Пушкин
как
наше
всё
ОлегЛекманов
Наверное, каждомучитателюпамятентотэпизод«МастераиМаргариты», вкоторомбездарныйпоэтРюхинпредаётсязавистливымразмышлениямосудьбеПушкина: “Какие-тостранныемыслихлынуливголовузаболевшемупоэту. «Вотпримернастоящейудачливости. Какойбышагоннисделалвжизни, чтобынислучилосьсним, всёшлоемунапользу, всёобращалоськегославе! Повезло, повезло! —вдругядовитозаключилРюхин. —Стрелял, стрелялвнегоэтотбелогвардеецираздробилбедроиобеспечилбессмертие»”.
Приходитсясизумлениемотметить, чтоэталогикамногопозднеебылавзятанавооружениеАннойАхматовой, ревнивоследившейзауспехамиБорисаПастернака. Современницапоэтессывспоминала: “АхматовасчиталаПастернакаудачникомпоприродеивовсём—дажевнеудачах. УА.А. былсвойвариант (совсемнепохожий) эпизода, рассказанногоПастернакомвегоавтобиографии («Людииположения»). Излагалаонаеготак: четырёхлетнийПастернаккак-топроснулсяночьюизаплакал, емубылострашно. Вночнойрубашке, босикомонпобежалвсоседнююкомнату. Тамегоматьиграланарояле, арядомвкреслесиделстариксбородойиплакал. Надругойденьмальчикуобъяснили, чтостарик—этоЛевТолстой. —Бореньказнал, когдапроснуться... —добавлялаАннаАндреевна. —Какиепрекрасныепохороны, —говорилаонаостихийныхпохоронахПастернака, когдаРихтер, Юдина, Нейгауз, сменяядругдруга, игралинадомашнемрояле. Какиепрекрасныепохороны...
Оттенокзавистикпоследнейудачеудачника”.
БлизкийдругАхматовойОсипМандельштамвнесчастливыеминутысвоейжизнитакжеощущалсебялитературнымнеудачником. ПрочтяроманЮрияТынянова«Кюхля», онсокрушённопризнавалсясобеседнику: “ЯКюхельбекер—комическаясейчас, аможетбыть, ивсегдафигура”.
Ионжев 1920 годунеупустилвозможностиполушутливопримеритьнасебяобликПушкина. Этотфактзасвидетельствованмногимиучастникамибала-маскарада, состоявшегосяв 1920 годувбывшемЗубовскомособнякенаИсаакиевскойплощадивПетрограде. Приведёмодноизтакихсвидетельств: “Вспоминаю, каксредикостюмированныхпоявилсяОсипМандельштам, одетый«подПушкина», вцветномфракесжабо, впарикесбакамиивцилиндре. Онбылтогдаоченьпопулярен, ивтотвечерводнойизпереполненныхгостиныхяувиделаМандельштама, который, стоянамраморномподоконникегромадногозеркальногоокна, выходившегонаклассическуюпетербургскуюплощадь, вбелуюночьчиталсвоистихи. Светбылполупригашен, портьерыраздвинуты, ивсяегофигуравэтоммаскарадномкостюменаэтомфоне, какнагравюре, осталасьнезабываемой, вероятно, длявсех, ктоприэтомприсутствовал”.
Двадругихакмеиста–ВладимирНарбутиМихаилЗенкевичв 1910-егодыотносилиськПушкинубезособогоуважения. “Поистине, отчегонеплюнутьнаПушкина? —писалНарбутЗенкевичу. —Во-первых, онадскискучен, неинтересен, изаимствовать (вотношениисырогоматериала) отнегонечего. Во-вторых, отжилсвойвек”.
