Реферат: «Мы дети страшных лет России» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

«Мы дети страшных лет России»

Остальные рефераты » «Мы дети страшных лет России»

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1


К разделу 1. Основные тенденции историко-литературного

процесса 20-х годов


Тема № 1. Поэтические группировки, школы и направления 20-х годов


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

выявление основных тенденций историко-литературного процесса 20-х годов


Основные вопросы к теме:

Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «РАПП»).

Имажинистская школа (имена, образность, проблематика).

«Романтическое» направление в поэзии 20-х годов (творчество М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого).

Конструктивизм и ЛЕФ – точки притяжения и отталкивания.

Поэзия «обериутов» (Д. Хармс, Н. Олейников).

«Новокрестьянские» поэты (П. Васильев, Н. Клюев, П. Орешин и др.).


Методические рекомендации:

Анализ одного стихотворения каждого направления – письменно; два стихотворения наизусть. На данных примерах выявить своеобразие каждой литературной группировки, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства.


Литература:

Н. Богомолов. Строки, рожденные Октябрем. – М. 1987.

С. 45 – 62 (о пролетарской поэзии)

С. 89 – 94 (о ЛЕФ и конструктивизме с. 160 – 164)

С. 95 – 101 (о Н. Тихонове)

С. 133 – 135 (о Э. Багрицком)

2. «Мы дети страшных лет России» (антология «новокрестьянской поэзии») // Сост. Куняев. – М. 1996.

3. В. Ковский. Реалисты и романтики (о связи футуризма и ЛЕФа). – М. 1993.

4. А. Мариенгоф. Роман без вранья. – М. 1988 (вст. статья Б. Аверина).

5. В. Рахтанов. На широтах времени. – М. 1983. (воспом. об обериутах).

6. Неженец. Поэзия народных традиций (о «новокрестьянских» поэтах). – М., 1997.


Раздел 2. Поэзия 20-х годов.


Тема 2. Творчество С. Есенина и В. Маяковского


Цель занятия:

Определение идейно-художественного своеобразия творчества С. Есенина и В. Маяковского


Основные вопросы к теме:

Лирическая позиция С. Есенина и В. Маяковского («Мы теперь уходим понемногу…», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Во весь голос»).

Тема революционной и послереволюционной России в творчестве В. Маяковского и С. Есенина («Хорошо», «Рассказ о людях Кузнецка», «Русь советская», «Возвращение на родину», «Анна Снегина»).

Сатира С. Есенина и В. Маяковского («Страна негодяев», «О дряни», «Прозаседавшиеся»).

Любовная тема в творчестве С. Есенина и В. Маяковского (цикл «Любовь хулигана», «Про это»).


Методические рекомендации:


Сделать выписки из рекомендованной литературы о творчестве данных поэтов.

Подготовить выступление на основе этих выписок.

Анализ одного стихотворения каждого поэта – письменно; два стихотворения наизусть.


Литература:

1. А. Марченко. Поэтический мир Есенина. 1989. (гл. о ранней лирике).

2. Н.М. Солнцева. Сергей Есенин. М.: Изд. МГУ, 1997.

3. С. Есенин в стихах и в жизни. Воспоминания современников. – М., 1995.

4. Русское Зарубежье о Есенине. В 2-х т. – М., 1995. (вст. статья Шубниковой-Гусевой).

5. Ю. Карабчиевский. Воскрешение Маяковского. – М., 1990.

6. В. Альфонсов. Нам слово нужно для жизни. – М., 1997.

7. В мире Маяковского / Сб. статей в 2-х книгах. (ст. Пьяных М., Дуганова Р.). – М., 1984.

8. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. – 1990, № 11-12.

9. С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. В. Маяковский. М.: Изд. МГУ, 1998.


Тема 3: Творчество Б. Пастернака.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Определение идейно-художественного своеобразия творчества Б. Пастернака


Основные вопросы к теме:

Раннее творчество Б. Пастернака.

Идейно-художественное своеобразие «Сестра моя – жизнь».

Философия природы и мироздания в творчестве Б. Пастернака.

«Доктор Живаго», концепция личности и ее роли в истории.


Методические рекомендации:


Сделать выписки из рекомендованной литературы.

Подготовить выступление на основе этих выписок.

Анализ одного стихотворения – письменно; два стихотворения наизусть.


Литература:

Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1995.

Б. Лифшиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1991.

Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988.

Лихачев Д.С. Вступ. статья. // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985.

Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.

Мир Пастернака. Сб. статей. М., 1989.



Раздел 4. Проза 20-х гг.


Тема 4: Проза 20-х годов. Б.А.Пильняк («Повести непогашенной луны»).

И.Э.Бабель («Конармия»).


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

раскрыть значение прозы 20-х годов для развития русской литературы

показать стилевое новаторство прозы 20-х годов


Основные вопросы к теме:

Б.А.Пильняк. Роман «Голый год» - первый роман о революции

Полифонизм, структура, лейтмотивы, стилевое новаторство р. «Голый год»

Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны».

«Конармия» И.Бабеля: человек и революция, проблема гуманизма, полифоничность, сказ.


Методические рекомендации:


Определить значение символики в «Повести непогашенной луны»

Сделать анализ 3-х глав из цикла «Конармия»

Подготовиться к контрольной работе (знание текста)


Литература:

Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.

Лейдерман Н. И я хочу интернационала добрых людей // Литературное обозрение. – 1991, №10, стр. 11-19.


Тема 5: Творчество Е.И.Замятина (1884-1937).


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений Замятина


Основные вопросы к теме

Замятин и «Серапионовы братья»

Новеллистика Е.И.Замятина, ее притчевость

Жанровая природа романа Е.И.Замятина «Мы»

Проблема «личность и государство» в антиутопии «Мы»

Влияние романа «Мы»на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.).


Методические рекомендации:


Определить черты антиутопии в романе «Мы».

Проследить основные этапы становления личности главного героя D-503.

Законспектировать главу из кн. В.Бадикова.

Подготовиться к контрольной работе (знание текста)


Литература:

Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994. (Гл. Е.Замятин)

Белая Г. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1982.

Бадиков В. Авторское сознание и социальный заказ (гл. «Мы» Е. Замятина). А., 1997.


Тема 6: Творчество М.Горького


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Определение роли и значения творчества М.Горького в истории русской литературы


Основные вопросы к теме:


«Несвоевременные мысли» - вершина горьковской публицистики, оппозитивизм по отношению к революции, история создания, проблематика.

Критика буржуазного миропорядка в романе «Дело Артамоновых».

Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).


Методические рекомендации:


Составить цитатный план «Несвоевременных мыслей» (проблематика)

Сделать анализ одной из «семейных драм» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»)


Литература:

Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989, № 4.

Е.Б.Тагер. Творчество М.Горького советской эпохи (гл. 4, гл.6). М., 1994

М.М. Голубков. Максим Горький. М.: Изд-во МГУ, 1997

Горький «Несвоевременные мысли» // Литературное обозрение. 1988,

№№ 9, 10, 12.

Овчаренко А. М.Горький и литературные искания ХХ века. М., 1995

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе ХIХ-ХХ в.

М., 1990

Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994

Б.Бялик. Судьба Максима Горького. М., 1986


Тема 7- 8: Творчество М.А. Шолохова


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Показать особенности критического осмысления р. «Тихий Дон»

Изучить прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в критике.


Основные вопросы к теме:

Роман «Тихий Дон» (история создания, образ Григория Мелехова, жанрово-стилевые особенности). Роман в критике.

Новые прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в современной критике. Проблема исторической правды, проблема «народ и власть» в 1-ой и во 2-ой книгах.


Методические рекомендации:

1. Изучить полемику вокруг проблемы «Истоки трагедии

Григория Мелехова»

2. Составить сюжетный план «Жизненный путь Григория Мелехова»


Литература:

Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе М.А. Шолохова? // Литература в школе, 1990, №2

А.Егорова Неумирающая сила романа // Литература в школе, 1988, №1

Стрелкова И. Желаемое и действительное // Наш современник, 1988, №11-12

Е.Сергеев Времена не выбирают // ЛО, 1988, №9

Макаров Л.Г., Макарова С.Э. «А власть эта не от Бога». К историкам «Тихого Дона» // НМ, 1993, № 5, 6, 11

Попова Н.А. Новые пути постижения старых истин // Литература в школе, 1993, №4

Павлюкевич В.П. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата» // Литература в школе, 1993, №9


Раздел 4. Русская литература 30-40-х 20 века


Тема 9: А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Определить основные этапы творчества Платонова.

Выявить особенности художественного осмысления эпохи коллективизации в прозе Платонова.


Основные вопросы к теме:

Основные этапы творчества Платонова.

Роман «Чевенгур», особенности композиции

Символика повести «Котлован», сатирические элементы в хронике

«Впрок».

Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова.


Методические рекомендации:

Найти элементы антиутопии в романе «Чевенгур»

Определить значение названий произведений Платонова

Выписать характерные для языка писателя речевые обороты.


Литература:

Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная

советская литература 20-х годов). Алматы, 1997

Полтавцева Н.Г. Философская проза Платонова, Ростов-н-Д., 1981 г.

Васильев В. А.Платонов. М., 1990 г.

Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2005.

Павловский В.И. Яма: О художественно-философской концепции повести

«Котлован» // Литературная учеба. 1990, № 1.

Чалмаев В. Платонов А. М., 1998.

Буйлов В. Андрей Платонов и язык его эпохи // Русская словесность. 1997,

№ 3, стр. 30-34 (по «Котловану»).


Тема 10: РоманМ.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

определение идейно-художественного своеобразия романа «Мастер и Маргарита»

выявление многоплановости композиции романа

определение жанрового своеобразия романа «Мастер и Маргарита»


Основные вопросы к теме:

История создания.

Особенности сюжета.

Многоплановость композиции: а) философский план, б) социально-сатирический план.

Художественное своеобразие: сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности.

Проблема жанрового определения.


Методические рекомендации:

Найти черты мениппеи в р. «Мастер и Маргарита».

Составить схему параллелей, перекличек между тремя мирами (по Б.Соколову)


Литература:

А.Смелянский. Булгаков в Художественном театре. М., 1986

Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ: Запрещенная

советская литература 20-х годов. Алматы, 1997.

Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.

Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. М., 1988.

Вулис А.З. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

Лакшин В.Я. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» / В кн.: Лакшин В.Я. Пути журнальные. М., 1990, стр. 214-264.


Тема 11: Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Охарактеризовать основные этапы эволюции темы Петра I в творчестве Толстого

Раскрыть новаторство и мастерство Толстого


Основные вопросы к теме:

Эволюция темы Петра I в творчестве Толстого. Образ Петра в рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе» и романе «Петр Первый».

Причины обращения к эпохе Петра в 30-е годы.

Композиция романа, тема и идея 1, 2 и 3 книги романа. Сюжет романа: две линии – Петра и семьи Бровкина.

Народ в романе.

Новаторство и мастерство Толстого. Проблемы изучения творчества писателя в литературоведении.

Основной пафос романа (ср. с п. Платонова «Епифанские шлюзы»)


Методические рекомендации:

Найти элементы «теории жестов» в романе «Петр Первый»

Сравнить портретные характеристики Петра в «День Петра» и «Петр Первый»

Дать характеристику одному из героев из народа (по выбору)

Ответить на вопрос: Какую грань русского характера демонстрирует данный герой?

Сравнить эмоциональный строй романа «Петр Первый» и повести Платонова «Епифанские шлюзы»


Литература:

Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. М.,1999.

Западов В. Алексей Толстой. М., 1991.

Корниенко Н.В. В мыслях о России. М., 1990.

Крюкова А.М. А.Толстой и русская литература. М., 1990.

Серов С. А.Толстой и русская история. М., 1990.

Серова Н.Я. Были ли столетние сумерки? // Литература в школе.1990, № 3

Елагин Ю. Рабоче-крестьянский граф. // Огонек. 1990, № 41.

Демидова Н.А. Роман Толстого «Петр Первый» в школьном изучении. М., 1980.


Раздел 5. Литература второй половины 50-80-х годов


Тема 12: «Лагерная проза» А.Солженицына и В.Шаламова


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Определить место «лагерной прозы» в истории русской литературы

Показать идейно-художественные особенности произведений А.Солженицына и В.Шаламова


Основные вопросы к теме:

Авторские судьбы, лагерь в их жизни.

Истоки зла у А.Солженицына и В.Шаламова. Особенности художественного метода.

Сравнительный анализ по следующим пунктам:

тема труда

особенности взаимоотношений в лагере

отношение к долагерной и послелагерной жизни

эмоциональная атмосфера

«Лагерная проза» и традиции классической русской литературы (Достоевский, Толстой, Чехов, Короленко).


Методические рекомендации:

Изучить споры в критике о характере главного героя повести «Один день Ивана Денисовича».

Определить стилистические пласты в языке повести «Один день Ивана Денисовича».

Провести сравнительный анализ произведений Солженицына и Шаламова.


Литература:

Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 2004.

Научная конференция «А.Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература.- 1993. - № 2. – С. 247-256.

Кузьмин В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь. 1998.

Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. – 1993. – №1.

Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика А.Солженицына. // Звезда. – 1993. - № 10. – С. 186-198.

Вознесенская Т. Лагерный мир Александра Солженицына: тема, жанр, смысл.// Литературное обозрение. – 1999. - № 1.

Мурин Д.Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе.-1990.- № 5. – с.103-110.

Паламарчук П. А.Солженицын // Москва. -1989. -№ 9 – с.180-203.

Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. -1991. -№ 3. – с.185-195.

Шкловский Е. Шаламов В. – М.: Знание, 1991. – 65 с.


