ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА
В произведениях Пушкина "Евгений Онегин" и Грибоедова "Горе от ума" изображен один и тот же период в жизни русского общества - годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба русского народа, ни судьба родины.
Другая группа представляет собой разочаровавшихся в жизни людей, неспособных, однако, порвать с обществом и вступить на путь борьбы. Таков герой романа Пушкина -Онегин. А самая малочисленная группа дворян, представителем которой является Александр Андреевич Чацкий, вступила на путь борьбы с самодержавием, так как таким людям судьба Родины и народа никогда не бывает безразлична. Они всем сердцем и душой стремятся изменить жизнь к лучшему, даже если это достигается ценой их репутации, положения в обществе и даже жизни. Как А.А. Чацкий, так и Е. Онегин - молодые люди примерно одного возраста и Происхождения, оба они по праву своего рождения - принадлежат к самой высшей аристократии. Эти герои получили самое обычное для дворянской молодежи того времени образование и воспитание, когда учили "чему-нибудь и как-нибудь". Воспитанием и Чацкого, и Онегина занимались гувернеры-иностранцы, "числом поболее, ценою подешевле". Но если Еваений Онегин, получив определенный минимум знаний, "пускается в большой свет", то Чацкий уезжает за границу "ума искать", то есть продолжает образование, и это является одной из причин, почему так по-разному складываются их жизни. Онегин, презирая людей, среди которых вынужден был находиться, оставался с ними в приятельских отношениях, не найдя в себе сил порвать с тем обществом, к которому принадлежал по праву своего рождения. Чацкий же, вернувшись из-за границы и не видя никаких перемен к лучшему у себя на родине, открыто вступает в конфликт с людьми, к кругу которых он принадлежит. И Чацкий, и Онегин - люди умные. Лиза, горничная Софьи, говорит, что Чацкий "чувствителен, и весел, и остер".
Пушкин же отмечает "резкий, охлажденный ум" своего героя. И оба они - люди "странные" для тех, среди кого им приходилось жить. Чацкий с горечью восклицает:Я странен? А не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож... Пушкин также говорит о "неподражаемой странности" Онегина. А вся "странность" героев объяснялась их неудовлетворенностью той жизнью, которую они вели. Но если Чацкий четко осознает свои обязанности, свой гражданский долг, то Онегин целиком отдается "русской хандре". Он, "дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел". Чацкий хочет служить "делу, а не лицам". Он стремится облегчить жизнь народа, не только обличая помещиков-крепостников, но и проводя определенные реформы в своих владениях. Недаром Фамусов упрекает его: "Именьем, брат, не управляй оплошно". Онегин тоже, как и Чацкий, пытался облегчить жизнь крестьян: Ярем oн барщины старинной Оброком легким заменил... И раб судьбу благословил... Но дальше этого дело не пошло.
Не зная жизни своего народа, будучи оторванным от национальных корней, Онегин не смог довести до конца начатого им дела. Онегин во многом такой. Он пробовал и читать, и писать, но "труд упорный был ему тошен". Вспомним стремление Чацкого к активной деятельности. Во всем его поведения чувствуется какая-то живость, энергия. Онегину же все надоело, он скучает от безделья. По-разному проявляется у Чацкого и Онегина их способность любить. Если Чацкий искренне любит Софью, видя в ней свой женский идеал, свою будущую жену, то в Онегине "рано чувства... остыли", он не способен на сильное чувство. "...Я не создан для блаженства", - говорит он Татьяне. На мой взгляд, Чацкий и Онегин очень не похожи друг на друга, однако их многое объединяет. Это люди с "озлобленным умом, кипящим в действии пустом". Вот она, "русская хандра"! Но если Онегину, как отмечал Писарев, только и остается, что "махнуть рукой на свою скуку, как на неизбежное зло", то Чацкому предначертан другой путь. На мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего, Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая 1856 году, если, конечно, он не погиб в день восстания. В этом, как мне кажется, и заключается главное отличие Чацкого от Онегина, который так и не смог реализовать себя, Именно он является родоначальником галереи "лишних людей", о которых Белинский писал: "И эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняет. Это не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности которой они окружены, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться". "Чацкий - декабрист", - писал Герцен. И он, конечно, прав. Но не менее важную мысль высказывает Гончаров: "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого". Нам одинаково дороги как Чацкий, так и Онегин, ведь они являются представителями одного из самых интересных периодов нашей историк - первой- четверти XIX века. И, несмотря на их недостатки, читатель привязывается к этим героям, сопереживает им. И пусть проходит время, приносит с собой новые перемены, но герои Грибоедова и Пушкина всегда будут вызывать у читателя только положительные эмоции и во многом будут служить примером.
Другие работы по теме:
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Смысл жизни по С.Л. Франку
Смысл жизни по Франку. Вступление. 2. Истинная жизнь и ее сущность. 3. Поиски смысла жизни. 1. Вступление. Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950 году в Лондоне.
Экуменическое движение
Возникшее еще в начале нынешнего века среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей привело в конце концов к образованию в 1948 г. на конференции в Амстердаме Всемирного совета церквей.
Пастернак б. л. - Мой любимый поэт и писатель б. пастернак
Б.Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности.
Толстой л. н. - Пьер безухов
В монументальном романе эпопее. Война и мир Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни истинный и ложный героизм любовь и ненависть жизнь и смерть вот только наиболее важные Как и другие герои.
Добро и зло в пьесе Маршака Двенадцать месяцев
Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой «Двенадцать месяцев». В этом произведении, как и в любой другой сказке, соревнуются добро со злом. В оскорбленной падчерице изображено добро, чуткость, а мачеха и ее дочь является воплощением зла и зависти.
Помощники
Сочинение-рассуждение Пятиклассники взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, их осталось уже совсем мало. Эти старые воины бывших битв сейчас имеют особую потребность в заботливом отношении к себе, в постоянной заботе, так как уже ни ноги не носят, ни руки не держат. Когда-то они были молодыми, сильными, смелыми и защищали нашу страну от грозного врага - фашизма.
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Автор: Бунин И.А. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался "Смерть на Капре" и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий", который в последствии писатель убрал, видимо, желая заменить главную тему с катастрофичности его современности, технического прогресса (тема актуальная для писателей и поэтов того времени, вспомним хотя бы Есенина) на подмену духовных ценностей материальными и утраты смысла жизни.
Лесное озеро
Автор: Сочинения на свободную тему Я очень люблю лето. Обычно на летние каникулы мы всей семьей едем на дачу. В деревне я полностью свободен: могу гулять сколько хочу, ходить купаться на речку или играть с друзьями в лесу. Больше всего мне нравится отправляться на поиски приключений и изучать окрестности.
Чацкий против фамусовского общества по комедии А. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Путь исканий Пьера Безухова по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
Образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого
Автор: Толстой Л.Н. В своём замечательном романе «Война и мир» Л.Н.Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека.
"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом.
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
Частушки
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.
Белое рабство
Введение 1 История 2 Альтернативные формы Список литературы Введение «Белое рабство» (англ. White slavery) — в англоязычных странах термин означал неволю европейцев и выходцев из Европы вне зависимости от природы рабства, но в основном в отношении принудительной проституции.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Каянская земля
— так называется в русских источниках XV и XVI века область, прилегавшая к Ботническому заливу, к северной границе Водской пятины, к поселениям корел и к Северному Ледовитому океану. В восточной части она была населена лопарями, а в западной — шведами, которые в одном акте 1580 года назывались «немецкими свискими людьми».
Октябрь литературное объединение
«Октябрь» — литературная группа писателей-коммунистов, существовавшая в 1922—1925 годах в Москве. Основана молодыми большевиками-писателями 7 декабря 1922 года в Москве. Руководителями группы стали критики Г. Лелевич, Семён Родов, И. Вардин. В неё входили также писатели Александр Безыменский, Артём Весёлый, Иван Доронин, Александр Жаров, Юрий Либединский, Александр Тарасов-Родионов и другие.
Мой любимый поэт и писатель БПастернак
Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности.
Александр Иванович Герцен
Александр Иванович Герцен (1812-1870) — писатель, революционер, философ. Незаконный сын богатого русского помещика И.Я.Яковлева, он рано осознал несправедливость этой жизни и, в частности, крепостного права.