Автор: Достоевский Ф.М.
Недавно как-то мне случилось говорить с одним из наших писателей (большим художником) о комизме в жизни, о трудности определить явление, назвать его настоящим словом. Я именно заметил ему перед этим, что я, чуть не сорок лет знающий «Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина, и понял именно, когда он же, то есть этот самый писатель, с которым я говорил, разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков. (Об Молчалине я еще когда-нибудь поговорю, тема знатная).
— А знаете ли вы, — вдруг сказал мне мой собеседник, видимо давно уже и глубоко пораженный своей идеей, — знаете ли, что, что бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, — никогда вы не сравняетесь с действительностью. Что бы вы ни изобразили — все выйдет слабее, чем в действительности. Вы вот думаете, что достигли в произведении самого комического в известном явлении жизни, поймали самую уродливую его сторону, — ничуть! Действительность тотчас же представит вам в этом же роде такой фазис какой вы и еще и не предлагали и превышающий всё, что могло создать ваше собственное наблюдение и воображение!..
Это я знал еще с 46-го года, когда начал писать, а может быть и раньше, — и факт этот не раз поражал меня и ставил меня в недоумение о полезности искусства при таком видимом его бессилии. Действительно, проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, — и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: чей глаз и кто в силах? Ведь не только чтоб создавать и писать художественные произведения, но и чтоб только приметить факт, нужно тоже в своем роде художника. Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и до того понятны, что и думать не о чем, смотреть даже не на что и не стоит. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что (случается даже и нередко) — не в силах, наконец, их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, — он прибегает к другого рода упрощению и просто-запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противуположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий. Но, разумеется, никогда нам не исчерпать всего явления, не добраться до конца и начала его. Нам знакомо одно лишь насущное видимо-текущее, да и то понаглядке, а концы и начала — это все еще пока для человека фантастическое. Кстати, один из уважаемых моих корреспондентов сообщил мне еще летом об одном странном и неразгаданном самоубийстве, и я все хотел говорить о нем. В этом самоубийстве все, и снаружи и внутри, — загадка. Эту загадку я, по свойству человеческой природы, конечно, постарался как-нибудь разгадать, чтоб на чем-нибудь «остановиться и успокоиться». Самоубийца — молодая девушка лет двадцати трех или четырех не больше, дочь одного слишком известного русского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти уже совсем не русская по воспитанию. В газетах, кажется, смутно упоминалось о ней в свое время, но очень любопытны подробности: «Она намочила вату хлороформом, обвязала себе этим лицо и легла на кровать... Так и умерла. Перед смертью написала следующую записку: „Je m'en vais entreprendre un long voyage. Si cela ne reussit pas qu'on se rassemble pour feter ma resurrection avec du Cliquot. Si cela reussit, je prie qu'on ne me laisse enterrer que tout a fait morte, puisqu'il est tres desagreable de se reveiller dans un cercueil sous terra. Ce n'est pas Chic!“» To есть по-русски: «Предпринимаю длинное путешествие. Если самоубийство не удастся, то пусть соберутся все отпраздновать мое воскресение из мертвых бокалами Клика. А если удастся, то я прошу только, чтоб схоронили меня, вполне убедясь, что я мертвая, потому что совсем неприятно проснуться в гробу под землею. Очень даже не шикарно выйдет!» В этом гадком, грубом шике, по-моему, слышится вызов может быть негодование, злоба, — но на что же? Просто грубые натуры истребляют себя самоубийством лишь от материальной, видимой, внешней причины, а по тону записки видно, что у нее не могло быть такой причины На что же могло быть негодование?.. на простоту представляющегося, на бессодержательность жизни? Это те, слишком известные, судьи и отрицатели жизни, негодующие на «глупость» появления человека на земле, на бестолковую случайность этого появления, на тиранию косной причины, с которою нельзя помириться? Тут слышится душа именно возмутившаяся против «прямолинейности» явлений, не вы несшая этой прямолинейности, сообщившейся ей в доме отца еще с детства. И безобразнее всего то, что ведь она, конечно, умерла без всякого отчетливого сомнения. Сознательного сомнения, так называемых вопросов, вероятнее всего, не было в душе ее; всему она, чему научена была с детства, верила прямо, на слово, и это вернее всего. Значит, просто умерла от «холодного мрака и скуки», с страданием, так сказать, животным и безотчетным, просто стало душно жить, вроде того, как бы воздуху недостало. Душа не вынесла прямолинейности безотчетно и безотчетно потребовала чего-нибудь более сложного... С месяц тому назад, во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея, — «потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы». Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ. Этот образ в руках — странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто — стало нельзя жить. «Бог не захотел» и — умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль. Вот эта-то смерть и напомнила мне о сообщенном мне еще летом самоубийстве дочери эмигранта. Но какие, однако же, два разные создания, точно обе с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?
