3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1
К разделу 1. Основные тенденции историко-литературного
процесса 20-х годов
Тема № 1. Поэтические группировки, школы и направления 20-х годов
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
выявление основных тенденций историко-литературного процесса 20-х годов
Основные вопросы к теме:
Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «РАПП»).
Имажинистская школа (имена, образность, проблематика).
«Романтическое» направление в поэзии 20-х годов (творчество М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого).
Конструктивизм и ЛЕФ – точки притяжения и отталкивания.
Поэзия «обериутов» (Д. Хармс, Н. Олейников).
«Новокрестьянские» поэты (П. Васильев, Н. Клюев, П. Орешин и др.).
Методические рекомендации:
Анализ одного стихотворения каждого направления – письменно; два стихотворения наизусть. На данных примерах выявить своеобразие каждой литературной группировки, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства.
Литература:
Н. Богомолов. Строки, рожденные Октябрем. – М. 1987.
С. 45 – 62 (о пролетарской поэзии)
С. 89 – 94 (о ЛЕФ и конструктивизме с. 160 – 164)
С. 95 – 101 (о Н. Тихонове)
С. 133 – 135 (о Э. Багрицком)
2. «Мы дети страшных лет России» (антология «новокрестьянской поэзии») // Сост. Куняев. – М. 1996.
3. В. Ковский. Реалисты и романтики (о связи футуризма и ЛЕФа). – М. 1993.
4. А. Мариенгоф. Роман без вранья. – М. 1988 (вст. статья Б. Аверина).
5. В. Рахтанов. На широтах времени. – М. 1983. (воспом. об обериутах).
6. Неженец. Поэзия народных традиций (о «новокрестьянских» поэтах). – М., 1997.
Раздел 2. Поэзия 20-х годов.
Тема 2. Творчество С. Есенина и В. Маяковского
Цель занятия:
Определение идейно-художественного своеобразия творчества С. Есенина и В. Маяковского
Основные вопросы к теме:
Лирическая позиция С. Есенина и В. Маяковского («Мы теперь уходим понемногу…», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Во весь голос»).
Тема революционной и послереволюционной России в творчестве В. Маяковского и С. Есенина («Хорошо», «Рассказ о людях Кузнецка», «Русь советская», «Возвращение на родину», «Анна Снегина»).
Сатира С. Есенина и В. Маяковского («Страна негодяев», «О дряни», «Прозаседавшиеся»).
Любовная тема в творчестве С. Есенина и В. Маяковского (цикл «Любовь хулигана», «Про это»).
Методические рекомендации:
Сделать выписки из рекомендованной литературы о творчестве данных поэтов.
Подготовить выступление на основе этих выписок.
Анализ одного стихотворения каждого поэта – письменно; два стихотворения наизусть.
Литература:
1. А. Марченко. Поэтический мир Есенина. 1989. (гл. о ранней лирике).
2. Н.М. Солнцева. Сергей Есенин. М.: Изд. МГУ, 1997.
3. С. Есенин в стихах и в жизни. Воспоминания современников. – М., 1995.
4. Русское Зарубежье о Есенине. В 2-х т. – М., 1995. (вст. статья Шубниковой-Гусевой).
5. Ю. Карабчиевский. Воскрешение Маяковского. – М., 1990.
6. В. Альфонсов. Нам слово нужно для жизни. – М., 1997.
7. В мире Маяковского / Сб. статей в 2-х книгах. (ст. Пьяных М., Дуганова Р.). – М., 1984.
8. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. – 1990, № 11-12.
9. С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. В. Маяковский. М.: Изд. МГУ, 1998.
Тема 3: Творчество Б. Пастернака.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Определение идейно-художественного своеобразия творчества Б. Пастернака
Основные вопросы к теме:
Раннее творчество Б. Пастернака.
Идейно-художественное своеобразие «Сестра моя – жизнь».
Философия природы и мироздания в творчестве Б. Пастернака.
«Доктор Живаго», концепция личности и ее роли в истории.
Методические рекомендации:
Сделать выписки из рекомендованной литературы.
Подготовить выступление на основе этих выписок.
Анализ одного стихотворения – письменно; два стихотворения наизусть.
Литература:
Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1995.
Б. Лифшиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1991.
Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988.
Лихачев Д.С. Вступ. статья. // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985.
Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.
С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.
Мир Пастернака. Сб. статей. М., 1989.
Раздел 4. Проза 20-х гг.
Тема 4: Проза 20-х годов. Б.А.Пильняк («Повести непогашенной луны»).
И.Э.Бабель («Конармия»).
