(«драматическая эпопея о времени и человеке»)
В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя... классово-революционных эмоций...”. Театр наших Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
“Егор Булычев и другие” (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично её раннее название — “Накануне”, то есть накануне событий февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”, российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”, пытаясь жестоко осмеять и унизить их.
Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора Булычева — это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”); далек он и от романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) — нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.
Егор Булычев вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола — один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычо-ва. Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: “Роптать — величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь”,— Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты примирился, когда тебя староста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты — человек...” В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую” природу ка- питала: “И воруешь — не ты — рубль ворует”,— бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь бунтуется. Копосов-ские бабы в лицо мне кричали, мы... народ! Наши мужья, солдаты — народ!”—в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму — “крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! — разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн “Отречемся от старого мира...” напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое). Рабочие будут управлять государством? Пропьют! А вдруг — не пропьют? — ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.
Истина, которая открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: “Попы, цари, губернаторы... на кой черт они мне надобны? ...И людей хороших — нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги...” Конец этому миру возвещает Егор Бу-лычов: “Да погибнет царство, где смрад”.
Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел “не на ту улицу”. “Ты да Шурка, вот это я — нажил, а остальное — меня выжило...”—в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен глубокий смысл. “Остальное меня выжило” — это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании — выживал “сомневающегося купца” — отрицал его. И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни.
Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького — ив отрицании преступной, грабительской войны, “большой смерти”, противной самой человеческой природе.
“Егор Булычев” создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе.
Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: “Народа перепортили столько, что страшно глядеть...”, война— это “всемирный стыд...” А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что “война — в законе...”. “Брось,— вскипел Булычев.— Какой это — закон? Это — сказка. Солнца не остановишь. Врете”.
“Егор Булычев” относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии. Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские “концы и начала”: “Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит— смерть нам? ...Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому... интересно: что значит — смерть? Или, например, жизнь?” Егор не может ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: “В чужие люди попал... Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот... Этого я тебе не могу выразить”.
Дочь, озорная, своевольная — его единственная надежда, невнятная, смутная... “Но Шурка... тянется к людям, которые поют “Марсельезу”. Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца. Так надеждою Егора становится революция. И однако революция является в то же время смертью Булычева и “Марсельеза” — похоронным маршем, отпевающим все его бытие... Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается.
Горький создал новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя. Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос — как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины.
Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.
Другие работы по теме:
Политическая информация по России
Политинформация по России. Убийство болельщика «Спартака» и связанные с ним беспорядки. Резонансное убийство 28-летнего болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова, совершенное в Москве на Кронштадтском бульваре в ночь с 5.12 на 6.12, еще раз напомнило о необходимости скорейшей разработки и принятия «Кодекса москвича» - свода правил для приезжих, который поможет им адаптироваться в городе и избежать ситуаций, которые могут привести к трагедии.
Проза Василия Шукшина
Василий Шукшин не сразу приобрел известность. Приходила она исподволь, по мере того как все более широким становился диапазон его творчества, проникновеннее сила его мысли. Писатель, романист и драматург, режиссер, актер.
Письмо другу
Здорово, Егор! Наконец-то собрался написать тебе, в последнее время страшно замотался, бесконечные дела, какая-то сплошная суета, понимаешь, получается. Да, кстати, вчера встретил на Сретенке Петра, кланяется тебе, зовет нас к себе в гости в Жуковку, дом купил, женой обзавелся. Представляешь? За один год столько перемен! Во дает парень, верно?
Чёрный монах
Автор: Чехов Антон. Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер.
Как помирал старик
Автор: Шукшин В.М. Старик с утра начал маяться. Мучительная слабость нава... Слаб он был давно уж, с месяц, но сегодня какая-то особенная слабость -- такая тоска под сердцем, так нехоро, хоть плачь. Не то чтоб страшно сделалось, а удивитель: такой слабости никогда не было. То казалось, что отнялис ноги...
Школа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936) Доклад подготовил: Ученик «» класса Минск, 2004
Мы не знаем войны
"Мы не знаем войны, нам она лишь по книгам знакома, по рассказам и песням свидетели дней грозовых, в ком доныне звучат отголоски далекого грома..."
Край родной, навек любимый
О природе, о ее красотах написано много произведений. К этой теме обращались и обращаются писатели и поэты.
Русский характер по Рассказам Ивана Сударева
Автор: Толстой А.Н. Будь человеком, сын мой! Где бы ты ни был, будь Человеком! Всегда оставайся человеком! Ч. Айтматов Алексей Николаевич Толстой — талантливый художник, на долю которого выпало немало испытаний: революции, эмиграция, первая и вторая мировые войны, но он не только пережил эти события, а сумел осмыслить и отразить в своем творчестве.
Беда
Автор: Зощенко М.М. Егор Иваныч, по фамилии Глотов, мужик из деревни Гнилые Прудки, два года копил деньги на лошадь. Питался худо, бросил махорку, а что до самогона, т" забыл, какой и вкус в нем. То есть как ножом отрезало -- не помнит Егор Иваныч, какой вкус, хоть убей.
Виктор Сергеевич Розов. Гнездо глухаря
Квартира Судакова в Москве. Её хозяин — Степан Алексеевич — служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров заканчивает школу. Отец хочет, чтобы тот поступал в МГИМО. Дочь Искра работает в газете в отделе писем. Ей двадцать восемь лет.