АгрессивноборолисьсПушкинымискультомПушкинарусскиефутуристы—профессиональныесклочникиихулиганы. Всвоёмэпатажномлитературномманифесте«Пощёчинаобщественномувкусу»онивыдвинулитребование“броситьПушкинаспароходасовременности”. Впрочем, затяжнаябитвафутуристовсПушкинымотчастинапоминалацирковуюинсценировку: борцывяростирычат, поносятсоперникапочёмзря, апослепредставлениявместеотправляютсяпитьпивовближайшийтрактир. Вовсякомслучае, одинизфутуристов, чьяподписьзначиласьподманифестом, БенедиктЛившиц, вспоминал: “ЯспалсПушкинымподподушкой—даялиодин? Непродолжаллионивоснетревожитьтех, ктообъявлялегонепонятнеегиероглифов? —исбрасыватьего, вкупесДостоевскимиТолстым, с«пароходасовременности»мнепредставлялосьлицемерием”.
АгениальныйрадикалВелимирХлебниковретроспективноизлагалпозициюфутуристовтак: “БросалПушкина«спароходасовременности»Пушкинже, нозамаскойновогостолетия. ИзащищалмёртвогоПушкинав 1913 годуДантес, убившийПушкинав 18<37> году. УбийцаживогоПушкина, обагрившийегокровьюзимнийснег, лицемернооделсямаскойзащитыего (трупа) славы, чтобыповторитьотвлечённыйвыстрелповсходутабунамолодыхПушкиныхновогостолетия”.
Интересно, чтовсёэтопонялпроницательныйАлександрБлок, размышлявшийвсвоёмдневникезадолгодорепликиХлебникова: “Ачто, еслитак: Пушкинанаучилилюбитьопятьпо-новому—вовсенеБрюсов, Щёголев, Морозовит.д., а... футуристы. Ониегобранятпо-новому, аонстановитсяближепо-новому”. ОднаковзнаменитойПушкинскойречиБлока 1921 годаформулафутуристовбылаоспоренаиосмеяна: “Людимогутотворачиватьсяотпоэтаиотегодела. Сегодняониставятемупамятники; завтрахотят«сброситьегоскораблясовременности». Тоидругоеопределяеттолькоэтихлюдей, нонепоэта; сущностьпоэзии, каквсякогоискусства, неизменна; тоилииноеотношениелюдейкпоэзиивконцеконцовбезразлично”.
Незабылпоэтопровергнутьфутуристическуюформулуивсвоёмстихотворении-завещании«ПушкинскомуДому»:
Это—звоныледохода
Наторжественнойреке,
Перекличкапарохода
Спароходомвдалеке.
Используяфутуристическийобраз“пароходасовременности”, Блоквложилвнегосовершенноиное, чемуфутуристов, содержание: пушкинскаяисовременнаяэпохауБлоканевоюютдругсдругом, аперекликаютсяголосамипоэтов (“Перекличкапарохода // Спароходомвдалеке”).
Делофутуристовнепропало. Хлебниковразбудилобэриутов—АлександраВведенскогоиДаниилаХармса, которыетакжепринялиактивноеучастиевсозданиипушкинскоготекстарусскойлитературыХХвека. Введенский“нашёлвсебесходствосПушкиным, —свидетельствуетодинизприятелейпоэта. —«Пушкинтоженеимелчувствасобственногодостоинстваилюбилтеретьсясредилюдейвышеего»”. АДаниилХармснаписалцелуюсерию«АнекдотовизжизниПушкина».
Этианекдотызаставляютвспомнитьосамодовольныхимелочныхмемуарахсовременников, изкоторыхнадобруюполовинусостоитзнаменитаякнигаВ.Вересаева«Пушкинвжизни». Именноэтакнига, скореевсего, послужилаглавнымобъектомпародииХармса. Некоторыефрагменты«Пушкинавжизни»смотрятсякакчерновыезаготовкикхармсовскимрассказам: “ЛюбилаВ.Ф. ВяземскаявспоминатьоПушкине, скоторымбылавтеснойдружбе, чуждойвсякихцеремоний. Бывалозайдёткнейпоболтать, посидитижалобнымголосомпопросит: «Княгиня, позвольтеуйтинасудёнышко!”–и, получивразрешение, уходилкнейвспальнюзаширмы»”.
АвотещёодинпримеризкнигиВересаева: “ОднаждывжаркийлетнийденьграфВасильев, зайдякПушкину, засталегочутьлиневпрародительскомкостюме. «Ну, ужизвините, —засмеялсяпоэт, пожимаяемуруку, —жарастоитафриканская, аунастам, вАфрике, ходятвтакихкостюмах»”. ПомниллиобэтомэпизодеиостроумномоправданииПушкинаХармс, когда 20 марта 1938 годавнёсвсвойдневникследующуюзапись: “Подошёлголымкокну. Напротиввдоме, видно, кто-товозмутился, думаю, чтоморячка. Комневвалилсямилиционер, дворникиещёкто-то. Заявили, чтояужетригодавозмущаюжильцоввдоменапротив. Яповесилзанавески. Чтоприятнеевзору: старухаводнойрубашкеилимолодойчеловек, совершенноголый? Икомувсвоёмвиденепозволительнеепоказатьсяпередлюдьми?”
ВпоэмеИосифаБродского«Представление»Пушкинтакжепредстаётперсонажеманекдота:
ВходитПушкинвлётномшлёме, втонкихпальцах—папироса...
Можнотолькодогадываться, зачемБродскийвручилвеликомупоэтупапиросу, нолегкопонять, почемуБродскийнаделнаПушкиналётныйшлем. Источникомданногообраза, скореевсего, послужилпопулярныйанекдот: ВасилийИванычЧапаевчитаеткнижку, которуюнаписаллётчик, –“АСПУШКИН”.
Интересно, чтоБродскийиегоприятели-поэты, подобноМандельштаму, ироническипробовалисебянаролипоэтовпушкинскогокруга. “ВсвоёвремявЛенинградевозниклагруппа, помногимпризнакампохожаянапушкинскую«плеяду», —вспоминалсамБродскийвинтервьюсСоломономВолковым. —Тоестьпримернотожечислолиц: естьпризнанныйглава, признанныйленивец, признанныйостроумец. Каждыйизнасповторялкакую-тороль. РейнбылПушкиным. Дельвигом, ядумаю, скореевсего, былБобышев. Найман, сегоедкимостроумием, былВяземским. Я, сосвоеймеланхолией, видимо, игралрольБаратынского. Этупараллельненадоособеннозатягивать, какивообщелюбуюпараллель. Ноудобстварадиеюможновремяотвременипользоваться”.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
Почему роман А. С. Пушкина назвается Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так назван.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Евгений Онегин и Александр Пушкин.
Автор: Пушкин А.С. Прочитав и проанализировав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, можно с уверенностью сказать, что сам автор и его герой очень похожи между собой. Пушкин создает Онегина на основе своей жизни, слегка переделывая ее.
Евгений Онегин и Александр Пушкин. 4
Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Анализ поэмы А.С.Пушкина Цыганы
Автор: Пушкин А.С. Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».
Евгений Онегин - герой своего времени.
Автор: Пушкин А.С. Пушкин — великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Одним из его величайших произведений является роман “Евгений Онегин”.
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Последние годы жизни Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Мое любимое произведения А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений. Среди них «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и другие не менее известные поэмы и стихи. Но больше всего мне понравился роман в стихах «Евгений Онегин».
К нему не зарастет народная тропа
Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим — капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине?
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
История создания повести Капитанская дочка
История создания повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы 3
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Изображение пугачевского движения
Автор: Пушкин А.С. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773—1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнёте, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Пушкин о поэте и поэзии
Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»
Анализ стихотворения А.С.Пушкина 19 октября 1825 года
Автор: Пушкин А.С. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников.
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник
Автор: Пушкин А.С. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла...
Автор: Пушкин А.С. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Идейно-художественное своеобразие повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Царскосельский лицей
Автор: Пушкин А.С. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.