семейной жизни, того - разорением или испоконной невылазной нищетою, кого сумашедшим домом, кого тюрьмой. А при полном благополучии, как у Льва Толстого, своя совесть еще горше расцарапает грудь изнутри." Так в первых же строках с в о е й книги пишет Александр Солженицын, предрекая уж е г о, Нагибина, книгу - "расцарапает грудь изнутри".
Солженицын берет на себя ответственность за историю. Вся глубина терзаний Нагибина происходит из того беспощадного понимания, что ему не дано проповедовать, как если бы он проклят был, обречен так вот жить, в глухой сонливой норе, отравленный страхом, безверием. Потому с таким трепетом глядит на Солженицына, первая запись в дневнике - "явился миссия, пророк!"
Но слабость его, страх, даже трепет - такие же человеческие, что и вера, мужество, с которыми писал, проповедовал Солженицын. Лагерный узник, тот выстрадал свое право проповедывать, как пришлось и Нагибину мучиться за благополучие свое, за свой страх, а потом идти на исповедь. Тут и Солженицын был ему упреком. Но вот прозу, "Дневник", уже не упрекнешь, никакая другая книга не объяснет так этого времени, до дна, как если бы и не заглянул в пропасть, а ткнулся в тупое холодное дно. Он ведь ее написал, нашел силу-то написать. И в том, что решился публиковать "Дневник" прижизненно, вижу не попытку "оказаться впереди всех", а порыв его освободить душу, побороть громаду страха. В этой схватке, а это была уже схватка со смертью, Юрий Нагибин и побеждает.
Статья Олега Олеговича Павлова
Другие работы по теме:
Различные представления об исповеди
Изучение истории развития таинства исповеди с позиции католических, православных и протестантских авторов. Исповедь - таинство, благодаря, которому каждый христианин, должен исповедовать свои грехи, совершенные после крещения непосредственно священнику.
Титаномахия
..Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа.
Литературный герой ЛОЛИТА
ЛОЛИТА - героиня романа В.В. Набокова «Лолита» (1947 - английский оригинал, 1955 - русский вариант). Короткая история Л. возникает из покаянной исповеди некоего Гумберта, полюбившего героиню, когда ей было двенадцать лет, и простившегося с нею, когда ей было восемнадцать. Поэтому повествование о горькой, грешной любви сорокалетнего мужчины к девочке пронзительно и смущающе откровенно, а образ самой Л. (уже умершей к началу рассказа) обладает двойственной природой.
Блаженный Аврелий Августин
(354-430) Пискунова С. И. Повествование в "Исповеди", естественно, ведется от первого лица и автор, на первый взгляд, хочет рассказать читателю о своей жизни. Но доходит оно лишь до момента крещения Аврелия, которое он принял 387 года в возрасте 32 лет (Августин – его крестное имя). Так что основная часть жизни Августина, годы, за которые он напишет книги, сделавшие его главнейшим авторитетом западной церкви (такие, как "О Граде Божьем") были еще впереди.
Пушкинские образы в Элегии Некрасова
Размышляя о творчестве выдающегося русского поэта второй половины XIX века Н.А. Некрасова, нельзя не обраться в лирике его великого предшественника – А.С. Пушкина, которого Некрасов считал своим учителем и наставником, чьи бессмертные произведения брал за высокий образец поэтического творчества.
Стихотворение Некрасова Я не люблю иронии твоей
Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Прест
упление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году. В этом произведении, которое несет на себе черты философского, психологического и криминального романов, автор описывает жизнь разночинцев на примере одного из них, бывшего студента юридического факультета Родиона Романовича Раскольникова, пытается показать несостоятельность идей, которые владели умами шестидесятников.
Жанр и композиция поэмы Лермонтова Мцыри
Автор: Лермонтов М.Ю. «Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере поэмы Мцыри
Автор: Лермонтов М.Ю. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем - и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко оригинальный вариант романтической поэмы.
Я хочу быть понят моей страной... По лирике В. Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Громадный, угловатый, как плотина, стоит он поперек любых неправд... Е. Евтушенко “Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами.
История постепенного обновления человека
В исповеди-самобичевании "титулярного советника" доброе, трепетное сердце "бывшего студента", противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет "уже некуда больше идти".
Сонеты это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце
Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любви, ее жизни. Тайна эта не только в том, кому были посвящены бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «голубоглазый юноша». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи, тем проще это установить.
Почему не удался побег Мцыри
Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Хоббит, или Туда и обратно
Автор: Толкин Джон Рональд Руэл. Хоббиты — веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» — удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы — очень похожие на людей, но благородные и бессмертные.
Творчество М. Ю. Лермонтова
Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”).
Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение
Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Автор: Лермонтов М.Ю. Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэма «Мцыри». Она отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и людей, свободных и непреклонных, - в гордый Кавказ.
Мцыри как романтический герой
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы.
Нарваэс, Рамон Мария
Рамон Мария Нарваэс (исп. Don Ramуn Marнa de Narvбez y Campos, 1. Duque de Valencia) (1800-1868) - испанский государственный деятель, генерал с 1836, герцог де Валенсия с 1844.
Гауэр, Джон
Джон Гауэр (Гоуэр) (англ. John Gower, 1330—1408) — известный в своё время английский поэт, современник Ленгленда и личный друг Чосера. По образованию юрист, принимавший участие в политической жизни своего времени. Писал по-английски, французски и латыни. Он был другом поэта Джеффри Чосера, в произведениях которого напечатаны и некоторые стихотворения Гауэра.
Де Квинси, Томас
План Введение 1 Биография и творчество 2 Признание 3 Произведения 3.1 Экономические 3.2 Исторические 3.3 Литературные 4 Публикации на русском языке Введение
Исповедная роспись
Испове́дная роспись (ведомость) — ежегодно составлявшийся с 20-х годов XVIII века посемейный список прихожан, которые исповедовались у священника, с указанием места жительства и социального положения семьи, главы семьи и отношения к нему других членов семьи, их имён, отчеств, фамилий, «лет от роду» и т. д.
Мухтар Ауэзов
«Твои бессмертные труды ста- вят тебя в ряд лучших предста- вителей мировой художественной прозы. Я счастлив, что имею честь быть твоим современником