Бероев, Вадим Борисович
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Признание и награды 4 Творчество 4.1 Роли в театре 4.2 Фильмография Введение Вади́м Бори́сович Беро́ев (10 января 1937, Беслан — 28 декабря 1972, Москва) — советский актёр театра и кино осетинского происхождения. Заслуженный артист РСФСР. Дед актёра Е. В.
Бероев, Егор Вадимович
Введение 1 Биография 2 Призы и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Введение Его́р Вади́мович Беро́ев (род. 9 октября 1977, Москва) — российский актёр театра и кино.
Бобылев, Иван Тимофеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество Список литературы Введение Иван Тимофеевич Бобылев (14 января 1925(19250114), д. Новоселье, Дорогобужский район, Смоленская область, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, народный артист СССР (1990)[1], лауреат Государственной премии имени Станиславского.
Абелян, Ованес Артемьевич
Введение 1 Биография 2 Память 3 Роли Список литературы Введение Иван (Ованес) Артемьевич Абелян (арм. Հովհաննես Աբելյան) (4 ноября 1865, Шемаха Бакинской губернии — 1 августа 1936, Ереван) — известный армянский актёр, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист Армянской ССР[1].
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Лутохин, Егор Иванович
Егор Иванович Лутохин (24 марта 1765(17650324) — 5 февраля 1840) — вице-адмирал, член Адмиралтейств-совета. Образование получил в Морском кадетском корпусе, откуда был выпущен 1 января 1785 года мичманом. Его братья Николай и Иван также получили образование в Морском кадетском корпусе.
Цукато, Егор Гаврилович
Егор (Георгий) Гаврилович Цукато (?—1810) — граф, русский генерал, герой русско-турецкой войны 1806—1812 гг. Потомок древнего венецианского рода; служил сначала в Виртембергской армии, а в 1788 г. вступил в русскую службу секунд-майором и принял участие в русско-турецкой войне. 14 апреля 1789 г. получил орден св.
Врангель, Егор Егорович
Барон Его́р Его́рович Вра́нгель (нем. Georg von Wrangel; 21 апреля 1827, Царское Село — 22 января 1875, Петербург) — российский государственный деятель, тайный советник, сенатор.
Морозов, Павел Егорович
Павел Егорович Морозов (род. 11 октября 1978, Минск) — белорусский общественный деятель и диссидент[1][2]. Отец Егор Морозов, полковник МВД Белорусской ССР. Павел окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «банковское дело» (2000), аспирантуру БГЭУ по специальности «финансы и кредит» (2004), магистратуру Европейского Гуманитарного Университета по специальности «политология» (2004).
Градополов, Константин Константинович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Московский художественный академический театр им. М. Горького 3.2 Фильмография
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
Бенкендорфы
Бенкендо́рфы (нем. Benckendorff) — графы и дворяне, происходящие от Иоанна Бенкендорфа, старшего бургомистра города Риги, приобретшего этим званием дворянство (по шведскому закону 1660 года со званием старшего рижского бургомистра было сопряжено потомственное дворянство).
Аугшкап, Агрий Робертович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Рижский театр русской драмы 3 Фильмография Введение Агрий Робертович Аугшкап (20 февраля 1925 — 21 апреля 2006) — советский, российский и латвийский театральный актёр. Заслуженный артист Латвийской ССР (1958).
Криштафович, Егор Константинович
Егор Константинович Криштафович (1769 — 1829), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант Биография Из российских дворян. Службу начал сержантом в Смоленском пехотном полку 20 февраля 1776 г. 15 марта 1782 г. был переведён капралом в л.-гв. Измайловский полк. Из гвардии выпущен подпоручиком в Малороссийский гренадерский полк 1 октября 1787 г.
Властов, Егор Иванович
Егор Иванович Властов (1769 – 1837), генерал-лейтенант. Биография Был подобран сиротой в г.Константинополе во время первой архипелагской экспедиции русского флота. Воспитание получил в греческой гимназии (Корпус чужестранных единоверцев), откуда 18 марта 1790 выпущен на военную службу подпоручиком и сразу же отправлен на театр военных действий со шведами, а в 1792-1794 гг. – на войну с поляками.
Тет, Егор Егорович
Егор (Джорж) Егорович Тет (19 июня 1745(17450619) — 17 февраля 1826) — адмирал, участник Чесменского сражения и Наполеоновских войн. Биография Ирландец, сын морского офицера, родился 19 июня 1745 года в предместье Лондона Ротерхайте.
Творческий путь Егор Егоровича Замысловского
Зданович Елена Францевна Творческий путь Егор Егоровича Замысловского Е. Е. Замысловский один из самых ярких представителей блистательной плеяды русских историков второй половины XIX в. Подтверждением этому могут служить воспоминания людей, которые близко знали и работали с ученым. Майков Л.Н. в своих заметках об историке отмечал: «Кто знал покойного лишь в последние десять-пятнадцать лет, не могут представить, каким он был в молодости.
Ульянов Михаил Александрович
Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова, Герой Социадистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР и РСФСР.
Строев Егор Семёнович
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Глава администрации Орловской области.
Ульянов Михаил Александрович
Михаил Александрович Ульянов - один из наиболее ярких и самобытных актеров отечественного театра и кино. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний.