Автор: Булгаков М.А.
Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества- роман "Мастер и Маргарита"- вышел в свет только спустя четверть века после его написания.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков отражает свою точку зрения на многие важнейшие проблемы: преступление и возмездие, любовь и равнодушие, противостояние добра и зла. Автор задумывается о главном- о предназначении человека, о смысле его жизни на земле.
Также Булгаков поднимает важнейшую проблему человеческой души- проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Булгаков показывает вечные человеческие пороки, которые существовали всегда, и поэтому мы видим их проявление и в московской жизни тридцатых годов, и в библейские времена.
Москва того времени показана в “Доме Грибоедова”, где людей объединяет не литературная деятельность, а карьеризм, зависть и стремление к наживе.
Председатель МАССОЛИТА Берлиоз- человек образованный и неглупый, но он зависит от вышестоящей власти и госзаказа, и подчиняется им в страхе потерять свое место председателя и общественные привилегии. Его не интересовала ничья судьба, кроме своей собственной, он не верил ни в Бога, ни в дьявола, и за это понес наказание. ”Каждому будет дано по его вере”- говорит Воланд, наказывая Берлиоза за его самоуверенность и атеизм.
Воланд появляется в Москве и становится “карающим мечом в руках правосудия”. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку всех этих латунских, никаноров ивановичей и прочих. “Сеансы черной магии” обнажают в них все то алчное, лживое и злое, что скрывалось в их душах . И взяточник Босой, и Варенуха - доносчик, и пьяница Степа Лиходеев- они будут наказаны за их поступки. По замыслу автора, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.
Понес ответственность за свои дела и поэт Иван Бездомный, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и свою жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию, Мастер делает его своим учеником, но ведь это происходит благодаря Воланду, который, наказывая поэта, снова “совершает благо”.
Важно, что Воланд видит истинную любовь Мастера и Маргариты, и за это вознаграждает их жизнью вечной. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Мастер чувствует свою ответственность за судьбу Маргариты :”Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим?” Для него счастье любимой становится важнее самой любви. Маргарита же продает душу дьяволу ради мастера, делает все возможное во имя любви. Но выше своих ценностей для нее чувство ответственности- и она просит Воланда о Фриде, которой она подала надежду. И поэтому Маргарита была вознаграждена- Воланд возвращает ей Мастера, возвращает её любовь.
Введение исторического плана в произведении не случайно. Автор показывает, что в мире древнего Ершалаима также существовали проблемы выбора, ответственности и наказания.
Так, прокуратор Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил свою слабость и трусость, отправив на казнь Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес людям высшую правду, видел в нем спасителя своей души. Но из боязни потерять свою власть и карьеру Пилат идет против себя, против своей совести. Он увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа - он ею не воспользовался, и потому ответствен за свой выбор и наказан за него вечными муками.
Иешуа, наоборот, является воплощением ответственности. Он остаётся верен своей философии даже перед лицом смерти. Пилат предлагает ему отказаться от своей правды - но Иешуа предпочитает умереть, чем изменить свом убеждениям.
В Ершалаиме был еще один человек, понесший ответственность за свои поступки - Иуда, предавший Иешуа. За его жадность к деньгам и за предательство понес наказание Иуда - он был убит. Прообраз Иуды в московском мире - Алоизий Могарыч - тоже был наказан за его корыстные стремления. Зло было наказано злом, поэтому справедливость была восстановлена.
В романе”Мастер и Маргарита” автор рассматривает важнейшие философские проблемы трехмерно: в земном мире, представляющем собой Москву тридцатых годов, библейском мире Древнего Ершалаима и Вечности, представителями которой являются Воланд и его свита. Взаимодействием этих миров, схожестью их героев автор показывает, что основные философские проблемы существовали , существуют и будут существовать, в том числе и проблема ответственности.
О теме ответственности Булгаков рассуждает и в других произведениях.
В повести “Собачье сердце” автор на примере профессора Преображенского раскрывает тему ответственности ученого за свое дело. Но здесь и другая проблема- проблема ответственности власти за созданное новое поколение. Писатель талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков:”Кто был никем, тот станет всем ”. За результаты своего великого социального эксперимента и ответственна власть.
Проблема ответственности была и в жизни самого Булгакова. Он терпеливо и самозабвенно писал всю жизнь- но произведения не печатались, он был обруган критиками и находился под надзором ОГПУ. Он был вынужден сжигать свои рукописи, но “рукописи не горят”, и поэтому творчество Булгакова воскресло осле его смерти. И сейчас его произведения заставляют современного читателя задуматься над вечными нравственно - философскими ценностями.
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Книга в моей жизни эссе
Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. (Древняя китайская пословица) Говорят, что первое настоящее знакомство человека с книгой происходит всегда случайно, несмотря на то, что в доме, где он воспитывался, возможно, есть много книг. Так произошло и со мной. У моих родителей большая домашняя библиотека, но та книга, которая открыла для меня мир художественной литературы, попала мне в руки случайно.
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе м. булгакова мастер и маргарита
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла.
Только человек ответственен за добро и зло по роману Булгакова Мастер и Маргарита 2
Только человек ответственен за добро и зло по роману Булгакова Мастер и Маргарита Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Как и его герой — Мастер, — писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной, Во время сталинской диктатуры трудно было ожидать чуда.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Иешуа и Понтий Пилат
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — необыкновенное, завораживающее произведение, которое еще много раз нам захочется взять в руки и читать с тем же трепетом, интересом, как и в первый раз.
Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит
Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты.
Рукописи не горят по роману Булгакова Мастер и Маргарита
Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников своим трагизмом. Человек высоких моральных качеств, он немало сделал для своей родины как врач, проведя наилучшие годы своей жизни в борьбе с ужасными венерическими заболеваниями. Уже один этот факт мог бы поставить его на надлежащий уровень в государстве.
Рецензия на повесть М. А. Булгакова Собачье сердце.
Автор: Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Рукопись была изъята при обыске на квартире Булгакова в 1926 году. Впервые она была опубликована за границей в 1968 году, в СССР в 1988 году.
Тема любви в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть все.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные газетные фельетоны.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
М. А. Булгаков и театр
Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра.
Київ у житті та творчості М.Булгакова
Реферат на тему: Київ у житті та творчості М.Булгакова Чимало читачів булгаковської «Білої гвардії», і особливо читачі-кияни, переконані в тому, що дія роману відбувається в Києві. Це так, але не зовсім — уточнює Мирон Петровський. Дія роману відбувається в Місті, що схоже не лише на Київ, а й на Єрусалим.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Булгаков Яков Иванович
Дипломат; образование получил в гимназии Московского университета. В 1761 г. Булгаков был записан на службу в Коллегию иностранных дел.