Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, — один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных — досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения — Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?
В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» — случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Разрушена старая вера, разрушена Россия — «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель — мировая революция:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем…
И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, — это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти — но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, — что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними — старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», — писал А. А. Блок В. Маяковскому.
Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим
И от пули невредим
Нежной поступью надвьюжной
Снежной россыпью жемчужной
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» — чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать — лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно — возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания — удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - Идейно-художественное своеобразие поэмы а. блока двенадцать
И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь... А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики.
Литературный герой ГЮЛЬНАР
Гюльнар англ. Gulnare героиня восточной поэмы повести Д. Г. Байрона Корсар Образ Г. опровергает известное высказывание А. С. Пушкина о том что. Байрон создал всего навсего один характер у женщин нет характера у них alignjustifyгюльнар англ Gulnare героиня восточной поэмы повести.
Блок а. а. - «и идут без имени святого»
Не слышно шуму городскогоНад невской башней тишинаЯ больше нет городового. Наступала переломная эпоха. Рушился старый привычный и ненавистный мир и Блок мастерски сумел отразить это в поэме. Двенадцать.
Прием контраста в поэме Блока Двенадцать
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме «Двенадцать» революционная борьба показана с помощью контраста Блоком.
Поэма Двенадцать Блока
Александр Блок — поэт XX века, поэт своей страны. После революции поэт остался дома, любя Родину, он не мог расстаться с тем, что ему дорого, У него не возникало мысли покинуть Россию, Революция несла перемены. Блок принял ее, так как поэта влекло все новое, неизведанное.
Христианские мотивы в поэме Блока Двенадцать
Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Вечные вопросы и их решение в поэме Блока Двенадцать
Блок писал в 1920 году: «…те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о «капле политики» в поэме и возмущался, что именно эта «капля» оказалась в центре внимания литературных критиков. «Посмотрим, что сделает с этим время», – замечал Блок, надеясь на другое понимание художественного произведения в другие времена, когда «капля политики» не станет убивать «смысла поэмы», но «окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут…».
Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения.
Материалы к поэме А. Блока "Двенадцать"
Почему поэма называется "Двенадцать"? Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев? Какова роль контраста в художественном строе поэмы?
"Дети страшных лет России"
Центральный сюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимней ночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают “Зимнюю ночь” Пастернака.
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола.
Анализ финальной главы поэмы Блока Двенадцать
В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом.
Россия в творчестве Блока
Автор: Блок А.А. Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь — это путь”,— говорил Лев Толстой. Жизнь Александра Блока — это путь среди революций, трудный и сложный. От “Стихов о Прекрасной Даме” до поэмы “Двенадцать”, то есть от предельно индивидуальной лирики до дышащих революционным пафосом произведений.
Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
Символизм личного переживания в поэме Александра Блока Двенадцать
Говорят, история человечества — это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительны войн, вооруженных столкновений было хотя бы за прошлое столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб сколько боли принесли они людям! Но, по-моему, ни одна война не имела для России столько последствий, не принесла столько несчастий, сколько принесла их Октябрьская революция.
Тема революции в поэме А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Раздается мерный шаг... По поэме А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. И вечный бой. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... А. А. Блок Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность.
Христианская символика поэмы А.А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют.
Анализ поэмы А.А. Блока Двенадцать
Автор: Блок А.А. «Двенадцать» - вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С.Н. Булгаков
Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Место великого русского поэта и ярчайшего символиста А.А. Блока в русской литературе ХХ века. Анализ смысловой нагрузки и значения символов и ассоциаций как способов скрытого сравнения в поэме "Двенадцать", а также ее взаимосвязь с библейской историей.
Открытый финал в поэме А. Блока "Двенадцать"
Интерпретация поэмы А. Блока "Двенадцать", особенно ее открытого финала, как одного из самых загадочных вопросов в творчестве поэта. Полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни.
Тема революции в поэме АА Блока Двенадцать
Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А.
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Молитва перед тетраподом
ПОЧАТКОВА МОЛИТВА (перед тетраподом) + В ім я Отця, і Сина, і Святого Духа. Амінь (3 рази). І стація ІСУСА ХРИСТА ЗАСУДЖУЮТЬ НА СМЕРТЬ ІІ стація ІСУСА ХРИСТА ОБТЯЖУЮТЬ ХРЕСТОМ