(пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)
“А в наши дни и воздух пахнет смертью...” — строки из четверостишия, принадлежащего к циклу “Разрыв”:
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.
Стихотворение это и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей всех поэтов. Однако строки о воздухе, в котором витает смерть, стали для Б. Л. Пастернака, как и для многих талантливых людей того времени, ужасной реальностью. Забвение, гибель, уничтожение грозили всем, кто осмеливался искренне выражать свои мысли. А мысли гениальных людей, согласно какой-то роковой закономерности, всегда оказываются крамолой в глазах государства. Этот закон кажется непреложным для России. Стоит вспомнить крупнейших русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В Советском государстве гонения на талантливых людей приняли устрашающий размах, и можно, не боясь ошибиться, утверждать, что было загублено немало одаренных людей, творения которых никогда не увидят свет.
Пастернак, Ахматова, Цветаева писали в сложные для России времена. Здесь уместно говорить именно о России, а не о СССР, потому что для всех мыслящих людей того времени Родиной была Россия, как для Пушкина и Лермонтова. Те, кто сейчас считаются классиками русской литературы XX века, были в тридцатые годы практически преданы анафеме. А ведь они были лучшими представителями интеллигенции — остро чувствующими, стойкими в сопротивлении насилию над словом и одновременно впечатлительными и ранимыми. В те времена воздух для них в буквальном смысле “пах смертью”. Это были времена, когда многократно печатались и переиздавались люди, имена которых ныне забыты, люди, приближенные к власти. Те же, кто обладал бесспорным дарованием, в лучшем случае считались третьесортными литераторами, по недосмотру попавшими в советскую литературу.
Вчитываясь в лирику Бориса Пастернака, нельзя усмотреть “крамольных” мыслей, выпадов против существующей власти. Это вообще очень мягкий поэт, его больше влекут природа, мироздание, любовь, мысль о творчестве. Пророческие мотивы у Пастернака? Скорее, можно говорить о правде жизни, она — основа его творчества. Он не пророчил, он просто говорил о важных для каждого чувствующего человека вещах.
Иногда такой разговор касался будущего. Например, он видит “...как ты ползешь и как дымишься, / Встаешь и строишься, Москва”. При построении фразы употребляется настоящее время, но в какой-то мере это прозрение будущего.
Есть у Пастернака стихи, в которых явственно чувствуется поступь времени:
Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я — урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?
Но такие стихи, где ясно бы проступал XX век, — редкость для Пастернака. Чаще у него звучат вечные, неисчерпаемые темы. Тем не менее и этот поэт подвергался гонениям и намеренно игнорировался государством, хотя в его прозе также нельзя усмотреть явных выпадов против СССР.
У Цветаевой много горьких, отчаянных стихов. Она тоже была жертвой режима, тоталитарного государства. Она провела годы в вынужденной эмиграции, и стихи тех лет пронизаны тоской по Родине, но не по той страшной стране, какой она сделалась, а по той тихой, березовой России, какой была всегда. Новую Россию, а точнее тех, кто ею сейчас правит, Цветаева ненавидит:
С жиру лопающиеся: жир — их “лоск”,
Что не только что масло едят, а мозг
Наш — в поэмах, в сонатах, в сводах:
Людоеды в парижских модах!
Цветаева как губка впитала в себя всю боль того времени. Сколько литераторов было загублено режимом, сколько из них оказалось в эмиграции, сколько находилось в вынужденной изоляции на собственной Родине, сколько покончило с собой! Среди последних — сама Цветаева. Она испила всю чашу до дна: была в эмиграции, пережила гибель близких людей, ушла из жизни, не видя больше возможности жить, после смерти ее творчество замалчивалось и лишь недавно стало известно широкому кругу читателей. Она в полной мере разделила с Родиной ее трагическую судьбу. Но, пожалуй, глубже и Пастернака, и Цветаевой почувствовала “дыхание смерти” Анна Ахматова. Об этом — многие стихи и самое значительное ее творение — “Реквием”. Поэма не надуманная, не являющаяся плодом воображения талантливой женщины, но пережитая, выстраданная. Скорбь Ахматовой, ее мужество, ее гордость породили огромный творческий взлет, и она создала произведение, которое вобрало в себя не только ее собственное, но страдание целого народа. Уже две первые поэтические строки оказывают поразительное по силе эмоциональное воздействие. Достаточно их прочесть — и уже страшно:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река...
Горе — сильнее, чем силы природы. Как еще сильнее, еще точнее было выразить его? Ахматова нашла нужные слова и высказала то, чего не умел и не решался высказать никто. “Реквием” стал важнейшим событием в литературе тридцатых годов, в той литературе, которая была задавлена и обречена на молчание, но продолжала существовать наперекор террору и гибели.
Пастернак, Цветаева, Ахматова, Булгаков, Бунин, Мандельштам — имена, которые мы сейчас произносим громко и без всякого страха; имена, некоторые из которых лишь недавно появились на обложках книг; имена, которые рождались в то время, когда “воздух пах смертью”. Если бы не решимость людей, носящих эти имена, мы, возможно, никогда не узнали бы правду о том страшном времени тотального террора и совершенно точно лишились бы той части нашей литературы, которая сейчас кажется такой естественной и носит название “поэзия серебряного века”. Если произведения этих авторов пережили столь страшные времена, то можно с уверенностью сказать, что они сохранятся в нашей — и в мировой — литературе на долгие века.
Другие работы по теме:
Промышленное получение азотной кислоты
Варнавский 9в Промышленное получение азотной кислоты. Окисление аммиака Очищенный от примесей воздух вместе с аммиаком поступает в контактный аппарат. Там происходит каталитическое окисление аммиака.
Промышленное получение азотной кислоты
Варнавский 9в Промышленное получение азотной кислоты. Окисление аммиака Очищенный от примесей воздух вместе с аммиаком поступает в контактный аппарат. Там происходит каталитическое окисление аммиака.
Анаксимен
(585 – 525) Жизнь Древнегреческий философ. Из Милета, сын Эвристрата. Был близким другом Анаксимандра. Основной приём его научной аргументации – метод аналогий.
Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает
На данный вопрос нельзя дать однозначного ответа. На мой взгляд, восприятие человеком действительности всегда субъективно. Каждый видит этот мир по - своему. Для меня роза пахнет, но у кого-то насморк. Завтра у меня начнется насморк, или не дай Бог сломаю нос - роза пахнуть перестанет. Однако если я твердо верю в аромат, меня не переубедить в обратном.
Анаксимен
(585 – 525) Жизнь Древнегреческий философ. Из Милета, сын Эвристрата. Был близким другом Анаксимандра. Основной приём его научной аргументации – метод аналогий.
Воздух
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом — воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое.
Газотурбинные двигатели
Газотурбинная установка состоит из воздушного компрессора, камер сгорания и газовой турбины.
Стул грудных детей
Первый кал после родов выглядит вначале как черновато-коричневая мазь. Затем появляется типичный для кормленного грудью ребенка вид: желтый, кашеобразный, по окраске и внешности напоминающий яичницу, только запах у него другой, немного кисловатый.
Дыхание
Всем клеткам нашего организма ежесекундно необходим кислород, входящий в состав воздуха. Он поддерживает работу органов и обмен веществ в организме. Без кислорода мы не можем получить из пищи энергию, необходимую для жизнедеятельности.
Мы мать называем Святой
Мать… Это самое родное в мире слово. Мать… В этом слове все: нежность, доброта, любовь, забота. Оно звучит разными прекрасными мелодиями, колыбельными. Оно пахнет полевыми цветами и натруженными руками. В нем бессонные ночи, бесконечные волнения. Мать – самый родной в мире человек. Наверное, нет никого, кто бы мог это возразить.
Творческий путь Максима Горького
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Деревья - наши друзья
Деревья - наши друзья. Они помогают нам всем! Как приятно смотреть на их высокие крепкие стволы, раскидистые ветки, яркую листву! Весной на деревьях распускаются почки и радуют глаз прохожих, поднимая им расположение духа.
Образ родины в лирике Есенина
Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы.
Я убит подо Ржевом
Автор: Твардовский Александр. Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, —
Картина Саврасова Грачи прилетели
Автор: Разное Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек.
Чичиков и чичиковщина по поэм Н.В. Гоголя Мертвые души
Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". И если все помещики - это изображения какого-либо качества, то Чичиков - собирательный образ всех этих персонажей.
Первый снег художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Осень постепенно отдает свои права зиме. Утром уже очень холодно, кое-где появляется первый иней. Днем солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всем ощущается морозное дыхание зимы.
Стихотворение Книги-наши друзья
Стихотворение "Книги-наши друзья" Автор: Сочинения на свободную тему Все задают себе вопрос, Кто просто шутит, кто всерьез: “Зачем нам книги на Земле?
Анализ стихотворения Е. Баратынского Весна, весна Как воздух чист
Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!" Автор: Баратынский Е.А. Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
Весна, весна...
Автор: Баратынский Е.А. Весна, весна... Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко
Мое отношение к лирике Пастернака
Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший Пастернака?”. И сама же пояснила: “Пастернак — это “тайнопись”, “шифр”.
Фофанов К.М.
Константин Михайлович Фофанов родился в небогатой купеческой семье, систематического образования не получил. Писал стихи с детства. Печатался с 1881 г. в самых разных журналах и газетах, более всего в "Новом времени".
Первый снег
Сочинение-описание природы Осень заметно сдает свои права зиме. Утром совсем холодно, кое-где лежит изморозь. Днем солнышко будто и старается нагреть воздух, но, наверное, не хватает уже у него силы. Везде ощущается ледяное дыхание зимы. Начинаются короткие дни и наиболее длинные ночи. Солнце ниже опускается над небосклоном.
Степь 2
Степь Автор: Вяземский П.А. Бесконечная Россия Словно вечность на земле! Едешь, едешь, едешь, едешь, Дни и версты нипочем! Тонут время и пространство
Весна в лесу
Автор: Сочинения на свободную тему "Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят..." Ф.Тютчев
МиГ-29М ОВТ
Основное качество МиГ-29М ОВТ сверхманевренность, то есть возможность выполнять полеты на малых, вплоть до околонулевых, скоростях полета без ограничений по углу атаки.
Водолаз
Популярное описание водолазного снаряжения.
Дуумвират
Дуумвира́т (лат. duumviratus соуправление, от duo — два и vir — муж) — система управления государственным аппаратом или общей собственностью двумя лицами.
Первый Аахенский мир
Первый Аахенский мир в Ахене был заключён 2 мая 1668 года по окончании деволюционной войны, которую в 1667 начал против Испании король Людовик XIV. Пользуясь смертью Филиппа IV Испанского, на дочери которого — Марии Терезии — он был женат, Людовик объявил свои притязания на большую часть Испанских Нидерландов, ссылаясь на немецкое право наследования, принятое между частными лицами в Брабанте и Намюре.
Философский пароход
"" З. Короткова "Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник. Полынью пахнет хлеб чужой…"
Газ
Газом чаще всего мы называем метан, который горит синим пламенем в горелке кухонной плиты. Добывают его из подземных газовых месторождений в Сибири и в Средней Азии, вблизи Каспийского моря и даже под его дном.
Виды механической вентиляции
Виды механ вентилСтатьи » ОБЖ Виды механической вентиляции При естественной вентиляции воздухообмен осуществляется за счет разности температур, гравитационного давления наружного воздуха и воздуха в помещении, а также действия ветра.