“Печаль
моя
светла
...
”
МарияСетюкова-Кузнецова
Чегобольшевсловепамять–радостиилигрусти? Наверное, второго. Грустно, когдавспоминаешьонеудачахибезвозвратныхпотерях. Игрустно, хотьисовсеминаче, когда–опрошедшемрадостномихорошем, которого, увы, никогданевернёшь.
Какмывспоминаемосвоёмдетстве (будемиметьввидудетствоболееилименеесчастливое)? Развенеслучалосьнамсамимилинашимприятелямвразговоре, захлёбываясь, радостношуршать, греметьдетскимивоспоминаниями, сдираяненужноевремя, какцветистуюобёрточнуюбумагусподарка? Развенельзя, пустьиногда, вспоминатьсвоёдетствокаксветлуюбеспечальнуюрадость? Тольковот, сдаётсямне, читающейиперечитывающейнапротяжениипоследнихлетпрозумолодых (или, какпринятобылоговоритьраньше, –“сорокалетних”) писателей, чтотеперьбеспечальноодетственевспоминают. Разумеется, вполемоегозренияпопадаетлишьчастьтекстовтакогорода. Память-радостьктомуже, наверное, встречаетсявдетскихкнижках, ая, каюсь, давноужеихнечитала. Ивсё-таки…Именнопамять-грустьподетскимнеспешнымгодам–эточто-топохожеенафирменныйзнаксовременнойлитературы. Гдеты, шальнаягордостьзаизумляющиепроказыиволшебныепервыевлюблённости? Ау! Можетбыть, втомженебытииспрятана, гдеиподзабытыйизрядночитателямиположительныйгерой? Чтобыпроверитьменя, вспомните, прочитайте, перечитайтетекстыпрозаиковАндреяДмитриева, ОлегаЕрмакова, ПетраАлешковского, МариныПалейипростоперелистайтепоследниеномера«Знамени», «Новогомира». Исключения, конечноже, будут, ноонилишьприложениекправилу. Авотпримеров, правилоподтверждающих, –сколькоугодно.
Водинизгрустныхполуосенних-полузимнихвечероввзялалетнюювосьмуюкнижку«Новогомира»иперечиталамаленькийрассказДмитрияШеварова«ВторойденьРождества». Захотелосьпроверитьтоощущение“светлойпечали”, которое, кажется, тамприсутствовало.
Эторассказотом, какмолодойдовольно-такичеловексдочерью-подросткомприезжаетвгородсвоегодетства. Тихийхорошийпровинциальныйгород. Оченьраннееутро. Непонятно: какоенастроение, цельпоездки. Естьтолькоцвет–белый, этоцветгорода, света, цветпрожитыхкогда-тодней. Носновавернёмсякначалурассказа, самымпервымегофразам. “Еслибыяпоехалодин, токакжемнегрустнобылобысейчас! Номывдвоём…”Авсё-такидочкакак-тосамапосебе. Хотьонатожеродиласьвэтомгороде. Ноувезенабылапочтивомладенчестве, ничегонепомнитизздешнего. Даичтоейпомнитьодетстве, когдаоно–простоеёжизнь. “Мыжетолькоизтепла, извагона, адочкезябкоещёиоттемнотыинеизвестности, оттого, чтооназдесьродилась, авспомнитьпоканичегонеможет...”
Поканадвоих–памятьотца. Память, хранящаявсёдоподробностей. Ноподробностинеуловимыибесплотны. “Угловойдомтеперьзаколочен, пуст…Заходимводвор, калиткидавнонет–идёмчерезпролом. Подходимкдвери–заперта. Кодовыйзамокпоставили. Ещёодноновшествоосвоилмойгород. Нечегодаромгретьсявподъездах.
Ачтожеосталосьотсада? Онбылвсамомуглудвора, там, гдесейчассумракисугробы. Тамтожечто-тослучилось. Этодажесейчасзаметно, зимой. Одналипасовсемзасохлаимертвооткинуласьназад. Втораяещё, кажется, жива. Живаскамейка, гдесиделимоистарики. Толькораньшееёрасчищали, атеперьлишьспинкаторчитиз-подснега”.
Грустно. Больше, чемгрустно. Ивот, чутьдальше, подтверждениетому. “Забудьтесвоикарусельныелошадки, лоскутныеперочистки, мороженоеподвадцатьдвекопейки, сборымакулатуры, первыйотрядкосмонавтовилюбовьнауборкетурнепса. Ничегоэтогобольшенебудетникогда!.. Скоровыподрастёте, иувасбудетсвоёпрошлое. Иещёнеизвестно, захочетсяливамсмеятьсянадним…”
Ккомуобращёнэтот, почтитрагический, монолог? Кдочери? Ноэтовсёреалиинееёдетства. Кровесникам? Номывсёпрекраснопомним. Ккомужетогда? Светлаягрустьобернуласьотчаянием.
НеругаюрассказДмитрияШеварова. Зачтоже? Рассказнеплох, иестьвнёмто, чтопредставляетсямнечрезвычайноценнымвлитературе, –ароматвремени. Ночтожеделать, есливыходит, чтоудетствамоегопоколениятакойаромат? Умемуарнойихудожественнойлитературыодетскихгодах, которуюпубликуютсегодня 50–60-тиитакдалее -летние, он, этотаромат, иной. Он, какнастоявшеесявино, включаетвсебябольшееразнообразиечувствиэмоций–исозерцательноеспокойствие, истарческоеумиление, ичувствособственникаполной, сдобрым, достойнымначаломжизни. Встречаютсяздесьибезудержноевеселье, иироническиенасмешки, игрусть, разумеется, частаягостьятоже. Нонеона, неона–главнаягероиня…Честноговоря, пороювозникаетраздражение, хочетсякрикнуть: да, вднимоегонезабвенногодетства, летЗ0 назад, яркосветилооранжевоесолнцеимамабыламолодой! Нонестоит, нестоитгрустить, бывшиемалыши-сверстники. Пустьмынесталикосмонавтамиипродавцамимороженого, носолнценесталоотэтоготусклымилюбовьнеисчезлаизжизни, простоонасталадругой…Но, поразмышлении, янекричу. Потомучтопонимаю, чтоивправду“большоевидитсянарасстоянье”... идолжнопройтивремя, имеждудетствомизрелостьюдолжнавстатьбольшаядлиннаяжизнь, ираздражениенатохорошее, чтобылоикончилось, должносменитьсяблагодарностьюзатохорошее, чтопростобыло. Всущности, этоведьдажездорово, чтоестьтакиеразныекнигинасхожиетемы.
Всемы, ивзрослые, июные, –читатели. Следимпомересилзатечениемлитературногопроцесса. Отмечаемсовременныетенденции. Эстетическоенаслаждениеилинеудовольствие, испытываемоенамипричтениихудожественныхтекстов, теснопереплетеноснашимиживымичеловеческиминастроениями, ощущениями, проблемами. Своиминаблюдениямизачастуюхочетсяподелиться. Такрождаютсянашиивашистатьи. Такполучаетсягазета«Литература». Которая, какнамкажется, являетсянеотъемлемойчастьюсовременноголитературногопроцесса.
Другие работы по теме:
Духовные основы православной семьи
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: "Плодитесь и размножайтесь".
Зачем мне знание психологии
1 часть Эссе на тему . Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека — радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.
Разное -
Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов
Песни - Отечественная война и народная песня
Поэзия не только услаждает слух она способна бороться и побеждать. Маяковский говорил. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. Его желание сбылось. Во время борьбы с фашизмом песня шагала в одних рядах с воинами.
Мендельштам о. э. - Размышления над жизнью и творчеством осипа мандельштама.
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в мелкобуржуазной семье. Детство и юность провел в Петербурге и Павловске. Окончил Тени-шевское училище. В этот же период увлекается марксизмом, изучает работы Плеханова. Мандельштама влекли литература и культура. Поэтому после окончания училища в 1907 году он едет за границу - в Париж, Рим, Берлин, слушает университетские лекции в Сорбонне и Гейдельбергском университете.
Лиризм прозы и поэзии Бунина
Возможность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина на удивление лирическое. Это не удивительно, когда идет речь о поэзии. Лирика и возникла, и существуют по необходимости раскрыть свой внутренний мир.
Баллада Жуковского Светлана
Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского.
Тема природы в лирике Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.
Стихотворение Бунина Ночь
Великий прозаик Бунин писал стихи всю свою жизнь, хотя и написал когда-то: «Поэзия темна, в словах невыразима». Ему как раз удавалось выразить в словах малейшие оттенки человеческих чувств, всю свою огромную любовь к природе, всему живому, любовь к Богу и человеку. Поэзия Бунина несет в себе те же черты, что и проза: ясность и точность образов, выпуклость описаний, особенно описаний природы, напряженное чувство жизни, удивительную мелодичность.
Анализ Баллады Светлана 2
Анализ Баллады «Светлана» Автор: Жуковский В.А. Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» была написана в 1812 году. В основе сюжета — баллада «Ленора» Готфрида Бюргера. Но можно считать произведение Жуковского самостоятельным, так как
Анализ поэмы А.С.Пушкина Цыганы
Автор: Пушкин А.С. Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».
Анализ стихотворения Некрасова Рыцарь на час
Автор: Некрасов Н.А. Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил много времени на природе: на полях, в лесах – и очень сильно любил её (именно русскую природу). Он жил в ней, дышал ей и не мог представить своей жизни без неё. Его отец очень эгоистично и жестоко относился к членам своей семьи, в том числе и к его матери.
Мелодией одной звучат печаль и радость... Тема любви в лирике А.А. Блока.
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." (Тема любви в лирике А.А. Блока.) Автор: Блок А.А. Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок говорит о своих личных чувствах, но в них отражается настроение всего поколения.
Мир поэзии Сайгё
Мы знаем Сайге как выдающегося японского поэта средневековья. Еще при жизни он был окружен великой славой, которая в дальнейшем продолжала расти. И не зря, потому что ясная и простая поэзия Сайге вмещает в себя сложнейший мир мыслей и чувств.
"Моя безбожная Россия, священная моя страна…"
Игорь Северянин — необычный поэт, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность". Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей.
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.
Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана»
«Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», - так сказал о Жуковском А.С. Пушкин, который, считая себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека.
Русское дворянство в драматургии А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Умей нести свой крест и веруй. А. Чехов Всю свою жизнь Чехов наряду с повестями и рассказами писал пьесы и водевили. Его слава драматурга не уступает его популярности прозаика, а во многих странах мира, пожалуй, даже превышает ее.
Любовная Лирика А.С. Пушкина
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА Оформление урока репродукции женских портре тов, «Пушкин у фонтана слез"Видеосюжеты «Тригорское» (Видеоматериал собран учащимися).
Поэзия любви (по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина)
Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Я прочитала много книг о любви, прежде всего русскую классику (особенно понравились мне повести и рассказы Тургенева), и поняла, что каждый писатель описывает это чувство особо.
Орина - мать солдатская
Автор: Некрасов Н.А. День-деньской моя печальница, В ночь — ночная богомолица, Векова моя сухотница... Из народной песни Чуть живые, в ночь осеннюю Мы с охоты возвращаемся, До ночлега прошлогоднего, Слава богу, добираемся. - Вот и мы! Здорово, старая! Что насупилась ты, кумушка! Не о смерти ли задумалась? Брось! пустая это думушка! Посетила ли кручинушка? Молви — может, и размыкаю.— И поведала Оринушка Мне печаль свою великую. «Восемь лет сынка не видела, Жив ли, нет — не откликается, Уж и свидеться не чаяла, Вдруг сыночек возвращается.
Родился я с песнями... По лирике Есенина
Автор: Есенин С.А. Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть его стихов. Произнесешь это имя — и сразу душа наполняется чем-то чистым, свежим, печально-грустным и восторженно-радостным.
Андрей Рублев Троица
Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность , печаль… Кисть художника лучше, полнее слов рассказала о чувствах юношей.
Метель. Повести Белкина. Пушкин А.С.
В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**”. Он имел семнадцатилетнюю красавицу дочь, воспитанную на французских романах.
Моя безбожная Россия священная моя страна
Игорь Северянин — необычный поэт, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность". Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей.
Лирика Лермонтова
Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал.
Фет А.А.
Русский поэт. Родился в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фет, приехавшая из Германии.
Шефнер В.С.
Вадим Сергеевич Шефнер родился в 1915 году в Петрограде, в семье пехотного офицера. Рано лишившись отца, был беспризорным. Учился при химическом комбинате в Ленинграде, в 1937 году окончил рабочий факультет при Ленинградском университете.