России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой.
А. Блок
Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок. Данная поэма очень своеобразна и сложна для восприятия. Автор поэмы — философ-идеалист, считающий жизнь понятием вечности, подобным могучей реке.
Весь текст построен на контрастах: Черный вечер, Белый снег, Ветер, ветер! или Эх, ты, горе-горькое, Сладкое житье, Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является “буржуи на перекрестке”, “голодный пес”, публичный дом, офицерский разврат, “разборка” с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. В то же время “святое” начало революции связано с идеей обновления.
Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать последователей его — апостолов — все это ознаменовало 2000 лет назад начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания: вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым: Злоба, грустная злоба Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Блок написал непривычно сжатую поэму, но по масштабам истинного отображения действительности эта поэма более значима. Она состоит из двенадцати главок, которые отличаются друг от друга и лексикой, и стихотворным размером. Диапазон лексики необычайно широк — от торжественных интонаций: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! до грубых вульгаризмов: Гетры серые носила, Шоколад “Миньон” жрала, С юнкерьем гулять ходила — С солдатьем теперь пошла! Главки разнородны, но в целом эта стилистическая разобщенность призвана дать реальное отображение действительности. В поэме можно найти элементы фольклора, тюремной лирики, частушки, вульгаризмы. Здесь рядом с революционным пафосом свободно “уживается” стихия деклассированных низов, и все проявления жизни взяты в каких-то незначительных деталях, как в настоящей действительности. В этом произведении, как и следовало ожидать, существует основной стержень. В поэме не только идет речь о факте обновления мира, но и передан непосредственно сам процесс обновления. Важное место занимает мысль о том, что свобода есть, но святого начала еще нет: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и “вместо Христа должен быть кто-то другой”. Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление...
Группа из двенадцати человек, ассоциирующихся с апостолами, творит страшные деяния на своем пути: убийство Катьки, грабежи и поножовщина. В этом проявляется их связь со старым миром — миром дикого, необузданного, злого. Блок осркдает нравственное убожество двенадцати браво шагающих молодцов, но именно поэтому он ставит во главе их Иисуса Христа. Некоторые могут решить, что поэт ратовал за религиозность народа, за его веру в бога. На самом деле это не так. Христос в поэме выступает лишь как символ нового, символ духовного обновления нации. Эти двенадцать красногвардейцев еще не видят Христа, для них вообще нет практически ничего святого: ... И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль, Ко всему готовы, Ничего не жаль, Красногвардейцы еще не осознают того обновления, которое они, по мнению поэта, несут народу, но они несомненно несут его. Именно поэтому Впереди — с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвъюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.
Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глубиной прозрения. Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление. И в своей поэме он говорит о существовании у революции врагов, которых она должна уничтожать. Но конкретно обозначить их не удается. В поэме выражена тревога о том, что где-то есть враги, и это ощущается теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то и враг вскоре будет найден.
И “враги” нашлись и внутри страны, и внутри партии большевиков. Они методично уничтожались, начиная с 20-х гг. и кончая 53-м г. Ими стали, в частности, и многие из тех, кого сегодня принято относить к величайшим и талантливейшим представителям искусства и культуры того времени. Блок сам стал жертвой революции, которую принял всем сердцем: большевики не дали ему разрешения на проезд в Финляндию на лечение.
Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей П9эме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - Идейно-художественное своеобразие поэмы а. блока двенадцать
И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь... А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики.
Блок а. а. - «и идут без имени святого»
Не слышно шуму городскогоНад невской башней тишинаЯ больше нет городового. Наступала переломная эпоха. Рушился старый привычный и ненавистный мир и Блок мастерски сумел отразить это в поэме. Двенадцать.
Прием контраста в поэме Блока Двенадцать
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме «Двенадцать» революционная борьба показана с помощью контраста Блоком.
Поэма Двенадцать Блока
Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.
Значение эпиграфа к поэме Мцыри
Значение эпиграфа к поэме "Мцыри" Автор: Лермонтов М.Ю. В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»? В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?
Образ Христа и загадка финала поэмы Блока Двенадцать
Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, — один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение.
Христианские мотивы в поэме Блока Двенадцать
Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Вечные вопросы и их решение в поэме Блока Двенадцать
Блок писал в 1920 году: «…те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о «капле политики» в поэме и возмущался, что именно эта «капля» оказалась в центре внимания литературных критиков. «Посмотрим, что сделает с этим время», – замечал Блок, надеясь на другое понимание художественного произведения в другие времена, когда «капля политики» не станет убивать «смысла поэмы», но «окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут…».
Особенности композиции и языка поэмы Двенадцать
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года.
Тема любви в творчестве А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку.
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола.
Россия в творчестве Блока
Автор: Блок А.А. Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь — это путь”,— говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока — это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно индивидуальной лирики до дышащих революционным пафосом произведений.
Символизм личного переживания в поэме Александра Блока Двенадцать
Говорят, история человечества — это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб сколько боли принесли они людям! Но, по-моему, ни одна война не имела для России столько последствий, не принесла столько несчастий, сколько принесла их Октябрьская революция.
Тема революции в поэме А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Раздается мерный шаг... По поэме А.А.Блока Двенадцать.
"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) Автор: Блок А.А. Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко на ту же тему.
Раздается мерный шаг... По поэме А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. И вечный бой. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... А. А. Блок Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность.
Христианская символика поэмы А.А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют.
Анализ поэмы А.А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. «Двенадцать» - вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С.Н. Булгаков
Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.
Открытый финал в поэме А. Блока "Двенадцать"
Интерпретация поэмы А. Блока "Двенадцать", особенно ее открытого финала, как одного из самых загадочных вопросов в творчестве поэта. Полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".