Реферат: «Толкового словаря русского языка» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

«Толкового словаря русского языка»

Остальные рефераты » «Толкового словаря русского языка»

Защита реферата как форма итоговой аттестации по литературе

в 9 классе в 2009-2010 уч.г.


Реферат (лат. reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова).

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Проблема развития исследовательских способностей относится к числу приоритетных задач современного образования.

На наш взгляд, правомерно рассматривать работу над ученическим рефератом как познавательную деятельность, а сам реферат как результат длительного, серьезного интеллектуального, исследовательского и творческого труда школьника. По своему содержанию и оформлению он приближается к научной исследовательской работе, т.е. включает в себя следующие разделы:


Введение

Основная часть (основной текст реферата может быть разделен на главы)

Выводы

Заключение

К реферату прилагается:

титульный лист

оглавление с указанием страниц

список использованной литературы

Работа над рефератом, как и любая деятельность, подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов.

Мы выделяем следующие этапы работы над рефератом:

подготовка

(определение темы, формулировка проблемы, цели и задач предстоящей работы);

планирование

(определение источников информации, составление плана работы, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, временных сроков выполнения работы);

исследование

(сбор и анализ информации, формулирование выводов);

представление на рецензию

(рецензирование работы учителем);

подготовка к защите

(знакомство с рецензией на работу, устранение недочетов, составление плана выступления);

защита

(устное выступление по теме, ответы на вопросы).

Объём экзаменационного реферата для учащихся -

9-х классов – 12 - 18 страниц,

машинописного текста или рукописи на листах формата А4.


ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:



МОУ Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Реферат

по литературе


Жанр малой прозы в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина

Автор:

ученик 9 класса

Петров Сергей Иванович


Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Адаменко О. К.


Кузнецово – 2010 г.



Требования к экзаменационным рефератам


Реферат как одна из форм аттестации в 9 классе должен отвечать следующим критериям:


Содержание и план работы полностью соответствуют заявленной теме.

Автор реферата самостоятелен в подходе и раскрытии темы.

Автор глубоко и полно раскрывает заявленную тему.

Учащийся владеет системой аргументации, умеет делать выводы.

Учащийся владеет литературоведческой терминологией и использует её в работе.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, богатством словаря и разнообразием грамматических форм.


Примерные темы рефератов по русской литературе

в 2009-2010 уч.г.


Художественный мир «Слова о полку Игореве».

Жанровая система классической литературы.

Оды М. В. Ломоносова. Темы, герои, образы.

Утверждение ценности частной жизни человека в литературе русского

сентиментализма.

Проблема ума в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Речевые характеристики героев в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

София Фамусова в пьесе и в оценке литературных критиков.

Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.

Герой романтических поэм А.С.Пушкина.

Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина.

Народ и власть в творчестве А.С.Пушкина.

Нравственные уроки «маленьких трагедий» А.С.Пушкина.

Тема бунта в творчестве А.С.Пушкина.

Образ рассказчика в «Повестях Белкина».

Лирические отступления о Родине в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина»: общее и особенное.

Образ малой родины в творчестве А.С.Пушкина («Деревня» и «…Вновь я посетил…»).

Три стихотворения «Пророк» в русской литературе (А.С.Пушкин,

М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов).

19. Три «Памятника» в русской литературе (перевод М.В.Ломоносова «К

Мельпомене», «Памятник» Г.Р.Державина и «Я памятник себе воздвиг ...»

А.С.Пушкина).

20. А.С.Пушкин и античность.

21.Отношение М.Ю. Лермонтова к войне.

22.Самодурство в изображении Д.И. Фонвизина и А.Н. Островского.

23.Жанр малой прозы (по творчеству А.П. Чехова).

24.Тема революции и Гражданской войны в творчестве М.А. Булгакова.

25.Эксперимент и его назначение в творчестве М.А. Булгакова.

26.Художественные открытия поэтов Серебряного века.

27.Россия в изображении русских писателей и поэтов.

28.Тема города в русской литературе.

29. Образ Петербурга в русской литературе.

30.Изображение особенностей русского национального характера.

31.Испытание любовью в русской литературе.

32. Русская литература и театр.

33.Реминисценции в русской литературе.

34.Приём антитезы в русской литературе.

35.Роль детали в раскрытии характеров персонажей, авторского замысла.

36.Роль пейзажа в русской литературе.

37.Портрет и его роль в русской литературе.

38. Н. А. Некрасов – певец труда и страданий народных.

39. Любовь ко всему живому в лирике С. Есенина.


5