Что такое разруха? (По памфлету М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Если говорить о М.А. Булгакове, то его, пожалуй, лучше назвать сатириком. Его творчество многообразно, неповторимо и многопланово.
Писатель достигает пика своего художественного мастерства в сатирико-фантастической повести «Собачье сердце»
В этом произведении автор размышляет о том, что один, ничем не прикрытый прогресс, несет людям гибель. Эта мысль реализуется писателем в аллегорической форме, посредством превращения умного, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
В основе памфлета лежит великий эксперимент. Возможно, что эксперимент Преображенского – это попытка отразить происходящее в нашей стране. Этим опытом он будто предостерегает нас от того, что мы пытались построить.
Герой повести – профессор Преображенский. Он предстает перед нами уже не молодым человеком, уединенно живущим в комфортабельной квартире.
Профессор носит фамилию Преображенский, а само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми доступными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, на антитворение, пародию на Рождество.
Основа повествования – размышления Шарика, вечно голодного, горемычного пса. Он неглуп, самостоятельно бродит по улицам, читает вывески. Он оценивает жизнь улицы со своей точки зрения.
Он бродит по улицам, наблюдает за жизнью на них и делает выводы: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь; Повар попадается разный, например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас.
И вообще, многое в произведении мы видим глазами Шарика. Разруху вокруг мы видим тоже с помощью Шарика. Он видит бедную машинисточку, «бегущую в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках», которой « и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл...» А, увидев Ф. Ф. Преображенского, Шарик понимает: «Он не умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой».
Далее, автор вводит нового героя, Швондера, - преддомкома, уверенного в своей правоте, в своей вседозволенности. Является он в кожаной куртке «в символе новой власти» в сопровождении товарищей к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты из семи. Тогда профессор звонит Виталию Александровичу – чиновнику, и этот факт показывает, что все в стране ложится на плечи «маленьких людей», а положение в обществе может избавить даже от уплотнения жилплощади. «Если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что вся эта социальная кутерьма просто-напросто большой бред…» Этим, возможно, автор высказывает свое отношение к новому строю, который считает большой аферой, и виновником всего, что происходит в стране.
Профессор Преображенский размышляет о положении в стране, отмечает, что с 1908 до 1917 года «не было ни одного случая, подчеркиваю красным карандашом – ни одного! чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. В апреле 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара» Профессор узнает свои калоши на Швондере – представителе новой власти. Филипп Филиппович знает, что повинны во всем исполнители – новая власть. «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Угнетенным неграм? Или португальским рабочим? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?» Здесь Булгаков делает акцент на то, что мрамор пачкается от калош, явно ограждая «пролетариат» и «аристократию»: контрастирует мрамор и грязная улица.
Также контраст мы наблюдаем и в сцене с обедом. «Тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыру…обложенная снегом икра» Псу достался бледный и толстый кусок осетрины…за этим ломоть окровавленного ростбифа». Шарик размышляет о том, что он на улице за полтора месяца съел столько же, сколько за два дня у профессора. И после такого контраста в жизни профессор еще размышляет о разруху, которая его даже не коснулась. Для Преображенского это электричество, которое потухало в течение 20 лет два раза», а в теперешние времена аккуратно гаснет раз в месяц»
Вступая в спор с доктором Борменталем о разрухе, он показывает свое отношение к положению в стране. Он видит разруху в головах людей, а не на улицах. «Если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором… ходя в уборную, начну, извините меня за выражение мочиться мимо унитаза… то получится разруха»
Пожалуй, Шариков, как человек, представлен нам частью того мира, который не принимает профессор. Он ужасается, смотря на свое творение. У Полиграфа нет хороших манер, он не умеет держать себя на людях. Он не обращает на других людей внимания, думает только о себе. Это и страшит Преображенского, хотя Шариков гораздо страшнее. Шариков – это представитель тех людей, у которых «разруха в головах», и после революции в нашей стране появится огромное количество таких людей. Шариковы существовали всегда. Они нечем не отличаются внешне, но они всегда среди нас. Шариковщина присутствует везде: в политике, в медицине, в повседневной жизни. Шариковщина и есть разруха – отношение людей к себе же.
Собачье сердце в человеке – угроза нашего времени. Это произведение было написано в двадцатые годы, но остается актуальным и сейчас. Шариковщина – это главная опасность всех времен, и это проблема, которая должна быть разрешена.
