Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Н. А. Некрасов
В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматичных своих произведений. Наряду с достаточно оптимистичными стихотворениями и поэмами этой поры — «Железная дорога» совершенно иного плана. По масштабу событий, по своему духу это сравнительно небольшое стихотворение — настоящая поэма о народе. Но если в предыдущих произведениях поэт свято верил в приход «светлого будущего», то теперь он с горечью говорит:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
Некрасов чутко слышит время. В начале 60-х годов XIX века казалось, что достаточно небольшого усилия, и народ свергнет крепостное право, а вместе с ним и самодержавие, наступит счастливое время. Но крепостное право отменили, а свобода и счастье так и не наступили. Отсюда реальное осознание поэтом того, что это долгий исторический процесс, до конечного результата которого ни он, ни его «внуки» не доживут. В стихотворении изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью.
Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Уже первое по-мужицки раскатившееся слово «ядреный» («воздух ядреный»), столь необычное для лирики природы, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха и оказывается дерзкой заявкой на демократизм для того, чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе! И ночи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Но в отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений и «неразрешимых» проблем. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе,— описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях, с которым обращается к нему рассказчик, рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами и странными песнями.
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Все претерпели мы, Божии ратники,
Мирные дети труда!
В картине сна труд предстает и как небывалое страдание, * как осознаваемый самим народом подвиг. Отсюда та высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших i жизни бесплодные дебри и обретших могилу. Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и поэтичности.
...Братья! вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Все ли нас, бедных, добром поминаете.
Или забыли давно!..
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это все братья твои — мужики!
Иное — картина пробуждения. Если ранее автор был патетичен, то здесь проявляется явная ирония. «На сцену» выходи папаша в пальто на красной подкладке — генерал, в довольно необычной для него роли — защитника эстетических ценностей! И опять разговор идет по самому большому счету.
Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Вот в каком почти всеевропейском плане предъявляет генерал обвинение уже не народу, а народам. Поэт-рассказчик не спешит опровергать генерала, который и без того саморазоблачается. С бесцеремонным хохотом входящий в стихотворение и тем нарушающий поэзию сна, генерал прежде всего антиэстетичен и уже этим противостоит картинам природы, народному труду, заявленным и оправданным в своей красоте и высокой нравственности.
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал,— тысяч пять мужиков.
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!
Именно согласно генеральскому пожеланию и пониманию показывает автор «светлую сторону»: забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую скотину с этими его «шапки долой — коли я говорю!» и «поздравляю». Самая «светлая» картина оказывается в стихотворении самой мрачной.
...труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Но подрядчик пообещал «простить недоимки» и выставить «бочку... вина» и
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. Так сошлись в трагическом оптимизме начало и конец некрасовского стихотворения. Цензура поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивают демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.
Другие работы по теме:
Некрасов н. а. Прославление народасозидателя в стихотворении н. а. некрасова «железная дорога»
Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт XIX века. Он продолжал литературные традиции поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Некрасов возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х годов, воспел народную жизнь, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», - сказал о себе поэт.
Некрасов н. а. Родина в лирике некрасова
Не может сын глядеть спокойноНа горе матери роднойНе будет гражданин достойныйК отчизне холоден душой. Родина для. Некрасова не только родная земля русская природа но и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки царившие в имении отца деспота.
Настоящее и будущее России в произведениях Некрасова
Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия таких ярких имен имя Некрасова не теряет своей яркости.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан
Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени.
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже охотнике — старом Мазае.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан 2
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан Началом широкой известности Некрасова как поэта демократической направленности явился его сборник 1856 года. Введением к сборнику послужило программное стихотворение «Поэт и гражданин ». Стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы в канун 60-х годов.
Стихотворение Некрасова Я не люблю иронии твоей
Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.
Гражданственность и народность лирики Некрасова
Можно написать целые тома о политической обстановке в России второй половины XIX века — историю неслыханных мук и жертв, невиданной энергии борцов за лучшее будущее и великих потерь. Можно привести множество имен и фактов, рассказывая о положении народа в условиях самодержавия и крепостничества, физического и духовного рабства.
Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность 8230 Достоевский
Проблемы свободы, рабства, угнетения человека, крепостничества особо остро волновали передовых людей XIX в. Это находило отражение и в их творчестве. Через все творчество Пушкина лейтмотивом проходит тема свободы, называемая иначе вольнолюбивой лирикой. С самых ранних стихотворений Пушкина становится ясно, что проблемы свободы и несвободы живо волнуют поэта.
Анализ стихотворения Элегия
Автор: Некрасов Н.А. Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А.Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».
Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение «Памяти Добролюбова», написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В 1856 году было написано одно из самых главных стихотворений Некрасова – «Поэт и гражданин». В этом стихотворении резко противопоставлена позиция двух людей – поэта и гражданина. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии. Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Муза Некрасова…
Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал "царь" по имени "голод".
Он «лиру посвятил народу своему»
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство.
Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве. Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости.
Типология народных характеров в поэзии Некрасова
Н.А. Некрасов был признан великим поэтом еще при жизни. Его современники считали его борцом за права всех людей и пламенным патриотом. Некрасов вошел в нашу литературу как истинно народный поэт, поэт-гражданин. Он искренне сочувствовал простому народу, не понаслышке зная трудности его жизни. Все творчество Некрасова посвящено беззаветно любимой родине.
Лирика Некрасова конца 60-х годов
Глубокая вера в народ помогала поэту подвергать народную жизнь суровому и строгому анализу, как, например, в финале стихотворения "Железная дорога".
Изображение города в лирике Некрасова
Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания.
Лирический герой Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Лирический герой зачастую воплощает в себе самое существенное, что есть в уме и сердце его создателя. Своего лирического героя Некрасов наделил гражданственностью, страстностью, стремлением к нравственному преобразованию общества, передовыми идеалами, моральными принципами «новых людей», способностью остро чувствовать страдания простого человека, сопереживать ему.
Я лиру посвятил народу своему по произведениям Николая Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии — по преимуществу реалистической. Тематика Некрасова-лирика разнообразна. Узкий круг лирических тем он дополнил новой темой — социальной. Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова — родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению.
Народ и Родина в лирике Некрасова
Демократическое движение в России в середине XIX века породило и «третьего», после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Железная Гвардия
«Желе́зная Гва́рдия» (рум. Garda de Fier) — название крайне правой политической организации, действовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.