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
раскрыть значение прозы 20-х годов для развития русской литературы
показать стилевое новаторство прозы 20-х годов
Основные вопросы к теме:
Б.А.Пильняк. Роман «Голый год» - первый роман о революции
Полифонизм, структура, лейтмотивы, стилевое новаторство р. «Голый год»
Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны».
«Конармия» И.Бабеля: человек и революция, проблема гуманизма, полифоничность, сказ.
Методические рекомендации:
Определить значение символики в «Повести непогашенной луны»
Сделать анализ 3-х глав из цикла «Конармия»
Подготовиться к контрольной работе (знание текста)
Литература:
Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.
Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.
Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.
Лейдерман Н. И я хочу интернационала добрых людей // Литературное обозрение. – 1991, №10, стр. 11-19.
Тема 5: Творчество Е.И.Замятина (1884-1937).
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений Замятина
Основные вопросы к теме
Замятин и «Серапионовы братья»
Новеллистика Е.И.Замятина, ее притчевость
Жанровая природа романа Е.И.Замятина «Мы»
Проблема «личность и государство» в антиутопии «Мы»
Влияние романа «Мы»на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.).
Методические рекомендации:
Определить черты антиутопии в романе «Мы».
Проследить основные этапы становления личности главного героя D-503.
Законспектировать главу из кн. В.Бадикова.
Подготовиться к контрольной работе (знание текста)
Литература:
Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.
Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994. (Гл. Е.Замятин)
Белая Г. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1982.
Бадиков В. Авторское сознание и социальный заказ (гл. «Мы» Е. Замятина). А., 1997.
Тема 6: Творчество М.Горького
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Определение роли и значения творчества М.Горького в истории русской литературы
Основные вопросы к теме:
«Несвоевременные мысли» - вершина горьковской публицистики, оппозитивизм по отношению к революции, история создания, проблематика.
Критика буржуазного миропорядка в романе «Дело Артамоновых».
Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).
Методические рекомендации:
Составить цитатный план «Несвоевременных мыслей» (проблематика)
Сделать анализ одной из «семейных драм» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»)
Литература:
Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989, № 4.
Е.Б.Тагер. Творчество М.Горького советской эпохи (гл. 4, гл.6). М., 1994
М.М. Голубков. Максим Горький. М.: Изд-во МГУ, 1997
Горький «Несвоевременные мысли» // Литературное обозрение. 1988,
№№ 9, 10, 12.
Овчаренко А. М.Горький и литературные искания ХХ века. М., 1995
Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе ХIХ-ХХ в.
М., 1990
Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994
Б.Бялик. Судьба Максима Горького. М., 1986
Тема 7- 8: Творчество М.А. Шолохова
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Показать особенности критического осмысления р. «Тихий Дон»
Изучить прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в критике.
Основные вопросы к теме:
Роман «Тихий Дон» (история создания, образ Григория Мелехова, жанрово-стилевые особенности). Роман в критике.
Новые прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в современной критике. Проблема исторической правды, проблема «народ и власть» в 1-ой и во 2-ой книгах.
Методические рекомендации:
1. Изучить полемику вокруг проблемы «Истоки трагедии
Григория Мелехова»
2. Составить сюжетный план «Жизненный путь Григория Мелехова»
Литература:
Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе М.А. Шолохова? // Литература в школе, 1990, №2
А.Егорова Неумирающая сила романа // Литература в школе, 1988, №1
Стрелкова И. Желаемое и действительное // Наш современник, 1988, №11-12
Е.Сергеев Времена не выбирают // ЛО, 1988, №9
Макаров Л.Г., Макарова С.Э. «А власть эта не от Бога». К историкам «Тихого Дона» // НМ, 1993, № 5, 6, 11
Попова Н.А. Новые пути постижения старых истин // Литература в школе, 1993, №4
Павлюкевич В.П. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата» // Литература в школе, 1993, №9
Раздел 4. Русская литература 30-40-х 20 века
Тема 9: А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Определить основные этапы творчества Платонова.
Выявить особенности художественного осмысления эпохи коллективизации в прозе Платонова.
Основные вопросы к теме:
Основные этапы творчества Платонова.
Роман «Чевенгур», особенности композиции
Символика повести «Котлован», сатирические элементы в хронике
«Впрок».
Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова.
Методические рекомендации:
Найти элементы антиутопии в романе «Чевенгур»
Определить значение названий произведений Платонова
Выписать характерные для языка писателя речевые обороты.
Литература:
Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная
советская литература 20-х годов). Алматы, 1997
Полтавцева Н.Г. Философская проза Платонова, Ростов-н-Д., 1981 г.
Васильев В. А.Платонов. М., 1990 г.
Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2005.
Павловский В.И. Яма: О художественно-философской концепции повести
«Котлован» // Литературная учеба. 1990, № 1.
Чалмаев В. Платонов А. М., 1998.
