ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX
ВЕКА (По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина
"Евгений Онегин")
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и
роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и
содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским
образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, писали ей стихи, защищали,
дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого столетия принято
говорить "пленительные". Мне кажется, что Софье Фамусовой (главная
героиня в "Горе от ума") и Татьяне Лариной (главная героиня
"Евгения Онегина") подходит именно это определение. Эти девушки -
олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской прелести. Однако
характеры у этих героинь довольно разные.
Софья - сложный для понимания человек.
Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья - это
"...смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого
намека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной ее физиономии
прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное". Татьяна же была
женским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю Татьяну милую мою!
В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу вызывала
симпатию. Глубокой основой ее образа является народность. Именно это помогло
Татьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духа народности над
всем, ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с
исключительно поэтической русской природой - простой, лишенной экзотики. Отсюда
возникает характерное противопоставление русской природы, деревенской жизни
Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете, где героиня
вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал:
"Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее".
На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество,
она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке
книг, воспоминанию о своей няне: Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света
ненaвuдum; Ей душно здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к
бедным поселянам, В уединенный уголок... Она вовсе не стала светской дамой, в
какую превратилась Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная
от народности. В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.
Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что
она выбирает не чи.н, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного
Молчалина, то есть ищет только личные, моральные достоинства, свойственные
конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с
мнением света, и с гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе не
пара", и даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем,
что она и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому
лагерю как личность, героиня сближается с ним как социальный тип. Это умная,
гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее
хорошие задатки не получили, да и не могли получить развития в, обществе, где
"Фамусовы и Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложное
воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее
представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого,
она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной
критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее "по должности".
Поступая наперекор моральным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему
утверждает его устои. Например, стараясь использовать общество как оружие
против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта
неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для понимания. По
мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность ее в том, что в ней
совмещается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность,
сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способность
на истинное страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким. Чертой,
делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение сентиментальных романов.
Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и ни одна из них не
замечала недостатков своего возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна
любит не шутя И предается, безусловно, Любви, как милое дитя... Мне кажется,
что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренно и
преданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе о
своем свидании с Молчалиным: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души
вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с
меня не сводит Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со
своим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность
Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама обманулась.
Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что
окружающее ее общество не убило в ней истинный народный характер.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных
романах, поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических красках:
Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель... Пушкин иронически
замечает по поводу этих романтических грез Татьяны: Но наш герой, кто б нu был
oн, Уж, верно, был не Грандисон. Истинная душа Онегина познается Татьяной
только после посещения деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку
онегинского кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает
прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в
Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон... Уж
ни пародия ли он? Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Она
поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме
интереса страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяны исчезло
романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи. Драма, пережитая
Софьей, является первым в русской литературе опытом изображения душевной жизни
женщины, который позже затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя
прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы в
литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они
учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание
делать добро, и всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне
хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских
писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день, из месяца
в месяц, из года в год, будет творить маленькое, бескорыстное добро.
Другие работы по теме:
«Толкового словаря русского языка»
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Образ Татьяны Лариной
Важное место в романе «Евгений Онегин» занимает образ Татьяны Лариной – «милый идеал» Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Почему Евгений Онегин назван Пушкиным свободным романом
Роман Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи.
Вклад Белинского в развитие русской литературы
В.Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы.
Маша Миронова в романе Пушкина Капитанская дочка
Во многих произведениях А.С. Пушкина женские образы играют главную роль. В Маше Троекуровой («Дубровский»), Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), Маше Мироновой («Капитанская дочка») много общего. В этих характерах воплощены лучшие черты русских женщин: умение глубоко и сильно любить, чувство долга, самоотверженность.
Стихотворение Пушкина Поэту
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается на материале многих стихотворений: «Осень», «Пророк», «Памятник», «Поэту», и другие… Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался не только о своем предназначении, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства.
Женские образы в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» женские образы занимают особое место. Создавая женские образы, автор отдает дань классицизму, сохраняя традиционные амплуа: Софья — главная героиня, имеющая двух поклонников, Лиза — субретка, веселая горничная, помогающая своей госпоже в ее любовных делах.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 4
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. В своей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показал нам старую барскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. Это общество, в котором царствует мундир и чин, все презирают книги, ученье, о человеке судят не по личным качествам, а по количеству крепостных душ, все подражают загранице, поклоняются чужой моде, языку и культуре.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 5
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно.
Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова является первым реалистическим произведением в русской литературе. И хотя в пьесе немало элементов классицизма, таких как сохранение системы амплуа, говорящие фамилии, единство времени, места и действия, мы по праву можем назвать “Горе от ума” новаторской комедией, в которой представлены типичные образы типичных русских людей того времени, то есть первой четверти XIX века.
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Мое любимое произведение А.С.Пушкина повесть Капитанская дочка
Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Любовь к родине Грибоедова
Автор: Грибоедов А.С. Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил отечество, как Грибоедов любил Россию,- вспоминал один из знакомых поэта-драматурга. Эта любовь к Родине нашла яркое выражение во всей жизни и деятельности Грибоедова.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова.
Автор: Гончаров И.А. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” - выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества?
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Новаторство комедии "Горе от ума"
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Катенин П.А.
Русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской Академии наук (1841).