Поэтика – это раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода. Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведений конкретных авторов или целых периодов и направлений.
Историческая поэтика изучает развитие литературно-художественных средств (фигуры, рифмы) и категорий (художественное время, пространство, ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы; в узком – с исследованием поэтической языковой или художественной речи. Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи (например: «Поэтика русского реализма»).
Итак: «Шепот. Робкое дыханье…»
Тема этого стихотворения любовная. Об этом говорят такие строчки: «…И лобзанья...».
Главная мысль выражается в следующем: Герои он и она. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в стихотворении.
Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое дыханье…».
И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-таки юны.
Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой – соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели соловья…», - дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого стихотворения. У поэта он олицетворен.
Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
Композиционно стихотворение делится на три части. И начало второй части: «…Свет ночной, ночные тени…», - это уже середина ночи. То есть вторая часть передает не только глубину ночи, но и глубину чувств героев. Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.
Чувства героев развиваются от «шепота» и «робкого дыханья» к «ряду волшебных изменений милого лица». Поэт не описывает событий, а единственной строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.
Третья часть – утро: «…И заря, заря!…»
Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами «дымные тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает их легкость, невесомость, чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными в розовато-желтоватый цвет…
Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения появляется слово – «…слезы…» - говорящее о том, что наступает миг расставания.
Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение.
Кстати, назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда (как мы убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет ночной, ночные тени, тени без конца…».
В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: «…Робкое дыханье…».
Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно-выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.
В следствие всего этого стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» - это все же прекрасная картина, с посягательствами на законы поэтики
Другие работы по теме:
Афанасий фет - шёпот робкое дыханье. ..
Изучая творчество Фета, мы уже заметили одну важную особенность его поэтики: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример такого рода - стихотворение “Шёпот, робкое дыханье...”.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки 1
Музыка - самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Не каждому дано понимать музыку, в сложных созвучиях искать отражение собственных переживаний. Однако, слушая музыку, каждый человек чувствует, что она говорит с ним и говорит о нем, и говорит что-то очень важное.
Афанасий фет - «я пришел к тебе с приветом. .. »
Рассказать что лес проснулся. Рассказать что отовсюду. Начало да и все стихотворение в целом настолько нетрадиционно что когда появилось в печати критики назвали его поэтической дерзостью. Но именно в этой оригинальности Фет видел свою близость природе.
Афанасий фет - Внутренний и внешний мир в лирике а. а. фета
“Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет”. В. Г. Белинский Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Как это часто бывает с талантливыми людьми, при жизни и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций.
Афанасий фет - Его я считаю мастером русского слова
Alignjustify может гордиться своими лирическими поэтами Из ныне живущих первое место принадлежит. Фету Владимир Соловьев Афанасий Фет Его поэзия свежа и трепетна она волнует наше воображение вызывает глубокие мысли дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова.
Удивительный мир поэзии А. А. Фета
А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе.
Художественное своеобразие поэзии Афанасия Фета
К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго — Фет.
Стихотворение Фета Благовонная ночь, благодатная ночь
Одно из традиционных фетовских «ночных» стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток (ср. «Тихая, звездная ночь…», «Полуночные образы реют…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Как ярко полная луна…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Как нежишь ты, серебряная ночь…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и др.).
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
Стихотворение Шепот, робкое дыхание
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…».
Вечные темы в лирике Тютчева и Фета
Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни и смерти.
Крылатый слова звук по творчеству Фета
Афанасий Афанасьевич Фет — один из замечательнейших русских поэтов, талантливый лирик, творчество которого обогатило нашу поэзию в воплощении тем природы, любви и красоты. В его стихотворениях поэтическое мастерство проявляется в передаче интимного эмоционального содержания. В этом смысле его манера близка импрессионизму.
Соловей
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за свое дело и не думал о соловье до следующей ночи. Путешественники говорили, что соловей — лучшее, что есть у императора.
Природа и человек в творчестве А. А. Фета
Автор: Фет А.А. К образам природы А. А. Фет обращался многократно па протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого восприятия.
Свинопас
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бедный принц, владеющий маленьким королевством, захотел жениться на дочери императора. Он отправил ей в подарок драгоценную розу с чудесным ароматом и соловья. Но гордячка не оценила подарка, ибо они были живые, а не искустно сделанные. Тогда принц поступил к императору на службу свинопасом, и за поцелуи продал принцессе волшебный гошочек, который вызванивал мелодию и мог показать, что у кого готовится, и трещотку, воспроизводящую все вальсы и польки мира.
Удивительный мир поэзии Афанасия Фета
Автор: Фет А.А. Первый сборник А.Фета "Лирический пантеон" мгновенно принес ему известность. Многие его стихи стали популярными песнями, модными в то время романсами.
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета 2
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Автор: Тютчев и Фет Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными сокровищами. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву.
Импрессионизм в лирике А.А.Фета
Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства".
Мелодичность поэзии А. А. Фета
Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.
Тема любви в творчестве Фета и Тютчева
Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.
Мой Фет
Автор: Фет А.А. Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало... Вступление Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Поэзия Фета выдержала испытание временем, и в наши дни он является одним из самых читаемых поэтов-классиков.
Мое восприятие лирики А. Фета.
Автор: Фет А.А. Афанасий Фет... Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова.
Человек и природа в лирике А.А.Фета
Автор: Фет А.А. Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я».
Стихи о назначении поэта и поэзии
Биография поэта — это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний.
Лирика А. А. Фета
Автор: Фет А.А. Афанасий Афанасьевич Фет – один из моих любимых поэтов. В каком бы настроении я ни была, я обязательно найду в его лирике стихотворение, соответствующее моему душевному состоянию.
Отражение мира в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета
Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.
Афанасий Афанасьевич Фет
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна.