Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и
бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие - душевная подлость.
Л. Н. Толстой
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.
И Андрей и Пьер - лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.
С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», - говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей...». Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.
По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера - от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага.
В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества. Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии эти идеи все больше обретают национальную почву.
Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него немыслима. Путь Пьера - это путь философско-этических исканий, сопровождающийся кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина. И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается и в масонстве, видя бесплодность этого движения.
И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания, он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.
В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения, они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они понимают, что только в народном сознании - залог нравственной и физической победы, залог душевной свободы и счастья.
Другие работы по теме:
Толстой л. н. - Жанровое своеобразие романа
Война и мир это не только самое крупное произведение Л. Н. Толстого но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц.
Толстой л. н. - настоящая жизнь в романе л. н. толстого война и мир
Настоящая жизнь. Что же это такое какую жизнь можно назвать настоящей. Первое значение слова настоящая заключается в понимании жизни как жизни сейчас в Например князь. Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни которую вел.
Толстой л. н. - Настоящая жизнь в романе война и мир
Многие люди прочитавшие роман. Война и мир. Льва Толстого спрашивают иногда сами себя. Какова же все таки настоящая жизнь в романе. Светское общество которое собиралось по вечерам у Анны Павловны Шерер у Элен Курагиной или у графа и графини.
Толстой л. н. - Пьер безухов
В монументальном романе эпопее. Война и мир Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни истинный и ложный героизм любовь и ненависть жизнь и смерть вот только наиболее важные Как и другие герои.
Духовные поиски главных героев романа Толстого Война и мир
Смысл духовных поисков героев роману «Война и мир» заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является более важным критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связки с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии (разочарование, поиск счастья и его потеря).
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Великие истины понятны и доступны каждому 8230 Писарев
Рано или поздно любой из нас вдруг задумывается: «А для чего я живу? Так ли надо жить? Может быть, я только существую? В чем вообще смысл жизни?» И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно ответить на некоторые вопросы нашей жизни.
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого Война и мир
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о декабристах. Но Л.Н.Толстой также хотел показать жизнь народа во времена «войны и мира».
Картины природы в романе Льва Толстого Война и мир
Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту. В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним пиром героев. В «Войне и мире» пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым.
Пути исканий князя Андрея в романе-эпопее Толстого Война и мир
Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Наташа Ростова, или поиск женской добродетели в романе Льва Толстого Война и мир
Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. И из всех этих героев больше всего мне понравилась Наташа Ростова. Кто такая Наташа Ростова? Когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос.
Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом
Автор: Толстой Л.Н. Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Путь исканий Андрея Болконского по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого Война и мир.
Тема чести и бесчестья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Автор: Толстой Л.Н. "Война и мир" является не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим шедевром мировой литературы XIX века, как оценил роман М. Горький.
В чём не сомневался Николай Ростов
Николай Ростов – герой романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, – вернувшись после длительного отпуска в свой полк, быстро почувствовал преимущества полковой жизни перед московской.
Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого Война и мир
Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. "Война и мир" — это не только самое крупное произведение Л.Н.Толстого, но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний, для того чтобы выбрать из них одну мильонную, ужасно трудно", — жаловался писатель.
Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир 2
«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. “Война и мир” — одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805— 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что “мысль семейная” является главной в романе “Анна Каренина”, в романе-эпопее “Война и мир” она также занимает весьма важное место.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.