Следует
вспомнить, что “Псалтырь” была единственной книгой Ветхого завета,
распространенной на Руси с давних пор. Ее наряду с Евангелиями и “Апостолом”
чаще всего переписывали. По ней учились читать и писать; она была знакома
каждому мало-мальски грамотному русскому человеку.
В
поэтическом наследии Г.Р.Державина много переводов и подражаний из “Псалтыря”,
отзвуки ее нередко встречаются в стихотворениях поэта. Многие из его
переложений так или иначе связаны с конкретными биографическими и общественными
событиями.
До
Державина в этом особом жанре преобладало сугубо морализаторское начало. И
названия псалмических стихотворений ограничивались библейской нумерацией. А у
Державина иногда и отсылка к соответствующему псалму отсутствует. И как
выразительны его заглавия! “Властителям и судиям”, “Счастливое семейство”,
“Победителю”, “Радость о правосудии”, “Братское согласие”.
Несомненно,
псалмы для поэта являлись лишь запасом материала, откуда он черпал и мысли, и
образы. Державин подчинял все своим переживаниям, вкладывал в переложения всю
мощь своего темперамента.
Если
проанализировать одно из первых, ставшее известным державинское переложение
псалма — стихотворение “Счастливое семейство”, обращенное к А.А.Ржевскому, то
станет ясно, что и для адресата, и для автора это переложение было наполнено не
только морально-религиозным смыслом, во и вполне житейскими параллелями и
намеками. Вероятно, эти намеки были совсем не существенными для постороннего
читателя. И счастливая семейная, жизнь Ржевского с красавицей второй женой, и
его многочисленные сыновья — все это стояло за стихами. Вместе с тем главное в
стихотворении, сохраняющем все мотивы псалма, — те моральные величины, которые
всегда будут близки поэту, к которым Державин будет вновь и вновь возвращаться
в своем дальнейшем творчестве. Для поэта вовсе не были общим местом слишком
дидактичные для нас строки: ...блажен тот человек, Кто с честью, правдой
неразлучен.
Честь,
правда, справедливость были для Г.Р.Державина жарко отстаиваемыми мерилами
окружающего и прежде всего — в собственной жизни, в государственной службе,
которую он не мог не почитать главнейшим своим делом. Оттого он так часто
говорил об этом в стихах.
Известно,
что еще в детстве, оставшись без отца, жалея мучающуюся в поисках помощи и
защиты властей мать, будущий поэт насмотрелся на несправедливость, подлое
корыстолюбие чиновников, одинаковых при всех режимах, во все времена. Поэтому
Державин преклоняется не столько перед самодержцами, сколько перед законом,
который они олицетворяли и который поэт хотел видеть стоящим над всеми,
освещенным светом высшего религиозно-нравственного авторитета. Переложения
псалмов позволяли ему открыто говорить об этом высшем христианском законе.
Воскресни,
Боже! Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь
един царем земли! — восклицал поэт в переложении псалма “Властителям и
судиям”.
Отсюда
начинался пафос псалмов поэтов-декабристов, лермонтовское “Есть Божий Суд,
наперсники разврата!” и другие гражданские порывы русских поэтов.
Поэтика
псалмопевческих стихотворений Державина самобытна и тесно связана с
отечественной традицией, восходящей к Мономаховым временам.
Поэт
превосходно знал Священное писание, потому что начинал учиться у сельского
дьячка и у матери, старавшейся его пристрастить к чтению духовных книг. Будущий
автор стихотворений-псалмов за свою прилежность был награжден игрушками и
конфетами и знал тексты превосходно.
В
стихах Державина читатель встретит многочисленные прямые цитаты из Ветхого и
Нового заветов. Часто они толкуются автором своеобычно и с незаурядным
богословским пониманием.
Восприятие
державинской духовной поэзии требует не только Особого состояния души читателя,
но и умения войти, вжиться в ту поэтическую традицию, которую мы сейчас во
многом утратили. Вот; например, переложение “Победителю” являет нам идеал
гражданской доблести, который хотелось бы видеть и ощущать в сегодняшних борцах
за процветание России: Надежд твоих и всех желаний Ты никому не объявил; На
небо воздевая длани, Ты втайне Бога лишь молил; Его превечное ты имя звал,
Его из уст твоих не испускал.
Сам
Державин прошел путь от рядового гвардейца до одного из первых сановников
России. Скромность и добросовестность помогли ему победить обстоятельства,
стать духовной вехой на вашем пути к самосовершенствованию.
В
счастливый час великий русский поэт Гаврила Державин обратился в своем
творчестве к духовным книгам. Благодаря этому сегодня мы можем яснее увидеть
великую и, как теперь очевидно, на редкость цельную поэтическую личность этого
певца души России, певца ее достоинства, красоты и чести! Все это, видите ль,
слова, слова, слова.
Иные,
лучшие мне дороги права, Иная, лучшая потребна мне свобода, Зависеть от царя,
зависеть от народа — Не все ли вам равно? Бог с ними, никому Отчета не
давать. Себе лишь самому Служить и угождать...
Свобода
человека — свобода от всего, что тревожит покой человека, препятствует его
воле: Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и
каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить...
И
глядь — как раз — умрем.
На
свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно
завидная мечтается мне доля, — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель
дальнюю трудов и чистых нег.
Другие работы по теме:
Религиозное бичевание
Ритуал Эвандра. Бичевание в монастырях. Ритуальные истязания. Ритуал бичевания в Южной Америке.
Державин г. р. - Творчество державина
Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются.
Ломоносов м. в. -
Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические.
Державин г. р. - памятник а. с. пушкина
И Г. Р. Державина традиции и новаторство в ПОЭЗИИГаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века один из последних представителей русского классицизма.
Державин г. р. - Державин о назначении поэта
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым много повидавшим человеком со стихами говорившими о бренности жизни о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием одой На тленность.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Музыкальная культура Древней Палестины
Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах.
Патриотизм баллады Стивенсона Вересковый мед
Известный английский писатель Роберт Льюис Стивенсон очень любил поэзию, особенно баллады. В них он прославлял своих героев за смелость, честность, патриотизм, благородство, любовь к Родине. Поэт захватывается природой родного края, поэтизирует ее.
Ода Державина Фелица
Ода «Фелица» (1782) – первое стихотворение, сделавшее имя Гаврилы Романовича Державина знаменитым, ставшее образцом нового стиля в русской поэзии.
Стихотворение Державина Властителям и судиям
Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более – в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы.
Духовные оды Ломоносова и ода Бог Державина
Поэзия Г.Р. Державина – одно из самых значительных явлений в русской литературе ХVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.
Стихотворение Державина Памятник
Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
Памятник А.С. Пушкина и Г.Р. Державина
Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти автора. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности.
Анализ стихотворения Элегия
Автор: Некрасов Н.А. Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А.Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Дмитриев И.И.
Поэзия Дмитриева - типичный образец русского дворянского сентиментализма. Как сатирик Дмитриев разрабатывал светские и нравоучительные темы.
"Истину царям с улыбкой говорить"
Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии.
Державин Г.Р.
Первые стихотворные опыты Державина относятся еще к тому времени, когда он служил солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поставившем на престол Екатерину II.
Гаврила Державин и его школа в русской литературе
Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Анализ стихотворения Державина Памятник
Автор: Державин Г.Р. Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник,», в котором так определяет свое право на бессмертие:
Три памятника в русской литературе
Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. Три великих русских поэта - Пушкин А.С., Державин Г.Р. и Ломоносов М.В. написали произведения, в которых оценивали свое творчество, свои труды жизни, что они сделали для народа.
Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский
Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский (4 августа 1703(17030804), Версаль — 4 февраля 1752, аббатство св. Женевьевы, Париж) был третьим в линии герцогов Орлеанских, идущей от Филиппа I, младшего брата Людовика XIV.
Державин, Гавриил Романович
План Введение 1 Биография 1.1 Государственная служба 2 Творчество 3 Увековечение памяти Список литературы Введение Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 (14) июля 1743, Казань, Российская империя — 8 (20) июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния, Российская империя) — русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его.
Державин о назначении поэта
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой "На тленность".
Г. Р. Державин
Державин Гаврила Романович (1743-1816) , русский поэт. Представитель русского классицизма.
Анакреонт
Анакреонт, Анакреон ( VI в. до н. э.), греческий лирик, уроженец ионийского г. Теоса (Малая Азия), прославившийся как жизнелюбивый (даже в глубокой старости) певец чувственной любви, пиршеств и вина.
Шершеневич В.
Странно, что никто из литературоведов не заметил поэзию Шершеневича как следование раннему Маяковскому. Пожалуй, ни один другой поэт настолько не был интонационно и образно близок "Облаку в штанах", "Флейте-позвоночнику".