В наше время страна изменилась, но сознание и образ мышление многих людей остались прежними. Шариковы возможно исчезнут, но не через десять или пятьдесят лет, а через очень долгое время, когда сменится ни одно поколение.
4/5
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Возвращение писателя
После перестройки в течение двух лет впервые на родине Михаила Афанасьевича Булгакова были опубликованы пьеса "Адам и Ева", повесть "Собачье сердце", письма писателя, черновые варианты его произведений, воспоминания современников. Было наконец-то много переизданий, в том числе увидели свет после семидесятилетнего перерыва сатирические произведения художника, выходившие только один раз, в 20-е годы.
Клоп Маяковского и Собачье сердце Булгакова в контексте времени
Произведения Маяковского и Булгакова выбраны мною не случайно. Во-первых, оба они актуальны, так как поднимают проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня, показывают, к чему нас ведут воинствующее хамство и невежество. Во-вторых, комедия Маяковского и повесть Булгакова написаны примерно в одно и то же время (в 1928 и 1925 гг.), это позволяет увидеть, что разных художников слова волновали одни и те же вопросы жизни, но каждый раскрывал их по-своему, под своим углом зрения.
Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» была написана в момент расцвета сатиры в молодой советской литературе. В 20-е гг. творили Зощенко, Ильф и Петров, сатирические пьесы создавал Маяковский. Революция обнажила противоречия общества, и фельетоны, целые сатирические циклы стали откликом на мещанство и бюрократию нового государства.
Особенности сатиры в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Лишь четверть века тому назад широкий круг читателей получил возможность познакомиться с творческим наследием Михаила Булгакова. И вряд ли есть в настоящий момент человек, который бы не полюбил эти произведения. К тому же экранизации нескольких из них, таких как «Дни Турбиних», «Бег», «Собачье сердце», стали любимыми фильмами зрителей разного возраста.
Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова Собачье сердце
Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году, но появилась в свет только в 1987-м. Это была последняя сатирическая повесть автора. Тот огромный эксперимент, который проходил по всей стране в то время, в иносказательной форме нашел свое отражение в этом произведении.
Черты революционной эпохи в повести Булгакова Собачье сердце
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» была написана автором в 1925 году – в эпоху НЭПа, и это не могло не отразиться в событиях повести. Закончилось время революционных романтиков, наступило время бюрократов, расслоения общества, время, когда люди в кожаных куртках приобрели огромную власть, наводя ужас на обывателей.
Булгаков Михаил
(1891 — 1940) Прозаик, драматург. Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.
Рецензия на повесть М. А. Булгакова Собачье сердце.
Автор: Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Рукопись была изъята при обыске на квартире Булгакова в 1926 году. Впервые она была опубликована за границей в 1968 году, в СССР в 1988 году.
Образ учёного в повести Собачье сердце
Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году.. В основе повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.
Своеобразие сатиры Михаила Булгакова Собачье сердце
Автор: Булгаков М.А. Начало 20 века, время глобальных катастроф, мало располагало к созданию сатирических произведений. Революция и гражданская война принудили русскую литературу к вольному духовному аскетизму. Но новая экономическая политика и сопровождавшая её определенная демократизация общественной жизни позволяли уже не только восхищенно, но и критически осмыслить действительность.
Шариков и шариковщина по повести М.А. Булгакова Собачье сердце
Шариков и шариковщина (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") Автор: Булгаков М.А. Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.
Михаил Булгаков. "Собачье сердце"
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести "Собачье сердце".
Роковые эксперименты
Об одном биосоциальном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова "Собачье сердце". Чисто научное любопытство профессора Преображенского, пересадившего собаке гипофиз человека, приводит к появлению на свет необычного существа.
Москва М. А. Булгакова
Как ни противоречит это самосознанию москвича, для Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь писатель родился в Киеве. Однако можно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
Мое любимое произведение М. А. Булгакова
Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил.
Герой-интеллигент в прозе Булгакова
Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорее, к старому миру.
Почему ошибся профессор Преображенский повесть М.А. Булгакова Собачье сердце
Автор: Булгаков М.А. Главный герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик, вынужденный заниматься своими научными опытами в послереволюционной Москве 20-х годов, где власть принадлежит по преимуществу людям невежественным, самоуверенным и наглым.
Сатира в повести «Собачье сердце»
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.