САМОЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЦЕНА ПОБЕДЫ
(ПО СТРАНИЦАМ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ ЮРИЯ БОНДАРЕВА И ВАСИЛЯ БЫКОВА)
Минувшая война и наша современность тесно переплетены. Не только потому, что следы войны еще явственно проступают и в душах людей, и в действительности, но и потому, что, по словам Василя Быкова, в войне «видятся очень многое начала, входящие в наши дни и выходящие в будущее».
Это, конечно, так. Ведь еще Лев Толстой доказал, что рассказывать о войне — значит не только воспеть героику сражений, но прежде всего найти ключ к тем «вечным» проблемам, которые в мирные времена прячутся за обычными заботами и житейской повседневностью. Именно потому военная тема всегда актуальна, но, как и всякая другая, она подвержена внутренней эволюции, связанной с изменением общественных идеалов, с желанием людей всесторонне изучить собственный опыт поражений и побед.
В развитии литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войны, можно выделить две основные «волны», два «пика».
Первый приходится на 1942—1948 годы, когда появились такие произведения, как «Народ бессмертен» Василия Гроссмана, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Молодая гвардия» А. Фадеева. Значение нашей победы над фашизмом, ее исторические, социально-политические и нравственные истоки — вот главное, на что было обращено внимание этих писателей.
Так, всемирно известный роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» прежде всего прославлял героев и воспитывал послевоенную молодежь на примерах мужества, отваги, верности принципам и идеалам. И эта точка зрения была естественна для послевоенных лет.
На рубеже 1950—1960-х годов в литературу пришло новое, более молодое поколение писателей-фронтовиков: Юрий Бондарев, Василь Быков, Григории Бакланов, затем Виктор Астафьев, Вячеслав Кондратьев и другие. Всех их, столь разных и по художественной манере, и по общественной позиции, объединяет одно — взгляд на войну сквозь призму отдельной человеческой судьбы.
Люди на войне не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. И этот накал внутренней борьбы, раскрытие психологической правды поступка, иначе говоря — анализ человеческого характера, выдвинулись теперь на первый план и заставили глубже взглянуть на природу героизма и трусости, отваги и безволия.
Поднимая вопрос не только о значении победы, но и о ее цене, писатели обратились к экстремальным ситуациям, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать «малыми» силами, используя тактику отвлекающего боя.
Такая ситуация в центре повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Повествование развивается остро и драматически, без долгих предваряющих описаний. На первых же страницах произведения читатель знакомится с главными героями — комдивом полковником Иверзевым, командиром полка Гуляевым, комбатами Ермаковым и Бульбанюком. Солдаты последнего без единого выстрела вошли в оставленное немцами приднепровское село, и в этой неожиданной тишине было какое-то грозное и тягостное предзнаменование.
И оно сбылось. Два батальона, расположенные на высоком берегу Днепра, методично и беспощадно истреблялись противником. Погибавшие так и не узнали, что с самого начала были обречены:
изменение общей обстановки повлекло внезапное передислоци-рование войск. Напрасно будут взлетать и гаснуть в черном небе ракеты, передающие условный сигнал «батальоны просят огня». Обещанной огневой поддержки они не получат. Трагический конец, таким образом, не только предопределен, но и запланирован свыше.
В живых остался один Ермаков. Понимая, что военные подчиняются прежде всего приказу, он все же не смог примириться с тем, что дивизия, снявшись без единого выстрела, бросила солдат на растерзание немецким танкам. «...То, что легко и, казалось, просто планируется в штабах, нестерпимо трудно оборачивается в деле». Эту истину в годы Великой Отечественной войны постигали все — от маршала до рядового.
Долг и совесть часто вступали в противоречие друг с другом. И, заостряя это противоречие, Бондарев не ставит перед собой задачи очернить или обелить какую-то одну сторону за счет другой. У войны своя логика, и речь идет о том, чтобы, по возможности, сократить разрыв между ними. Необходимость выбора между военной целесообразностью и гуманностью испытывают и герои других произведении Бондарева: капитан Новиков в «Последних залпах», генерал Бессонов и лейтенант Дроздовский в «Горячем снеге», лейтенант Княжко в более позднем романе «Берег». Масштабность повествования не заслоняет от писателя отдельной личности с ее судьбой, с внутренними переживаниями, с особенностями характера. Проблемы жизни и смерти, свободы и рабства, беспощадной жестокости и простой человеческой жалости становятся под пером Бондарева не только военно-стратегическими, но и философско-нравственными.
В повести Василя Быкова «Круглянский мост» экстремальная ситуация усугубляется тем, что речь идет о жизни или смерти ребенка. Бритвин, старший в группе партизан-подрывников, посылает парнишку, сына сельского полицая, взорвать мост, заведомо зная, что мальчик при взрыве погибнет. Война, считает Бритвин, — это «риск людьми, — кто больше рискует, тот и побеждает».
«А разве герой неправ?» — спросит кто-то. Неправ, так как решение Бритвина выполнить приказ «малой кровью» — за счет одной детской жизни — нс есть единственно возможный вариант. А почему бы, если жаль товарищей, не рискнуть самому? Обрекая же на гибель именно ребенка, персонаж не просто увеличивает число жертв войны, но убивает ростки самой жизни, ее хрупкое, светлое и беззащитное начало.
Всех людей герой Быкова разделяет на «добряков» и «умников». Одним из критериев такого разграничения является опять-таки отношение к детям. Партизан Ляхович, по такой логике, — не только «добряк», но и «дурак»: не выполнил задания, не убил полицая, потому что случайно застал его с двухлетним ребенком на руках. А сам, по словам Бритвина, «пропал ни за что», погиб «за принцип»:
захваченный немцами, не захотел перед пьяными полицаями, намеревающимися его отпустить, признать «власть великого фюрера». «Не признаешь — умрешь сегодня»,— внушает ему переводчик. «Возможно,— отвечает.—Но умру человеком. А ты будешь жить скотом». Таким же «дураком» предстает и другой боец — Степка Толкач, узнавший о гибели парнишки и пытавшийся застрелить своего командира.
Военная проза Василя Быкова разнообразна по характерам и описанным ситуациям. Но в ней четко выделяются два полюса, два основных типа людей. «Одному хоть весь мир в тартарары, лишь бы самому выкрутиться. А другому надо, чтоб по совести было».
Через совесть, по мысли писателя, ни отдельный человек, ни общество в целом не имеют права преступить. Это истина на все времена.
Другие работы по теме:
Прочее - Горячий снег
Горячий снег Тот самый длинный день в годуС его безоблачной погодойНам выдал общую беду. Горячий снег это рассказ о недолгом марше выгрузившейся из эшелонов армии генерала. Бессонова и бой. Роман отличается прямотой непосредственной связью сюжета с подлинными событиями.
О великой отчественной войне - Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Традиции литературы. Великой Отечественной войны это фундамент творческих поисков современной советской прозы.
«Мы дети страшных лет России»
Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «рапп»)
Правда о войне в произведениях современных писателей по повести Некрасова В окопах Сталинграда
В военной прозе неслучайно сильны исповедальные начала. Вспомним произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Гроссмана, В. Кондратьева. Речь идет не только об организации повествования, скажем, от первого или от третьего лица. Военная повесть несет в себе правду чувств, мыслей и нравственного состояния народа в период жесточайшей схватки двух тоталитарных режимов.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала 8230 Булат Окуджава Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В. Некрасова, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, К. Симонова, Ю. Бондарева и др. Военная литература так же многолика, как и сама война.
Альпийская баллада в системе произведений Быкова
В. Быков всегда «воюет» в своих повестях. Начавшие одновременно с ним или раньше него писатели уже не раз переключались на другие темы, на другой материал (Бакланов, Бондарев и др.), а В. Быков снова и снова возвращает своих героев и читателей в героическое, обжигающее холодом смерти, время 1941—1945 годов.
