М.А. Кузмин родился в Ярославле в семье мелкого помещика. Отец поэта, морской офицер в отставке, происходил из старинного дворянского рода, мать была внучкой известного французского актера Жана Офрена. Семья была религиозной, старообрядческой. Именно родословной Кузьмина многие его современники будут пытаться объяснить природу его разнонаправленных художественных вкусов и пристрастий: любовь к старинному «Прологу» и увлечение гривуазной литературой 18 века, творчеством Н.С. Лескова и мемуарами Казановы, пристальный интерес к католицизму и паломничество в олонецкие скиты, в Выговскую старообрядческую обитель. «Изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве, он в то же время подлинный старообрядец, любитель деревенской русской простоты», - так писал о поэте близко знавший его критик Е.А. Зноско-Боровский.
После смерти отца в 1886 году семья переехала в Петербург, где будущий поэт окончил гимназию и в 1891 году поступил в Петербургскую консерваторию в класс к Н.А. Римскому-Корсакову. Однако, проучившись три года, он оставил консерваторию и интенсивно занялся самообразованием. Избрав наставником своего близкого друга Г.В. Чичерина, впоследствии известного советского дипломата. Именно он ввел молодого композитора, автора музыки к собственным стихотворениям, в к руг художников «Мира искусства» и познакомил с деятелями кружка «Вечера современной музыки».
Литературный дебют Кузмина состоялся на страницах альманаха «Зеленый сборник», изданного В.Н. Верховским в 1905 году Кузмин был представлен тринадцатью сонетами в духе ранних итальянских лириков и драматической поэмой «История рыцаря д’Алессио».
Зимой 1906 года Кузмина уже можно было встретить на «башне» у Вячеслава Иванова и на «воскресеньях» у Федора Сологуба. В том же году к Кузмину приходит известность. Его заметил и оценил В.Я. Брюсов поместивший в редактируемом им журнале «Весы» стихотворных цикл Кузьмина «Александрийские песни», где поэт проявил себя как тонкий мастер литературной стилизации. Вышедшая тогда повесть «Крылья» касающаяся «запретных» эротических тем, принесла Кузмину скандальную славу и репутацию «русского О. Уайльда»
Сборник стихов «Сети» (1908) укрепил известность Кузмина в литературно-художественных кругах Петербурга. Апофеоз чувственного наслаждения, стихия «вещной» описательности, легкость письма, обманчивая ясность содержания – эти черты, определившие поэтику «Сетей», прозвучали диссонансам на фоне «метафизической» поэзии символистов. Стихотворение «Где слог найду, чтоб описать прогулку...» было воспринято как эстетический манифест и снискало Кузмину на долгие годы амплуа поэта воспевающего «дух мелочей, прекрасных и воздушных», поэта «веселой легкости бездумного жития». В основе мировоззрения Кузмина лежали сложные философские основания. Он увлекался изучением философии Плотина, родоначальника неоплатонизма, у которого восхваление любви как духовной силы соседствовала с отстраненно-ироническим отношением к миру. У Франциска Ассизского Кузмин учился благоговению перед жизнью в разных ее проявлениях – от «прелестей и пустяков мирного жития» до совершенных созданий природы мира и искусства. «Радостное ощущение бытия», умиленность перед творением Божиим, окрасило все творчество Кузмина. Поэты-францисканцы привлекали его сочетанием эротизма и мистики и тем языческим ощущением полноты мира, которое он находил и в столь пленявших его эпохах раннего христианства.
Внутренний план его книги определяет будущую эволюцию Кузмина – поэта и прозаика.
В следующем сборнике «Осенние озера» (1912) декоративная стилизация сменяется просветленными пейзажами, поэтическая мысль завуалирована и как бы растворена в свободной напевности стихотворных форм. «Его по-современному чуткая душа, - писал Н.С. Гумилев, - придает старым темам новую свежесть и очарование. Его всегдашняя квартира – любовь, и он настолько сроднился с ней, что в его стихах совершенно естественны переходы от житейских мелочей к мистическому восторгу. Эти переходы – главная характерность его поэзии».
Поэтика раннего Кузмина возрождала принципы пушкинского гармонического стиля. Но в сборниках «Вожатый» (1918), «Эхо», «Нездешние вечера» (оба – 1921) усиливается мистико-оккультная тема. В начале 20-х Кузмин полностью отходит от своего раннего творчества, что показывает сборник «Параболы» (1923), где раздел «Стихи об искусстве» состоит из нескольких стихотворных эстетических трактатов. Нагруженность мистической символикой делает стихи Кузмина трудными для понимания.
Последний сборник «Форель разбивает лед» (1929) свидетельствует о его интересе к новым направлениям и тенденциям в искусстве – экспрессионизму, сюрреализму, принципам монтажа.
В первые послереволюционные годы Кузмин сотрудничал в издательстве «Всемирная Литература», много работал для театра, занимался переводами, входил в редколлегию газеты «Жизнь искусства». После смерти А.А. Блока в течение года заведовал литературной частью в Большом драматическом театре. В начале 20-х годов вместе с Вагиновым, Пиотровским, Дмитриевым, Радловой, Радловым, Юркуном организовал группу под названием «эмоционалисты», выпустившую манифест «Эмоциональность, как основной элемент искусства» (1924), альманах «Часы» и три выпуска сборника «Абраксас». К началу 30-х годов творчество Кузмина воспринималось, как несозвучное времени, и он был вынужден отойти от литературной деятельности.
Кузмин бедствует материально, зарабатывая на жизнь лишь переводами.
Умер М. Кузмин в ленинградской больнице на 64-м году жизни в 1936 году. Похоронен на Волковском кладбище.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Стилизация
Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении.
Акмеизм
Акмеизм - (древнегр. akme - высшая степень расцвета, зрелости) - направление русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е гг. и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя, русского символизма.
Список использованной литературы 7
Актуальность выбранной темы дипломной работы состоит в том, чтобы изучить и обосновать повышенный интерес к роли человека в истории, а именно Георгия Адамовича в истории русской культуры и культуры Русского зарубежья
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Осип Мандельштам
век принес человеку неслыханные страдания, но и в этих испытаниях научил его дорожить жизнью, счастьем: начинаешь ценить то, что вырывают из рук. В этих обстоятельствах с новой силой проявилось подспудное, тайное, изначальное свойство поэзии, без которого все другие теряют силу. Свойство это – способность вызывать в душе человека представление о счастье.
История остеосинтеза
Остеосинтез Знакомство человека с переломами костей произошло в доисторические времена. Боль, деформация, конечности и невозможность ею пользоваться породили иммобилизационный метод лечения переломов. Древние египтяне 5000 лет тому назад для иммобилизации сломанной кости использовали пальмовые листья.
Новое литературное течение и его особенности в творчестве Анны Ахматовой
Имя А.А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг., последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились к материальному, предметному миру, естественности и точному значению слова.
Биография Анны Ахматовой 3
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.
Богданова-Бельская П.
Серебряный век и ту его ауру, которая так привлекает нас нынешних, создавали не только "мэтры" и "зубры" литературы, живописи, театра вроде Блока, Малевича, Мейерхольда, Карсавиной.
Эстетика и поэтика русского акмеизма
Литературное течение акмеизма возникло в России в начале 1910-х годов. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. Поводом его стал доклад одного из "младших" символистов Вяч. Иванова "Заветы символизма", в котором признанный теоретик символизма выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, "жизнестроительство", "преображение жизни".
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Жизнь и творчество Михаила Кузмина
Михаил Алексеевич Кузмин — поэт, прозаик, критик, а также музыкант и композитор — имя, громко звучавшее в русской культуре начала века. Он был забыт надолго еще при жизни. Забыт как литератор, несозвучный современности.
Николай Гумилев
Министерство образования и науки Украины Металлургический техникум Запорожской государственной инженерной академии Николай Гумилев Жизнь и творчество
Биография Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.
Акмеизм
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем “поэзией серебряного века”. “Золотой век” русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких “звезд первой величины”, как Пушкин и Лермонтов, несомненно был обусловлен общей тенденцией к развитию русской национальной литературы, русского литературного языка и развитием реализма.
Портрет Владыки мрака в "Поэме без героя"
В поэме-триптихе Ахматовой, в первой части "Тысяча девятьсот тринадцатый год", помянут испанский художник c "редким даром наблюдательности", "художник чудовищных грез, - больная насмешка над жизнью, - над царством могилы вопрос".
Поэзия начала века
Автор: Разное Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.
Поэт серебряного века М.А. Кузьмин
Биография и творчество Кузьмина. Поэт, прозаик, критик, переводчик, композитор и музыкант. Десяток стихотворных сборников, пять дореволюционных "книг рассказов", десятки рецензий и литературно-критических статей, множество работ для театра.
Возникновение "Цеха поэтов"
"Цех поэтов" — поэтические объединения, существовавших в начале XX века в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Баку, Берлине и Париже, их возникновение и деятельность. Акмеисты, их литературные манифесты и поэзия. Творчество Н.С. Гумилева в "Цехе поэтов".
Серебряный век в русской литературе и искусстве
«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры конца XIX – начала XX веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, художников, композиторов определяют значение этого феномена, как будто призванного предвосхитить колоссальный рывок России, её прорыв к этому, о чём издавна мечтало человечество.
Крещение Руси 10
Кафедра философии. Реферат на тему: Крещение Руси. Содержание. Введение……………………………………………………………….3 Предыстория………………………………………………………......4
Камера хранения литературный проект
Камера хранения — литературный проект группы русских поэтов, в разных формах существующий с 1983 г. 1) Литературная группа «Камера хранения» сформировалась в Ленинграде в 1983—1984 гг., её ядро составили Олег Юрьев, Ольга Мартынова, Дмитрий Закс и Валерий Шубинский — представители младшего поколения (всем четырём авторам было чуть более 20 лет) ленинградской неподцензурной поэзии, ориентированные на так называемый «второй» или «новый модерн», что многими первоначально воспринималось как развитие акмеистической традиции в её мандельштамовском варианте:
Виктор Владимирович Хлебников
При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу. После смерти поэта началась канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных.
Алексей Ремизов
Ремизов Алексей Михайлович (1877—) — беллетрист. Р. в богатой старокупеческой семье. Получил религиозное воспитание — жил в монастырях, паломничал. Рано начал жить самостоятельно. Окончил Московский ун-т по естественному отделению.
Кузмин М.А.
Кузмин Михаил Алексеевич (1875 - 1936), поэт, прозаик, драматург. Родился 23 сентября (6 октября н.с.) в Ярославле в дворянской семье, придерживавшейся старообрядческой веры. Детские годы прошли в Саратове.