Тема 13: «Военная проза» 60-70-х годов


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

определение идейно-художественного своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» и повести Ю.Бондарева «Горячий снег»

определение жанрового своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»: выявление элементов пасторали в повести

выявить способы героизации в повести Ю.Бондарева «Горячий снег»


Основные вопросы к теме:

Различные аспекты изображения Великой отечественной войны в литературе.

Синтез романтического и реалистического в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»:

смысл названия и особенности жанра, проявление законов жанра на уровне сюжета, стиля, элементы пародии,

элементы натурализма и их роль,

взаимодействие конкретного реального и вечного идеального: тема любви и смерти, антивоенный пафос повести,

особенности стиля: символика повести.

Поэтизация героического в повести Ю.Бондарева «Горячий снег».

Борис Костяев как трагический образ, Кузнецов как героический образ.


Методические рекомендации:

Найти черты пасторали в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»

Провести сопоставительный анализ двух образов - молодых лейтенантов в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - Кузнецова и Дроздовского

Доказать, что в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» основной пафос – трагический, а в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - героический пафос.


Литература:

Вахитова Т.М. Народ на войне // Русская литература. 1995, № 3.

Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». М., 1988, стр. 14-27.

Яновский Н. Виктор Астафьев. М.,1992.

Идашкин Ю. Постижение подвига: Творчество Ю.Бондарева. М., 1990.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

Топер П.М. Ради жизни на земле: Литература о войне: Традиции. Решения. Изд. 3.- М.: Сов. писатель, 1985.

Адамович А. О современной военной прозе. - М.: Сов. писатель, 1981.


Тема 14: «Деревенская проза» как особая творческая общность.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Показать «деревенскую прозу» как особую творческую общность.

Показать идейно-художественные особенности «деревенской прозы»

на примере произведений В.Белова, Ф.Абрамова, В.Шукшина.


Основные вопросы к теме:

Черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».

Противоречивость характера Ивана Африкановича Дрынова в повести В. Белова «Привычное дело» и ее истоки.

Образ Катерины, ее роль в жизни героя. «Познание жизни через женские судьбы – примета исконно русской литературы».

Стилевая и жанровая организация повести. Роль фольклорных элементов, вставных эпизодов, символика повести.

Исследование русского национального характера в прозе В.Белова («Привычное дело»), А.Солженицына («Матренин двор»), Ф.Абрамова («Деревянные кони», «Пелагея»), В.Шукшина («Чудик», «Микроскоп» и др.)


Методические рекомендации:

Исследовать споры в критике о термине «деревенская проза» (сделать выписки).

Определить черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».

Определить стилистические пласты в языке «деревенской прозы».


Литература:

Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;

Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.

Сурганов В. Человек на земле. М., 1981.

Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М., 1984. (гл. 3,6).

Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. Парадоксы и открытия В.Шукшина).

Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.

Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.

Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.


Тема 15: Проблема «человек и природа» в литературе 70-х годов


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

выявление онтологических проблем в «деревенской прозе»

отношение человека к природе как основа социальных и нравственных норм

определение идейно-художественного своеобразия повести «Прощание с Матерой»

определение жанрового своеобразия книги «Царь-рыба»


Основные вопросы к теме:

А. «Царь-рыба» В. Астафьева.


1. Почему новелла «Царь-рыба» является идейным и эмоциональным центром всего «повествования»?

2. Докажите, что «Царь-рыба» имеет два плана: реалистический и символический.

3. Почему «Каплю» считают лирико-философским центром всей I части?

4. Сравните новеллу «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море». В чем отличие решения проблемы «человек и природа»?

5. В чем связь этого произведения с фольклором?


Б. «Прощание с Матерой» В. Распутина.


1. В чем символический смысл названия острова?

2. Каково идейное содержание мотива кладбища?

3. Назовите образы-символы, определите их идейную и художественную функцию.

4. Как молодежь относится к трагедии Матеры? В чем причина такого отношения?

5. Охарактеризуйте одного из героев /его прошлое, настоящее и будущее/.


В. «Мамониха» Ф. Абрамова.


1. Почему Клавдий Иванович не хочет продавать дом?

2. Идейное и художественное значение образа Сохи-горбуньи.

3. Идейное и художественное значение образа Гехи-Маза.

4. Охарактеризуйте образы-символы повести «Мамониха».

5. Какие «мудреные слова» говорил Роман Васильевич? Верит ли автор в эти слова?


Методические рекомендации:

Провести сравнительный анализ новеллы «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море».

Составить таблицу образов-символов в повести «Прощание с Матерой».

Определить идейно-художественное значение названий данных произведений.


Литература:

Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;

Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990.

Сурганов В. Человек на земле. М., 1981 (гл. «Точка опоры», «Золотое звено»).

Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М.,1984. (гл. 3,6).

Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. 4,5).

Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.

Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.

Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.

Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.

Липин С.А. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985.


1 Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП