О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
М. Ю. Лермонтов
Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.
Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик — старый цыган Макар Чудра — достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»
В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».
Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.
Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя — Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.
Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.
Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,— кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно рассыпавшись в искры, угасло... — Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»
Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».
Другие работы по теме:
Горький м. - Характеристика цикла рассказов м. горького по руси
Сборник “По Руси” создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов “По Руси” явился своеобразным “включением” Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской среде на тему, что такое русский национальный характер, каково его содержание.
Горький м. - Автор и рассказчик в песне о соколе
“Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!” М.Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.
Горький м. - Романтические произведения a. m. горького.
К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что “человек - это звучит гордо”.
Герои и проблематика романтической прозы Горького
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей.
Униженные и оскорбленные в русской классике по пьесе Горького На дне
В своей пьесе Горький как бы подытожил все свои наблюдения за жизнью «бывших людей». Как и в ранних рассказах, здесь герои писателя — «люди дна». Этот мир обездоленных и отверженных обществом Горький знал хорошо, потому что самому когда-то пришлось зарабатывать на хлеб вместе с такими, общаться с ними и пройти многие километры по дорогам России в их компании.
Ранний романтизм Горького 2
Ранний романтизм Горького В конце 90-х годов ХIХ века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызывали усиление романтических тенденций в литературе.
Проблематика ранней прозы Максима Горького
Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.
Проблема положительного героя в рассказе Горького Челкаш
Ранние рассказы М. Горького затрагивают важнейшие проблемы взаимоотношений человека и общества. Особую роль играет в мировоззрении автора проблема положительного героя. Кто изменит окружающий мир? Каким должен быть положительный герой? Как он будет жить, к чему стремиться? Все эти вопросы затрагивает Горький в рассказах 90-х годов, одним из которых является «Челкаш».
Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького
Автор: Горький М. М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.
Роль пейзажа в рассказе
Автор: Горький М. План Введение Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, но и природе в рассказе отводится большое место.
Ранний романтизм М. Горького
Автор: Горький М. В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя — М. Горького. “Большой и оригинальный талант” — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов Челкаш.
Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов ("Челкаш"). Автор: Горький М. Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М.Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумленным читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса.
Гордый человек М. Горького по рассказу М. Горького Челкаш
"Гордый человек" М. Горького (по рассказу М. Горького "Челкаш") Автор: Горький М. "Челкаш" - один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений писателя о босяках-оборванцах и уголовниках, образы которых в литературе того времени были мрачны и угнетающие однобоки.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Что может человек
Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли, его понимания человека и человеческих качеств.
Раннее романтическое творчество М. Горького
Начало 90-х годов XIX века — время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького.
Своеобразие романтических рассказов М. Горького
М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом.
Герои ранней романтической прозы М.Горького.
Автор: Горький М. Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.
Что нового о человеке сказал Горький Человек глазами Горького
Автор: Горький М. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился «на дно» общества.
Духовное путешествие Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путешествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, «Фаталист» — повесть философская.
Романтические произведения М. Горького..
Автор: Горький М. Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма. Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Матвеев, Фёдор Михайлович
Фёдор Михайлович Матвеев — русский художник-пейзажист, мастер классицистического пейзажа. Мало что известно и ранних годах художника, и его детстве. Известно лишь, что художник был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте мальчика определили в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века