Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Автор: Толстой Л.Н.
Со времени Отечественной войны 1812 года до времени действия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” прошло около полувека. Изменились требования людей к своему времени и к современникам. Как отвечают на вопрос “что делать?” герои, жившие в начале и в конце XIX века? Никто не подскажет им ответа, никто не укажет ошибку. Они сами должны отыскать единственный верный путь среди множества других. Какой путь они должны выбрать и какой путь они хотят избрать? Отвечать на эти вопросы можно всю жизнь, но можно и не успеть. Человек по природе своей не может останавливаться и удовлетворяться достигнутым. Жизнь его - вечное стремление к неуловимой, недостижимой цели. Отсутствие цели в жизни - смерть. Поэтому во все времена и у всех народов находились и находятся люди (герои), которые ставят перед собой цели неясные, непонятные, далекие для остальных и мечутся по свету в поисках идеала, и бесконечно спрашивают, и размышляют в поисках разгадки. Как жить, чтобы самый придирчивый и справедливый критик сказал: “Да. Этот человек прожил жизнь достойно во всех отношениях”. А какой критик лучше самого тебя знает все недостатки твоей жизни, все твои ошибки? Значит, жить нужно так, как сам ты сочтешь правильным и разумным. Но опять вопрос: как жить правильно? И люди ищут, ищут свой путь в жизни. Андрей Болконский искал этот путь до самой смерти и умер только тогда, когда нашел этот путь и успокоился, поняв, что нет у него сил по нему идти. Силы появляются от зла и обиды: от обиды на себя, на жизнь, на судьбу, на людей. А князь Андрей стал добр ко всему, возлюбил всех и стал ко всему равнодушен. И умер.
Пьер Безухов же никогда не окончит свой поиск. Он мечется из крайности в крайность: от пьяной развратной компании Курагина к масонской ложе, от роскоши к нищете. Постепенно путь его выравнивается: сначала он еще не знает, что он хочет, затем понемногу начинает понимать, но еще не понимает, как этого достичь, в конце концов он поймет, как добиться своей цели, и будет добиваться, чтобы, достигнув, вновь поставить следующую цель.
Базаров выбрал свой путь, непонятный и неприятный его современникам, но то и дело сталкивается с противоречиями. Может быть, он не все учел, может быть, он не так прав, как ему кажется. Отчаявшись, устав от 410
этой борьбы с собой и с жизнью, Базаров умирает. Таков удел всех уставших или нашедших, которые не могут развиваться дальше: смерть или бесцельное существование.
На протяжении романа, в течение всей своей жизни эти герои проходят через ряд испытаний, в которых их внутренний мир, их поиск, их цели открываются читателю: вызов со стороны жизни — ответ героя. Разные испытания - разные ответы. Но каждый проходит через два главных испытания: смертью и любовью.
Героям Толстого любовь (это испытание связано с образом Наташи Ростовой) придает силы для дальнейшего поиска. Базаров же после встречи с Одинцовой как будто надломлен: он теряет интерес к борьбе за свои идеи, интерес к жизни.
Смерть для Андрея, раненного под Аустерлицем, еще непонятна, даже странна; смерть для Андрея после Бородина - понятный и естественный переход из одного состояния к другому, он даже любит смерть как итог, как цель всей жизни.
Пьер не может принять смерть спокойно, он противится ей, хотя понимает, что противиться бесполезно. Он не верит, что французы могут расстрелять его так же, как расстреливали пленных до него. Не верит, противится и чудом остается жить, проходит через нищету и лишения и очищается, находит свою цель, свой жизненный путь.
Базаров, как и князь Андрей, встречает смерть спокойно, но не как переход в инобытие, а как конец, как отдых, быть может.
Что же ищут герои, к чему все же стремятся? Пьер и Андрей хотят стать “вполне хорошими”, найти тот образ жизни, который покажется их придирчивому оку нравственным и правильным. При этом направление их поисков совпадает с традиционным представлением людей о достойном человеке. Поэтому их любят, ими восхищаются, им прощают их странности. У них, особенно у Пьера, много друзей, семья. Князя Андрея помнят после смерти. Княжна Марья все время внутренне советуется с умершим братом, а сын его Николушка мечтает стать таким же, как отец. Болконский, достойно и честно проживший свою короткую жизнь, стал примером для подражания после смерти.