На пороге бездны по повести Быкова Сотников
Через много лет после победы советского народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков возвращается к теме войны, так как видит истоки победы в нравственной силе народа. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.-
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас... 2
«Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас...» Автор: Разное В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ. В День Победы мы особенно остро ощущаем цену завоеванной нашим народом свободы и проникаемся горьким сознанием того, как велика эта цена.
Народ и власть по трагедии Борис Годунов
Автор: Пушкин А.С. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы...
Я Вам жить завещаю (Сотников)
Я Вам жить завещаю… «Истина заключается в том, что несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили.» А. Б. Чаковский Пятьдесят пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.
Образ Кузнецова в романе Ю.Бондарева Горячий снег
Образ Кузнецова в романе Ю.Бондарева «Горячий снег» Выполнила ученица 11Б класса Кожасова Индира Алматы, 2003г. Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» интересен в том плане, что в нем представлены различные «среды» армии: ставка, штаб, солдаты и офицеры на огневой позиции. В произведении дан широкий пространственный план и очень сжатое художественное время.
В. Быков. "Сотников"
Мне нравится, c какой простотой пишет о Великой отечественной войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.
Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился... 2
«Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» Автор: Быков В. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. И вспоминают и рассказывают, естественно, по-разному: по-своему, часто о своем. Что же важно в наши дни знать и помнить о войне? Что из рассказов о войне способно взволновать ум и сердце молодежи? На эти вопросы нам помогут ответить книги В.
Военная тема в современной литературе В. Быков, К. Воробьев
Автор: Разное Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких страшных проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш народ залечил тяжелые раны войны, а на месте руин и пепелищ выросли новые города и села, и заросли окопы и траншеи, все же живет в памяти народной великий подвиг воинов и партизан.
Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова
Автор: Быков В. Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях? Все ли участники войны – герои? Как ведут себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные вопросы ставят и решают в своих произведениях многие современные авторы.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
Литература на военную тему
Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны.
Тема войны в современной литературе По произведениям В. Быкова
Автор: Быков В. Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... А. Твардовский Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой. Двадцать миллионов людей отдали свои жизни за свободу дорогой их сердцу Родины. Война испытывала человека на излом, выявляя истинных героев и предателей.
Нравственная проблематика военной прозы
Война… Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека - естественное, неизбежное окончание жизни, а война - ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не перестает оплакивать потерю.
"А был он лишь солдат…"
Через много лет после победы нашего народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков обращается к теме войны, так как видит истоки и причины победы в нравственной силе русского солдата и всего народа.
Проза о войне Василия Быкова
Биография Василия Быкова. Ситуация нравственного выбора как основа его сюжетов. Художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Быкова.
Акмеисты
Зарождение движения акмеистов. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.
Президентские выборы в США 1864
Введение 1 Выборы 1.1 Результаты Введение Президентские выборы в США 1864 года проходили на фоне продолжающейся гражданской войны. Президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн вёл предвыборную кампанию против бывшего генерала, участвовавшего в войне, демократа Джорджа Макклеллана и был переизбран с большим отрывом.
Объект Recordset и текстовые файлы ASP
Христофоров Юрий В этой статье речь пойдет о построении объекта Recordset на основе информации из текстового файла. Сталкиваясь с задачей представления данных из текстовых файлов (с поддержкой сортировок по нескольким полям, разбиением набора данных по страницам) возникает вопрос: как решить данную задачу наиболее просто? Первый вариант решения - использование массивов.
Горячий снег
"" Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все 4 года: К. Симонов Поэтому тема Великой Отечественной войны на долгие годы стала одной из основных тем нашей лит-ры. Особенно глубоко и правдиво рассказ о войне звучал в произведениях писателей фронтовиков: К.
Особенности проблематики одного из произведений военной прозы По роману Ю Бондарева Горячий снег
Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н. Майоров Серпилин, Ильин, Синцов из трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые» ,артиллеристы из романа Ю. Бондарева «Горячий снег», девушки из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и тысячи, тысячи других не родились ни героями,ни солдатками, они стали ими, когда над Родиной нависла смертельная опасность.