В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует “Ревизор” (“отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”), ни губернский город N, куда приехал Чичиков. Смысл и вся направленность комедии Гоголя заставляют признать главным действующим лицом “Ревизора” всю группу чиновников с городничим во главе.)
Сюжет комедии “Ревизор” прост. Сам Гоголь сказал: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем”. В комедии изображается обывательское существование чиновников уездного города, взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, т. е. взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, “таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду”, что трех губернаторов он обманул, когда же он поверил, что стал “птицей высокого полета” и может, пожалуй, “влезть в генералы”, то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лакомиться в Петербурге ряпушкой и корюшкой.
Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе “вольнодумцем”, так как прочел 5-6 книг.
Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим образом: “Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий завтрак, вот (...) и применение суммам, идущим на лекарства.
Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу “служить по учебной части”.
Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими помощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: “Ну, здесь все свои”. На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки. Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка “всем ставящий фонари под глазом - и правому и неправому”.
И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде ревизора. Управление города (отцы города) со страху принимает за ревизора мелкого петербургского чиновника - “сосульку” Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чиновников страх. Онберет “взаймы” от городничего и обещает куп
цам устранить его от должности, объясняется в любви жене городничего и делает предложение его дочери. Хлестаков - герой нового времени, “столичная штучка”, представитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлестаков “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. Папенька отправил его на службу в надежде на “фортуну”. Хлестаков пленен столичной жизнью и “срывает цветы удовольствия” где и как может - это его жизненное правило. “Хлестаков, - говорит Гоголь, - вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновников, а взаймы у хороших людей”. Уезжая после хорошего приема, он не думает, что совершил что-нибудь нечестное. С ним просто случился забавный случай.
В образах чиновников города раскрыты совершенно конкретные социальные уродства, жизнь провинциального городишка воспринимается как широкая картина жизни полицейско-бюрократичес-кой монархии Николая I. Смехом казнит своих героев Гоголь. Недаром разоблаченный в своих проделках городничий обращается ко всем со словами: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” Хищническое паразитическое существование царских чиновников, бюрократов и тунеядцев, их гнусные поступки осмеиваются и изобличаются в комедии как проявление антинародного начала. Провинциальное чиновничье общество, погрязшее во взяточничестве, лихоимстве, олицетворяет паразитизм самодержавного строя. Недаром, посмотрев комедию, Николай I сказал, что ему попало больше всех. Жизненно правдивая комедия наделала много шума: реакционные круги злобно обвиняли автора в клевете на чиновников и требовали запрещения пьесы. Гоголь же писал: “Малейший признак истины - и против тебя восстает не один человек, а целые сословия”.
В поэме “Мертвые души”, посвященной поместному дворянству, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге - из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом. Губернатор - “светский” человек, любезный и обаятельный - был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже “сам вышивал иногда по тюлю”. Это важное должностное лицо, первое в губернии.
В поэме выведен и представитель высшего петербургского света (в “Повести о капитане Копейкине”). Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать ответа на прошение. Когда же несчастный калека решительно потребовал хоть какой-либо помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы.
Полицеймейстер, “отец и благодетель города”, должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. “Хоть он и возьмет, - говорят купцы, - но зато уж никак тебя не выдаст”. Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и “совершенную народность”. Гоголь так ведет рассказ, что слово “народность” приобретает противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, антинародны.
Вот остряк и “философ* почтмейстер, так неудачно предположивший, что Чичиков - это капитан Копейкин. Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости - типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В момент оформления купчей крепости мы встречаемся с тонким чиновником Иваном Антоновичем - “кувшинное рыло*. Автор рассуждает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович - орел, а в кабинете начальника - муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.
Пустота и безделье губернского общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях.
Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничестве, грабеже, обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать: “тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Гражданский долг, общественные интересы этим чиновникам чужды. На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления. Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бесчеловечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти “блюстители порядка и законности” - такие же мертвые души, как и помещики. По словам Герцена, “с хохотом на устах он (Гоголь) без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя “Ревизор”, его поэма “Мертвые души” представляют собой ужасную исповедь современной России”.
Другие работы по теме:
Смех благородное лицо в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».
Чиновники города NN
Обличение «мертвых душ» крепостнической России было бы недостаточно полным, если бы Гоголь ограничился показом только помещичьей России. В сюжет поэмы включено сатирическое изображение чиновничества. Правда, оно было предметом художественного исследования в «Ревизоре», но теперь перед нами не мелкий провинциальный город, а губернский, который в еще большей мере раскрывает нравы всей империи.
Сатирическое изображение действительности в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это необычное сатирическое произведение, пародирующее официальную историографию. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает проблему власти и народа, не идеализируя ни ту, ни другую сторону. Он критически относится к народу, осуждая его покорность и рабское терпение, но еще более критически относится к власти, обличая ее беззаконие и паразитизм.
Чиновничий мир в комедии Гоголя Ревизор 2
Чиновничий мир в комедии Гоголя Ревизор Темой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является изображение быта и нрава чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что было характерно для всей огромной России того периода, казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор
Главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» по своему социальному положению – тот же «маленький человек». Он чиновник низшего, XIV класса. Но это не робкий и забитый Башмачкин – это совсем другой характер.
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ? страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей.
Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя Мертвые души
Казна творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения преисполнены в то же время и гневом, и любвью. Эти парадоксальные противоречия прослеживаются в течение всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
О времена, о нравы По комедии Гоголя Ревизор
Тема комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — изображение быта и нравов чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что характерно для всей огромной России того времени: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Образы чиновников в комедии Гоголя Ревизор
Чиновники уездного города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» – это герои провинциальной России, сатирически изображенные автором. Эти люди типичны для своего времени и в то же индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором «инкогнито». У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казенные деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии.
Над чем смеется и грустит Гоголь в Мертвых душах
Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико?эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по?разному.
Герои поэмы Гоголя Мёртвые души
Автор: Гоголь Н.В. Среди иллюстраторов Гоголя первое место в 40-е годы занимает, бесспорно, А. А. Агин, автор классических «ста рисунков» к «Мёртвым душам». Он приступил к изданию этих иллюстраций в 1846 году. «Браться за типы, созданные этим великим мастером, страшно»,— писал об иллюстрировании Гоголя И.
Характеристика произведения Н.В Гоголя Мёртвые души
Характеристика произведения Н.В Гоголя "Мёртвые души" Автор: Гоголь Н.В. В 1835 году Н.В. Гоголь начал работать над поэмой "Мёртвые души". Первоначально идея Гоголя-"показать хотя бы с одного бока всю Русь" постепенно перерастает в замысел, автор начинает:"Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже всё поколение к прекрасному пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости".
Н.В.Гоголь Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. Николая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век – один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране.
Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Композиционное своеобразие поэмы Н. В.Гоголя «Мертвые души» определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение.
Россия мертвых душ. Изображение поместного дворянства в поэме
Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме Автор: Гоголь Н.В. Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем.
Современная Гоголю чиновничья Россия по поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Николай Васильевич Гоголь не раз обращался к теме чиновничьей России. Сатира этого писателя затронула современных ему чиновников в таких произведениях, как “Ревизор”, “Шинель”, “Записки сумасшедшего”. Эта тема нашла свое отражение и в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”, где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания.
Тема города в комедии Ревизор и поэме Мертвые души Н.В.Гоголя
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Гоголь всегда старался задеть сердце читателя плодами своего таланта. Его целью всегда было выдать что-нибудь оригинальное, удивить. Его произведения всегда относились и будут относиться к сокровищнице русской литературы.
Чиновничий мир в комедии Гоголя "Ревизор"
Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" - яркое изображение быта и нравов чиновничьей России 30-х годов XIX века. На примере маленького российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы России того времени.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. В поэме Н. В. Гоголя соединены два начала - сатирическое обличение современной писателю социально-политической реальности и утверждение добра, красоты и творчества как основ бытия. Первое из них связано с событийным рядом, а второе представлено в первую очередь в лирических отступлениях.
Идейно-художественное своеобразие романа Дубровский
Автор: Пушкин А.С. Принято считать, что «Дубровский» - это роман, хотя по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Портрет российского чиновничества
Автор: Гоголь Н.В. Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это было время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это было время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Хлестаков в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков – главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Он – ничтожный, глупый, пустой человек, виновник необычных событий, охвативших весь город Н.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.