Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Большинство тем по этому произведению связаны с характеристикой Чацкого как декабриста по взглядам и убеждениям.
Подготовительные вопросы к сочинению:
Почему именно Чацкий является главным героем комедии, а не Фамусов, Софья, Молчалин?
Прав ли А. С. Пушкин в том, что образ Чацкого является единственной неудачей автора? Напомню аргументы, которые приводит великий поэт в письме к Бестужеву: "Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно".
Как удалось Грибоедову отразить в комедии верное соотношение реальных общественных сил в России в начале 20-х годов XIX века?
Примечание. В эти годы в России консервативное дворянство составляло подавляющее большинство. Но декабристы, хоть их было и немного, все-таки представляли собой силу, которая угрожала правящему режиму. То есть они не были трагическими одиночками, а Чацкий в пьесе – единственный выразитель взглядов передового дворянства.
В каких монологах Чацкого мы видим отражение декабристских взглядов?
Против каких бед России протестует Чацкий?
Как вы думаете, все ли социально-политические проблемы, поставленные в грибоедовской комедии, решены в наше время?
Воспринимаете ли вы Чацкого как победителя или побежденного и почему?
Ответы.
На этот вопрос прекрасно ответил И. А. Гончаров в критическом этюде "Мильон терзаний", пользуясь доказательством "от противного". Если из пьесы удалить образ Чацкого, то с ним исчезнет и основной социальный конфликт, а значит, и основная идея произведения, и оно превратится в комедию нравов.
При всем нашем глубоком уважении к великому Пушкину согласиться с ним в данном случае нельзя, ибо он судит героя с точки зрения здравого смысла, а не по законам жанра. Ведь комедия предназначена для постановки на сцене. Таким образом, слова Чацкого адресованы не Фамусову, Скалозубу или московским бабушкам, а зрителю, читателю. Именно в его обличительные монологи автор вкладывает собственные мысли, которые совпадают с идеями декабристов.
Для того, чтобы передать в комедии реальное соотношение сил в России в первой четверти XIX века, Грибоедов вводит в пьесу внесценические персонажи. Это племянник княгини Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба, а также профессора Педагогического института, которые, по словам этой гостьи Фамусова, "упражняются в расколах и безверье". Эти персонажи, которые не появляются на сцене, но о них упоминают другие действующие лица пьесы. Благодаря этому создается впечатление, что Чацкий не одинок, что такие люди, как он, живут, действуют, представляют определенную общественную силу, становясь знамением времени.
Декабристские взгляды Чацкого особенно ярко выражаются в его обличительных монологах: "И точно, начал свет глупеть...", "А судьи кто?", "В той комнате незначащая встреча..." Первый монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне. И это психологически оправдано, так как Чацкий любит дочь Фамусова и не в его интересах раздражать ее отца, от которого зависит его счастье. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, взгляды свободного, прогрессивно мыслящего человека, Чацкий тоже не может. Кроме того, этот монолог вызван нравоучениями Фамусова, его советами, как делать карьеру, используя средства и приемы вельможи екатерининской поры.
Собственно, весь обличительный смысл слов Чацкого заключается в попытке объяснить Фамусову разницу между "веком нынешним" и "веком минувшим". В 20-е годы XIX века уже не принято было раболепство, выражающееся в откровенном шутовстве.
Во втором знаменитом обличительном монологе герой наиболее отчетливо выражает антикрепостнические взгляды декабристов, которые и составляют основу их мировоззрения. Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворянства к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается творящемуся в стране беззаконию, издевательству помещиков над своим собственным народом. А читателю или зрителю, прослушавшему этот монолог, предстояло делать выводы о том, нужен ли такой строй, необходимо ли такое правительство России.
Последний обличительный монолог Чацкого остается незаконченным. Отвечая Софье на ее вопрос: "Что вас так гневит?", он по обыкновению увлекся и не заметил, что говорит в пустоту, его никто не слушает, а все усердно кружатся в вальсе. Здесь Чацкий затрагивает очень серьезную проблему времени. Возмутивший его случай с "французиком из Бордо" очень точно демонстрирует преклонение русских дворян перед всем иностранным: языком, модой и т.д., их презрение ко всему русскому национальному.
И монологи Чацкого, и его отдельные реплики в разговорах с другими действующими лицами выражают его прогрессивные взгляды, протест против крепостного права, беззакония, против раболепства, подхалимства и угодничества как способов достижения карьеры, против презрения к русской народной культуре, национальным обычаям, традициям, языку. Эти взгляды Чацкого и объединяют его с декабристами.
Реформа 1861 года решила важнейший вопрос, поставленный в грибоедовской комедии, - отменила крепостное право в России. Но многие проблемы, поднятые Грибоедовым более полутора веков назад, не решены и по сей день. Есть в современном нам обществе молчалины, скалозубы, загорецкие, хотя они и видоизменились. Но эти внешние перемены не затронули их сущности: карьеризма, низкопоклонства, халатного отношения к своим должностным обязанностям и т.д.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего объяснить, какой смысл вы вкладываете в слова "победитель" и "побежденный". Побежденный - это тот человек, который изменил своим жизненным принципам, взглядам, убеждениям, то есть перестал быть самим собой. Если исходить из этого утверждения, то нельзя считать Чацкого побежденным, хотя формально победа осталась за фамусовским обществом, а он вынужден покинуть поле битвы, уехать из Москвы, "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок".
Сочинение следует дополнить вступлением и заключением. Во вступлении можно рассказать о декабристах, о том, какую роль они сыграли в общественной жизни России. Выводы и свое отношение к героям произведения необходимо отразить в заключении. Оно может быть небольшим по объему, например, таким:
Таких людей, как Чацкий, было в то время немного в стране. Но они были. И именно в них видел Грибоедов будущее России.
Другие работы по теме:
Век нынешний и Век минувший
"Век нынешний" и "Век минувший" Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она создавалась во время смены одного мировоззрения другим. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Основной проблемой произведения является противостояние двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего", выступающего за решительные перемены.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Читая комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" — единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность.
Грибоедов Александр Сергеевич Горе от ума
Graphics Graphics «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина Недоросль
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров.
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Автор: Грибоедов А.С. «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А.С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» представлены два противоположных героя: Александр Чацкий и Алексей Молчалин.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 6
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь — это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова "Горе от ума". В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени - столкновение двух эпох, двух миров - старого "закостеневшего" и нового "прогрессивного".
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 7
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Смысл названия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Горе от ума Александра Сергеевича Грибоедова
“Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 5
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. “Безумным вы меня прославили всем хором...” И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова — о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы.
Трагедия Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине 19 века. Это время контрастов, вобравшее в себя всё: и триумфы и поражения. Люди, носившие нищенские лохмотья, примеряли царские мантии. А скупые трактирщики, державшие прежде нож мясника получали маршальский жезл.
Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. 2
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.