Автор: Чернышевский Н.Г.
Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы “Как жить?” и “Что делать?” никогда не были праздными для лучшей части дворянской интеллигенции. Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предназначении художника, о проблемах совершенствования личности, фатализма и личной ответственности каждого за свои поступки. Своих героев они наделяют недюжинным умом, который возвышает их над толпой, но часто делает и несчастными, потому что в то время, когда жизнь полна противоречий, сложен становится и процесс развития личности, если это личность думающая, сомневающаяся, ищущая.
Тип сомневающегося интеллигента — один из сквозных образов русской литературы. Онегин скучает, видя, как пуста жизнь окружающих, но и сам теряет способность выходить за пределы сложившегося в нем мира, становясь не умеющим чувствовать эгоистом. Рефлексирующего Печорина Лермонтов называет “героем” своего времени. Время не дает человеку возможность действовать, найти приложение своим “силам необъятным”. Печорин постоянно находится в поиске, но поиск этот не ведет к конкретной цели, это поиск человека скучающего, а потому сводится к запланированному риску. Впрочем, этот поиск можно назвать поиском нравственным, Во он не направлен на обретение идеала или смысла жизни, это, скорее, попытка экспериментально установить, что есть добро, а что есть зло, дабы избавиться от скуки, а не для того, чтобы утвердить добро в жизни. Онегин и Печорин становятся “лишними людьми”, но остаются при этом героями времени, отражая его характерные черты.
Мыслящий интеллигент становится и героем переходного времени, отраженного в романах Гончарова и Тургенева. Обломов близок автору тем, что ему присуща потребность сомневаться во всем, что он видит, но этот герой доводит идею бездействия дворянской интеллигенции до абсурда. Его искания полностью перешли в сферу внутреннего мира, а время уже требует действия. Противопоставлен Обломову Базаров, разночинец, герой нового времени. Он, напротив, человек дела, не способный ставить свои убеждения под сомнение, а потому может лишь разрушать старое, не создавая новой эстетики. Не случайно Тургенев лишает Базарова нравственных исканий, зато наделяет ими интеллигента-дворянина Лаврецкого, героя романа “Дворянское гнездо”. Причисляя Лаврецкого к “лишним людям”, Добролюбов отмечал особое место героя Тургенева в этом ряду, потому что “драматизм его положения заключается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека. ..”. Нравственный поиск Лаврецкого основан на том, что он осознает необходимость действия, но главным считает разработку смысла и направления этого действия.
Иначе смотрит на разночинную интеллигенцию Некрасов. Именно с общественно-литературной деятельностью Добролюбова, Чернышевского и других революционных демократов связывает поэт надежды на освобождение и пробуждение народа. Основой жизни для этих людей становится жажда подвига, их нравственные искания сопряжены с идеей хождения в народ. “Сеятель знанья на ниву народную” становится новым положительным героем лирики Некрасова. Он аскетичен, готов к самопожертвованию. В определенном смысле интеллигенты Некрасова близки Рахметову из романа “Что делать?”. Он принадлежит к типу “кающегося дворянина”, который ощущает свою кровную связь с дворянской культурой, но стремится порвать с ней. Он осуществляет идеал “хождения в народ”, мечта о котором свойственна героям Толстого, а его нравственные искания связаны с идеей отказа от личного счастья во имя счастья общего.
Толстой — писатель дворянской культуры, но проблема нравственного поиска героя-дворянина связана у него с общим пониманием хода исторического процесса и критериев оценки личности. Эпопея “Война и мир” рисует духовные искания лучших и наиболее тонких интеллектов на фоне больших нравственно-практических решений, которые принимает народ, выражающий свои убеждения стихийно, через поступки. Без усвоения нравственного опыта народа человек современной высокой духовной культуры оказывается бессильным перед лицом хаотической действительности, особенно в те моменты истории, которые можно назвать катастрофичными. Этическая система дворянской интеллигенции основана на вере в разумную природу человека, а потому распадается, будучи не в состоянии объяснить, к примеру, войну, которая воспринимается как явление, противоречащее разумному прогрессу. Не имея возможности в рамках этого сочинения подробно рассмотреть ход процесса нравственных исканий главных героев романа “Война и мир”, укажу лишь на смысл этих исканий. И Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят путь к осознанию того, что их жизнь — песчинка в море человеческих жизней. Андрей — воплощение идеала аристократизма, того типа дворянина, который устарел для общества 60-х годов. Финал его исканий — смерть как единственная возможность “любить всех” и “не любить никого”. Пьер гораздо ближе Толстому как герой современный, актуальный. Он более демократичен, прост, но также наделен активным ищущим разумом. Финал исканий этого героя — максимальное сближение с “роем”, выросшее из осмысления тяжелых испытаний. Решающее влияние на Пьера оказывает Платон Каратаев, за словами которого стоит обобщение многовекового опыта народа.
Ищущий интеллигент-мыслитель Раскольников, герой романа Достоевского “Преступление и наказание”, ненавидит зло и не желает с ним мириться. Герой берет на себя непосильную задачу — мстить обществу. Колоссальность этой задачи и осознание неспособности людей поддержать его протест приводят героя к гордыне. Кровавый эксперимент Раскольникова — уже описанная в русской литературе попытка проверить свою теорию на практике, что должно стать обоснованием исканий. Достоевский видит опасность, которую несут в себе искания, опирающиеся на негуманную идею, лишенную нравственной основы.
Конечно, пути и цели нравственных исканий каждого из героев, упомянутых в сочинении, могли бы стать предметом отдельной большой работы. Отмечу лишь одно: все писатели XIX века отчетливо осознавали важную роль интеллигенции в жизни общества и поднимали вопрос ответственности интеллигента-мыслителя перед своим народом, перед людьми вообще.
Другие работы по теме:
Интеллигенция в России
Балабанова Анна, гр. 133 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В последнее время все чаще и чаще слышится слово «интеллигенция» по радио и телевидению. Споры о русской интеллигенции являются одной из любимых тем обсуждения в СМИ, где ведутся разговоры о возрождении России, возвращении к ее культуре, воссоздании интеллектуального слоя общества и т. д.
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Различие в понятиях "интеллигент" и "интеллект"
Интеллигент-человек, принадлежащий к интеллигенции. Интеллектуал Интеллигенция - работники умственного труда. Обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки и технике.
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
С. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII начала XX в.)
Образ князя Болконского в романе Толстого Война и мир 2
В романе «Война и мир» Толстой показывает эпоху, в которой главными вопросами были ведущие проблемы мировой политики, волновавшие умы просвещенной интеллигенции. Решение этих вопросов дает возможность автору показать искания передовой части дворянства. Одним из представителей этого круга является Андрей Болконский — яркая и своеобразная личность, в которой много необычного.
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни
«Евгений Онегин» — роман о современной поэту русской действительности, о людях пушкинского поколения и их судьбах. Александр Сергеевич Пушкин всегда жил судьбой России. В романе «Евгений Онегин» он исследует одну из важных проблем, волновавшую прогрессивное человечество XIX столетия, — положение думающей и передовой интеллигенции, реальных русских людей.
Дума анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий лермонтовского поколения, направленных на достижение положительных ценностей.
Признание Раскольникова в преступлении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания героя, заблудившегося среди философских теорий своего времени. У преступления Родиона Раскольникова есть и материальные, и социальные, и философские истоки, но особую роль в дальнейших событиях играет борьба идей в душе Раскольникова.
Диалектика души в произведении Л. Н. Толстого Юность
"Диалектика души" в произведении Л. Н. Толстого "Юность" Автор: Толстой Л.Н. Повесть Льва Николаевича Толстого «Юность» с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные переживания Николая Иртеньева.
Гаршин В.М.
Мать Гаршина, "типичная шестидесятница", интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языком, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. Завадовский, деятель революционного движения 1960-х.
Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.
Судьбы русской деревни 1950-90-х годов
Автор: Разное Литература 50-90 годов XX века – необходимое и естественное звено в эволюции отечественной и зарубежной литературы. Одной из значительных тем, к которой обращались отечественные писатели, является тема русской деревни. Это вполне объяснимо: ведь в России деревенские жители всегда составляли большинство народа.
Духовные искания Андрея Болконского
Автор: Толстой Л.Н. «Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л.
Я люблю тебя, Россия
Автор: Сочинения на свободную тему Люблю отчизну я, Но странною любовью … М.Ю. Лермонтов. Россия стала для меня родиной, хотя я родился в другой стране, но большую часть своей жизни прожил в России. Люблю ли я Россию?
Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова
Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты.
Нравственные идеалы героев Василия Шукшина
В. М. Шукшин, являющийся преемником лучших традиций классицизма в русской литературе, всю свою жизнь считал, что основное в жизни русской интеллигенции — стремление прийти на помощь людям. Всегда он собирался помочь людям отыскать справедливость, сберечь подлинные духовные ценности. Его герои, аналогично героям Льва Николаевича Толстого, одолевают путь духовных исканий.
Нравственные ценности Татьяны Лариной по роману Евгений Онегин
Первым реалистическим романом в истории русской литературы считается роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Виссарион Григорьевич Белинский считал его "энциклопедией русской жизни". Пушкин всегда мечтал создать какое-нибудь произведение, главными героями которого были бы его современники.
Харьковский отдел Русского Собрания
Харьковский отдел Русского собрания (ХОРС) — первая из монархических организаций Харькова, созданная весной 1903 года группой консервативной интеллигенции города.
Рункевич, Стефан Григорьевич
Стефан Григорьевич Рункевич (1867(1867) — 1924) — российский писатель, обер-секретарь Священного Синода, приват-доцент Санкт-Петербургского государственного университета и член учебного комитета при Священном Синоде.
Дело Таганцева
Дело «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» — одно из первых в Советской России дел после революции 1917 года, где массовому расстрелу подверглись представители научной и творческой интеллигенции, в основном Петрограда.
Австрийская Ривьера
— распространённое в конце XIX — начале XX веков обозначение прибрежной полосы Австрийского Приморья. Главный город — Триест — вошёл в состав габсбургской монархии ещё в XIV веке и к середине XIX века превратился в крупнейший торговый порт и кораблестроительный центр Австро-Венгрии. В зимние месяцы сюда всё чаще перемещались сливки столичного общества, особенно после завершения строительства Южной железной дороги, соединившей Триест с Веной.
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Трагизм судьбы Евгения Онегина
Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции.