Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени"
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”, опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации “Фаталиста” в “Отечественных записках” редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. Завершился анонс многообещающими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации “Фаталиста” в “Отечественных записках” редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. Завершился анонс многообещающими словами: “Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе”. Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как целостное и связное повествование. В 1840 году роман “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.
Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Печорина, всё сильнее нас заинтересовывая.
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции “Героя нашего времени” является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в “Бэле”. Рассказывает о герое Максим Максимыч - штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: “славный малый”, “но с большими странностями”. Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч - старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.
Иное дело Печорин. В “Бэле” он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.
Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: “Они не смеялись, когда он смеялся!..” Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает “Журнал Печорина”, его предваряет предисловие повествователя. Здесь мы читаем важные слова: “Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ - заглавие этой книги”. Итак, Печорин - герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.
“Журнал Печорина” - это своего рода “роман в романе”. “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” - “история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою”. Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание - спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава “Фаталист” на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в “Фаталисте” заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов говорит о том, о чём кричал он в “Думе”, что не давало ему покоя всю жизнь, - о горькой судьбе своего поколения: “... мы... жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...”
“Фаталист” возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. “Кольцевая” композиция подчёркивает обречённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. “И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?”
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно даётся картина взаимоотношений общества и личности.
Другие работы по теме:
Литературный герой ПЕРЕДОНОВ
ПЕРЕДОНОВ - герой романа Ф.К.Сологуба «Мелкий бес» (1892-1902). Ардальон Борисыч П., молодой человек с «румяным, обыкновенно равнодушным лицом» и «маленькими заплывшими глазами», существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит в сюжет с дилеммой гоголевского Подхшесина: жениться или не жениться? С женитьбой для него связана возможность получения «доходного места» и вообще материальный интерес (мотив многих персонажей Островского - Глумов, Бальзаминов).
Литературный герой ЛОТТА
Лотта нем. Lotta героиня романа И. В. Гете Страдания молодого. Вертера дочь чиновника которую полюбил. Вертер познакомившись с ней на загородном увеселительном балу. Л.
Литературный герой ГЭТСБИ
ГЭТСБИ (англ. Jay Gatsby) - герой романа Ф.Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925). В судьбе Г. иронически переиначивается средневековый сюжет поисков священного Грааля (см. Парсифаль). Правда, странствия и подвиги Г. приводят к трагическому итогу. Уроженец Северной Дакоты, сын бедных фермеров-неудачников, Джеймс Гэтц, как пишет автор, «выдумал себе Джея Гэтсби в полном соответствии со вкусами и понятиями семнадцатилетнего мальчишки и остался верен этой выдумке до самого конца».
Литературный герой ЭВАРИСТ ГАМЛЕН
Эварист гамлен фр. EvaristP Gamelin герой романа А. Франса Боги жаждут. Реального одноименного персонажа художника ученика. Давида оставшегося совершенно неизвестным автор сделал образцовым молодым патриотом республиканцем alignjustifyэварист гамлен фр EvaristP Gamelin герой романа.
Литературный герой ЭДВИН ДРУД
Эдвин друд англ. Edwin Drood герой романа Ч. Диккенса Тайна Эдвина Друда Другое имя персонажа Нэд. Э. Д. самый загадочный из героев. Диккенса. Произведение не было закончено за день до смерти автор еще над ним работал.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Литературный герой МИЛЫЙ ДРУГ
Милый друг фр. Bel Ami герой романа. Милый друг Ги де Мопассана. Естественно у героя есть имя. Жорж Дюруа но не имя а прозвище. Милый друг осталось значимым не только в истории литературы но и как идиоматическое alignjustifyмилый друг фр Bel Ami герой романа.
Краткое содержание Замок Франц Кафка
К. (К.) — обозначенный одним инициалом герой романа, землемер, прибывший поздно вечером в Деревню для выполнения земельных работ и снискания милости Замка. Получив сообщение о запретах, предписаниях и своей ненужности, он поначалу решителен, целеустремлен, не желает примиряться с внешними требованиями и условностями. «Я приехал сюда не для того, чтобы жить в почете и спокойствии», — отвечает он учителю на его предложение о должности школьного сторожа. «Не нужны мне подачки из Замка, — я хочу получить все по праву», — заявляет он старосте.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Сюжет и композиция романа Обломов 2
Сюжет и композиция романа Обломов Роман Гончарова "Обломов" строго и отчетливо подчинен делению русского календаря на четыре времени года. Об этом говорит композиция гончаровского шедевра. Начинаются происходящие в нем события весной 1 мая. На лето приходится самое бурное действие — любовь Обломова и Ольги.
Композиция и авторская позиция в романе Юрия Трифонова Старик
Роман "Старик" вобрал в себя как основные темы всего творчества Ю.В. Трифонова, так и типичные для него художественные приемы. Композиция романа очень сложна во многих отношениях. Во-первых, конечно, здесь присутствует много временных планов. Главный герой Павел Евграфович Летунов ведет повествование из 1974 г. о событиях Гражданской войны.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Гроздья гнева
Введение 1 Сюжет 2 Экранизация 3 Название романа Введение «Гроздья Гнева» (англ. The Grapes of Wrath) — роман Джона Стейнбека, опубликованный в 1939 году. Удостоен Пулитцеровской премии. Входит во многие учебные программы школ и колледжей США.
Сюжет и проблематика романа Преступление и наказание
Сюжет и проблематика романа "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Основой сюжета романа "Преступление и наказание" является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Сюжет и композиция
Автор: Достоевский Ф.М. Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа.
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Печорин - герой своего времени.
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин – человек уникальной натуры, я таких не встречал… Кто он такой, чего хочет он от жизни, живет он или существует? Это вопросы, на которые мог бы ответить только М. Ю. Лермонтов, он же автор романа «Герой нашего времени».
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Новый тип романа
В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова "Бэла", а затем "Тамань" и "Фаталист". В 1840 году эти три повести вышли как главы романа "Герой нашего времени", а затем свет увидел весь роман в целом.
Особенности композиционного построения романа Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе.
Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина», цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой».
Рецензия на роман Ф. Достоевского Преступление и наказание.
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием.
Евгений Онегин - герой своего времени. 3
Евгений Онегин - герой своего времени. Автор: Пушкин А.С. “Евгений Онегин” — первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в стихах.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.