Базаров же целенаправленно противопоставляет свой образ жизни образу жизни многих поколений. Он бросает вызов обществу своими словами и мыслями, своими идеями, отрицающими весь предшествующий путь развития общества, своей дерзостью и гордостью. И он одинок. Его не любит никто, кроме родителей. Он пытается доказать, что ему не нужна чья бы то ни было любовь, но не может (перед смертью он трогательно и поэтично прощается с любимой женщиной и просит ее о помощи родителям). Его никто не одобряет, кроме бездарных подражателей. Его никто не понимает. Единственный человек, который хотел его понять и последовал за ним, Аркадий, скоро находит себе другой, традиционный путь. Уделом Аркадия становятся дом, семья, возлюбленная, спокойная и размеренная жизнь. Перед смертью Базаров понимает, что он прожил жизнь зря, что никто не вспомнит о нем. Он никому не помогал, кроме крестьян, которых лечил; он входил в чью-то жизнь и уходил из нее, но всегда был эпизодической фигурой. Все забудут о нем, и только родители, любовь к которым он так тщательно скрывал, будут приходить к нему на могилу. Но этот герой не заслужил забвения. Как бы мы ни относились к взглядам Базарова, герой этот все же поражает нас своей неординарностью. Нас подкупают его прямота, честность, даже бунтарство.
Судьбы людей, которые не могут слиться с обществом, их окружающим, умножить его суету, мелочность, пошлость, всегда привлекали писателей. Почему им не живется, как всем? Зачем они чего-то ищут, к чему-то стремятся, чего-то достигают? Потому что не могут иначе. Они уже не могут остановиться, их губит любое сомнение, промедление, но они и не могут идти бесконечно, так как это выше человеческих возможностей. Таковы судьбы и пути Евгения Базарова, Пьера Безухова и Андрея Болконского, Фауста, Ивана Флягина и даже Дон Жуана.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Базаров и герои чернышевского
Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году. Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века,
Толстой л. н. - Герои ищущие и мыслящие
Девятнадцатый век век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война года ознаменовала начало появления первых тайных обществ оппозиционных правительству.
В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой По роману Тургенева Отцы и дети
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество».
Объяснение Аркадия и Кати. Анализ эпизода из романа Тургенева Отцы и дети
Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым.
Базаров и герои Н. Чернышевского.
Автор: Тургенев И.С. Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны в одно время. Это была эпоха подъема разночинного движения, период действия. 60-е годы XIX века стали для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Авторская позиция в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд.
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Смысл заглавия романа Отцы и дети.
Автор: Тургенев И.С. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.
Настоящая жизнь в понимании Толстого
Автор: Толстой Л.Н. Настоящая жизнь- это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом. Толстой противопоставляет «жизнь ложную» и «жизнь настоящую». Все любимые герои Толстого живут « Настоящей жизнью». Толстой в первых главах своего произведения показывает нам только «жизнь ложную» через жителей светского общества: Анну Шеррер, Василия Курагина, его дочь и многих других.
Героини романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы.
Базаров и герои Чернышевского
Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Проблема "Отцов и детей"-2
Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.
Спор Лаврецкого и Паншина. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Спор молодого чиновника Паншина и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», имеет принципиальное значение в противопоставлении героев по их мировоззрению. Паншин — светский человек, камер-юнкер, его ожидает блестящая карьера, он любит музыку, поэзию, имеет успех у дам.
Моё отношение к Базарову по роману И.С. Тургенева Отцы и дети
Моё отношение к Базарову (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества.
Бунтующее сердце по роману И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает представитель тех «новых людей», русских «инсаровых», о которых писал Добролюбов в своей статье со столь многозначительным названием «Когда же придет настоящий день?». С конца 50-х годов эти люди входили в русскую общественную жизнь.
Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Смысл названия романа И. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы.
Тургенев Отцы и дети
В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" изображена Россия конца пятидесятых годов 19 века, в то время когда демократическое движение только-только набирало свою силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества- между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.