Буйлов В. Андрей Платонов и язык его эпохи // Русская словесность. 1997,
№ 3, стр. 30-34 (по «Котловану»).
Тема 10: РоманМ.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
определение идейно-художественного своеобразия романа «Мастер и Маргарита»
выявление многоплановости композиции романа
определение жанрового своеобразия романа «Мастер и Маргарита»
Основные вопросы к теме:
История создания.
Особенности сюжета.
Многоплановость композиции: а) философский план, б) социально-сатирический план.
Художественное своеобразие: сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности.
Проблема жанрового определения.
Методические рекомендации:
Найти черты мениппеи в р. «Мастер и Маргарита».
Составить схему параллелей, перекличек между тремя мирами (по Б.Соколову)
Литература:
А.Смелянский. Булгаков в Художественном театре. М., 1986
Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.
Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ: Запрещенная
советская литература 20-х годов. Алматы, 1997.
Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.
Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. М., 1988.
Вулис А.З. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.
Лакшин В.Я. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» / В кн.: Лакшин В.Я. Пути журнальные. М., 1990, стр. 214-264.
Тема 11: Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Охарактеризовать основные этапы эволюции темы Петра I в творчестве Толстого
Раскрыть новаторство и мастерство Толстого
Основные вопросы к теме:
Эволюция темы Петра I в творчестве Толстого. Образ Петра в рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе» и романе «Петр Первый».
Причины обращения к эпохе Петра в 30-е годы.
Композиция романа, тема и идея 1, 2 и 3 книги романа. Сюжет романа: две линии – Петра и семьи Бровкина.
Народ в романе.
Новаторство и мастерство Толстого. Проблемы изучения творчества писателя в литературоведении.
Основной пафос романа (ср. с п. Платонова «Епифанские шлюзы»)
Методические рекомендации:
Найти элементы «теории жестов» в романе «Петр Первый»
Сравнить портретные характеристики Петра в «День Петра» и «Петр Первый»
Дать характеристику одному из героев из народа (по выбору)
Ответить на вопрос: Какую грань русского характера демонстрирует данный герой?
Сравнить эмоциональный строй романа «Петр Первый» и повести Платонова «Епифанские шлюзы»
Литература:
Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. М.,1999.
Западов В. Алексей Толстой. М., 1991.
Корниенко Н.В. В мыслях о России. М., 1990.
Крюкова А.М. А.Толстой и русская литература. М., 1990.
Серов С. А.Толстой и русская история. М., 1990.
Серова Н.Я. Были ли столетние сумерки? // Литература в школе.1990, № 3
Елагин Ю. Рабоче-крестьянский граф. // Огонек. 1990, № 41.
Демидова Н.А. Роман Толстого «Петр Первый» в школьном изучении. М., 1980.
Раздел 5. Литература второй половины 50-80-х годов
Тема 12: «Лагерная проза» А.Солженицына и В.Шаламова
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Определить место «лагерной прозы» в истории русской литературы
Показать идейно-художественные особенности произведений А.Солженицына и В.Шаламова
Основные вопросы к теме:
Авторские судьбы, лагерь в их жизни.
Истоки зла у А.Солженицына и В.Шаламова. Особенности художественного метода.
Сравнительный анализ по следующим пунктам:
тема труда
особенности взаимоотношений в лагере
отношение к долагерной и послелагерной жизни
эмоциональная атмосфера
«Лагерная проза» и традиции классической русской литературы (Достоевский, Толстой, Чехов, Короленко).
Методические рекомендации:
Изучить споры в критике о характере главного героя повести «Один день Ивана Денисовича».
Определить стилистические пласты в языке повести «Один день Ивана Денисовича».
Провести сравнительный анализ произведений Солженицына и Шаламова.
Литература:
Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 2004.
Научная конференция «А.Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература.- 1993. - № 2. – С. 247-256.
Кузьмин В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь. 1998.
Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.
Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. – 1993. – №1.
Нива Ж. Солженицын. М., 1992.
Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.
Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика А.Солженицына. // Звезда. – 1993. - № 10. – С. 186-198.
Вознесенская Т. Лагерный мир Александра Солженицына: тема, жанр, смысл.// Литературное обозрение. – 1999. - № 1.
Мурин Д.Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе.-1990.- № 5. – с.103-110.
Паламарчук П. А.Солженицын // Москва. -1989. -№ 9 – с.180-203.
Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. -1991. -№ 3. – с.185-195.
Шкловский Е. Шаламов В. – М.: Знание, 1991. – 65 с.
Тема 13: «Военная проза» 60-70-х годов
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
определение идейно-художественного своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» и повести Ю.Бондарева «Горячий снег»
определение жанрового своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»: выявление элементов пасторали в повести
выявить способы героизации в повести Ю.Бондарева «Горячий снег»
Основные вопросы к теме:
Различные аспекты изображения Великой отечественной войны в литературе.
Синтез романтического и реалистического в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»:
смысл названия и особенности жанра, проявление законов жанра на уровне сюжета, стиля, элементы пародии,
элементы натурализма и их роль,
взаимодействие конкретного реального и вечного идеального: тема любви и смерти, антивоенный пафос повести,
особенности стиля: символика повести.
Поэтизация героического в повести Ю.Бондарева «Горячий снег».
Борис Костяев как трагический образ, Кузнецов как героический образ.
Методические рекомендации:
Найти черты пасторали в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»
Провести сопоставительный анализ двух образов - молодых лейтенантов в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - Кузнецова и Дроздовского
Доказать, что в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» основной пафос – трагический, а в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - героический пафос.
Литература:
Вахитова Т.М. Народ на войне // Русская литература. 1995, № 3.
Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». М., 1988, стр. 14-27.
Яновский Н. Виктор Астафьев. М.,1992.
Идашкин Ю. Постижение подвига: Творчество Ю.Бондарева. М., 1990.
Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
Топер П.М. Ради жизни на земле: Литература о войне: Традиции. Решения. Изд. 3.- М.: Сов. писатель, 1985.
Адамович А. О современной военной прозе. - М.: Сов. писатель, 1981.
Тема 14: «Деревенская проза» как особая творческая общность.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Показать «деревенскую прозу» как особую творческую общность.
Показать идейно-художественные особенности «деревенской прозы»
на примере произведений В.Белова, Ф.Абрамова, В.Шукшина.
Основные вопросы к теме:
Черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».
Противоречивость характера Ивана Африкановича Дрынова в повести В. Белова «Привычное дело» и ее истоки.
Образ Катерины, ее роль в жизни героя. «Познание жизни через женские судьбы – примета исконно русской литературы».
Стилевая и жанровая организация повести. Роль фольклорных элементов, вставных эпизодов, символика повести.
Исследование русского национального характера в прозе В.Белова («Привычное дело»), А.Солженицына («Матренин двор»), Ф.Абрамова («Деревянные кони», «Пелагея»), В.Шукшина («Чудик», «Микроскоп» и др.)
Методические рекомендации:
Исследовать споры в критике о термине «деревенская проза» (сделать выписки).
Определить черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».
Определить стилистические пласты в языке «деревенской прозы».
Литература:
Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;
Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.
Сурганов В. Человек на земле. М., 1981.
Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М., 1984. (гл. 3,6).
Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.
Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.
Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. Парадоксы и открытия В.Шукшина).
Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.
Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.
Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.
Тема 15: Проблема «человек и природа» в литературе 70-х годов
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
выявление онтологических проблем в «деревенской прозе»
отношение человека к природе как основа социальных и нравственных норм
определение идейно-художественного своеобразия повести «Прощание с Матерой»
определение жанрового своеобразия книги «Царь-рыба»
Основные вопросы к теме:
А. «Царь-рыба» В. Астафьева.
1. Почему новелла «Царь-рыба» является идейным и эмоциональным центром всего «повествования»?
2. Докажите, что «Царь-рыба» имеет два плана: реалистический и символический.
3. Почему «Каплю» считают лирико-философским центром всей I части?
4. Сравните новеллу «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море». В чем отличие решения проблемы «человек и природа»?
5. В чем связь этого произведения с фольклором?
Б. «Прощание с Матерой» В. Распутина.
1. В чем символический смысл названия острова?
2. Каково идейное содержание мотива кладбища?
3. Назовите образы-символы, определите их идейную и художественную функцию.
4. Как молодежь относится к трагедии Матеры? В чем причина такого отношения?
5. Охарактеризуйте одного из героев /его прошлое, настоящее и будущее/.
В. «Мамониха» Ф. Абрамова.
1. Почему Клавдий Иванович не хочет продавать дом?
2. Идейное и художественное значение образа Сохи-горбуньи.
3. Идейное и художественное значение образа Гехи-Маза.
4. Охарактеризуйте образы-символы повести «Мамониха».
5. Какие «мудреные слова» говорил Роман Васильевич? Верит ли автор в эти слова?
Методические рекомендации:
Провести сравнительный анализ новеллы «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море».
Составить таблицу образов-символов в повести «Прощание с Матерой».
Определить идейно-художественное значение названий данных произведений.
Литература:
Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;
Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990.
Сурганов В. Человек на земле. М., 1981 (гл. «Точка опоры», «Золотое звено»).
Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М.,1984. (гл. 3,6).
Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.
Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. 4,5).
Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.
Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.
Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.
Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.
Липин С.А. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985.
1 Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП