Изображение внутреннего мира человека
В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души, внутреннего мира человека. В его произведении «Преступление и наказание» поставлена нравственная проблема ответственности человека за преступление не только перед законом, но и перед собой, перед своей совестью, это – плач о душе человеческой, оказавшейся в тяжелых условиях бытия. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это всегда тайна, в особенности русский человек.
Главный герой романа – Родион Раскольников, молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета Петербургского университета. Он, из-за отсутствия средств для оплаты обучения, вынужден оставить университет. Его мать получает маленькую пенсию, сестра работает гувернанткой и, естественно, они не могут ему помогать. Сам Раскольников постоянно страдает от голода и лишений, его угнетают безысходность, бедность и горе матери и сестры и, в то же время, он обостренно чувствует чужую боль, каждая встреча с обездоленными, окружающим их миром, ранит ему душу, он глубоко им сочувствует.
Он заботился о больной девушке, вынес из огня детей, оставил последние деньги голодающей семье Мармеладовых. Все это доказывает благородство, отзывчивость и порядочность Раскольникова, способного испытывать душевную боль при виде чужих страданий и готового прийти на помощь людям.
Раскольников задумывается о том, что же происходит в окружающей его жизни, как в ней найти выход для себя. Задолго до ухода из университета, главный герой, чье знание отточено изучением юридических наук, пишет статью «О преступлении», в которой он рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Кроме того, он высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «необыкновенных» людей, которые могут сказать свое слово в истории. Раскольников доказывает и отстаивает право таких людей на преступление, на отрицание существующих законов, если преступления совершаются во имя великой цели, «спасительной для человечества», и если требуется, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
Раскольников задается вопросом, к какому разряду людей себя отнести: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Себя он считает одним из «высших», хочет, чтобы от него хоть кто-нибудь зависел, хочет власти «над всей дрожащей тварью, над всем муравейником». Если бы он так не думал, то у него не было бы никаких прав на убийство. Раскольников совершает свое преступление под влиянием созданной им теории, рассматривая ее, как некий эксперимент, который должен подтвердить гениальность и правильность его выводов.
Раскольников убивает старуху-процентщицу, ничтожную и вредную, наживающуюся на чужом горе и нищете, безжалостную к страданиям и бедности приходящих к ней людей, он чувствует к ней непреодолимую ненависть и отвращение, он хочет помочь матери и сестре, хочет обеспечить себя, чтобы затем делать только добрые дела для «всего человечества».
Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Начинается новый этап в его жизни – этап отчуждения от людей, он как бы выключается из жизни человеческого общества. Разрушились его семейные связи: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?». Жизнь его проходит в непрестанном напряжении, в непрекращающейся борьбе с самим собой. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь опустошает душу героя. Своим преступлением он отрезал себя от людей, фактически, получается, что он «не старуху убил, а себя» убил. Тяжелое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляется еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории, потеря веры в нее, но он боится признаться в этом даже самому себе. Он сумел переступить черту, разделяющую, по его мнению, обыкновенных людей от необыкновенных, но сверхчеловеком он не стал, совесть не дала ему забыть, что он – не властелин, он – «вошь, тварь дрожащая». Раскольников пришел к краху, ему не к чему стремиться, у него нет идеи, исчез смысл жизни. Раскольникову просто нечем больше жить.
В результате самоанализа герой приходит к выводу, что он – преступник, что преступление было бессмысленно, что погубил он себя напрасно. Но это еще не окончательное раскаяние, он лишь переживает, что не смог стать «сверхчеловеком». «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту все равно должно было быть!».
Все чаще его терзают сомнения. Он мучается и убеждается в том, что он и принцип свой убил, оказался вошью, а не Наполеоном. И Раскольников начинает понимать, что не вправе был убивать ни старушонку, ни кого-либо еще, он понимает, что теперь никогда не избавится от этих страшных воспоминаний, они будут его сопровождать и мучить на протяжении всей жизни. Герой страдает, испытывает глубокую душевную боль, осознает, что виноват перед своими родными, не может им смотреть в глаза. Раскольников находит родственную душу в Соне Мармеладовой, не отвергающей его, он хочет ее сострадания и поддержки.
Тем не менее, он не может так дальше жить, не может пережить отчуждения от людей, хочет опять вернуться к жизни, поэтому он признается в своем преступлении, учинив явку с повинной, хотя все же думает, что признание в преступлении – это сознание собственного ничтожества. Но автор романа вносит поправку: побеждает человек Раскольников, потрясенный людскими страданиями (сестры, матери, Сони), в глубине своей души уверенный, что «не вошь человек», и с самого начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь».
Все в романе сконцентрировано вокруг человека и его внутреннего мира и состояния души. Остальное – второстепенно: город, быт и т.д. Это лишь внешние символы духовного человеческого мира, лишь обстановка, в которой проявляется драматизм человеческой судьбы. Достоевский в эпилоге романа оставляет героя на пороге новой, неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, до убийства, принявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Самооправдание или самообман раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается, рушиться на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяния главному герою романа.
Достоевский ф. м. - Теория родиона раскольникова и её опровержение
У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова, героя «Преступления и наказания» Фёдора Михайловича Достоевского.
Достоевский ф. м. - Последняя встреча раскольникова с порфирием петровичем.
Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" - "одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга...
Признание Раскольникова в преступлении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания героя, заблудившегося среди философских теорий своего времени. У преступления Родиона Раскольникова есть и материальные, и социальные, и философские истоки, но особую роль в дальнейших событиях играет борьба идей в душе Раскольникова.
Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь Толстой
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию.
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое — это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника.
Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать Салтыков-Щедрин
В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.
Каковы причины преступления Раскольникова по роману Федора Достоевского Преступление и наказание
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Теория Раскольникова и её разоблачение
Автор: Достоевский Ф.М. Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает теорию о «высших» и «низших» представителях общества в уме совершенно, как мне кажется, гуманно человека, который даже переживает за своих современников.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского Преступление и наказание.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского "Преступление и наказание". Автор: Достоевский Ф.М. Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
В чем противоречие теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. С творчеством Федора Михайловича Достоевского я познакомился где – то год назад. В его книгах меня привлекает социальность, разговор о «низах» и «верхах» общества. Сначала я прочитал роман «Идиот» меня поразила его какая – то душевность и понимание мыслей людей, их неординарность и загадочность.
Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова
Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.
Соня и Раскольников читают Евангелие
Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Самооправдание и самообман Раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма".
Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. “Мы одного поля ягоды...” Свидригайлов — Раскольникову Роман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда “сломать то, что надо”.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
Теория Родиона Раскольникова твари дрожащие и право имеющие
Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М.