Другие работы по теме:
Пограничная ситуация и человек
Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира.
Суицид
Проблема самоубийства в философии и медицине. Факторы, влияющие на явление суицида. Религиозный фактор. Социальные факторы. Отношения некоторых социальных групп к суициду. Поколение среднего возраста. Молодежь.
Социологические теории возникновения девиации
Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации – самоубийства. Он считал основной причиной самоубийства явление, названное «аномией» (разрегулированностью, отсутствием норм).
Социальная работа с группами риска 2
Персональный сайт Олеси Раковой, Психолога дополнительного образования, г. Степногорск, Казахстан, Организация: подростково-молодежный центр "ТАНШОЛПАН"
Суицид как интерсоциальная проблема
Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения.
Парадоксы суицида
В мире каждые 20 секунд один человек кончает с собой, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается свести счеты с жизнью. Число самоубийц превышает количество жертв убийств и войн вместе взятых.
Как вырастить самоубийцу
Как правило, случаи самоубийства совпадают с возрастными кризисами, в первую очередь с кризисом переходного возраста (13-18 лет) и кризисом середины жизни, диапазон которого определяется менее жестко и охватывает период от 33 до 36 лет.
Психология суицида 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ»
Понятие суицидального синдрома. Подростковый суицид
Суицид - намеренное прекращение собственной жизни. Понятие суицидального синдрома. Причины самоубийств: личностные деформации субъекта, психотравмирующая обстановка, социально-экономическая организации общества. Причины суицида у подростков и молодежи.
Юность
Юность, период жизни человека между детством и зрелостью. Наступление юности связано с выраженными изменениями в строении тела и физиологии, мышлении и эмоциях, морали и социальной жизни.
Тревога о человеке на страницах произведений русских писателей
Милосердие, «экология человеческой души»… Эти слова начали уже забываться в наш век жестокости и насилия. Но настало время, когда мы наконец - понимаем, что если будем жить так, как жили раньше, нас ожидает катастрофа. И не только экологическая, экономическая или политическая — нравственная.
Одиночество любви повесть Куприна Гранатовый браслет
Одиночество любви повесть Куприна 8220 Гранатовый браслет 8221 “Гранатовый браслет” — повесть о любви. Труд над повестью повлиял на душевное состояние Александра Ивановича Куприна. Главный герой “Гранатового браслета” — незначительный чиновник с фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства
Автор: Островский А.Н. Написав «Грозу», А.Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою, модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.
Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского
Великий поэт добровольно уходит из жизни. Не раз в истории литературы этот факт потрясал современников, становился загадкой для потомков. Тайна смерти самоубийцы, причины, побудившие его к столь страшному, противоестественному концу - все это не перестает тревожить умы простых читателей, становится предметом научного поиска.
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
Ночь
Автор: Гаршин Всеволод. Бедный господин, слушая тиканье часов, думает о самоубийстве. В нем борятся несколько голосов; самый ясный «бичевал его определенными, даже красивыми фразами». Так он сидит с 8 часов вечера, перед чем раздобыл орудие самоубийства — стащил револьвер из кабинета своего друга доктора, пока тот отсутствовал (по пути к доктору извозчик рассказал пассажиру о самоубийстве молодого коллеги — мол, господа-то с жиру бесятся, а рабочему человеку когда о самоубийствах думать?).
Характеристика гарнизона в повести Куприна Поединок
Автор: Куприн А.И. За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, офицеры несут службу, как принудительную и неприятную барщину, не любят ее и тяготятся ею. Младшие чины опаздывают на занятия, убегают с них, командирам тоже не до службы. Обремененные многочисленным семейством, долгами, непомерными расходами при мизерном жаловании, они нередко задерживают деньги, солдатские письма, нечисто играют в карты.
Рецензия на фильм «Безумный город»
Фильм подробно показывает и осуждает «кухню» теленовостей, честолюбивых деятелей телевидения, забывающих о человеке в погоне за сенсацией, рейтингом и наживой. Согласно режиссеру этого фильма, все журналисты бессовестны, аморальны, неэтичны.
Второй Триумвират
Триумвират — В годы падения римской республики власть дважды переходила от сената и магистратов к тройке людей (где каждый раз третий участник был слабее двух основных соперников).
Битва за Сайпан
Битва за Сайпан — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Сайпан, одном из Марианских островов, с 15 июня по 9 июля 1944 года. Это сражение стало первым в Марианской наступательной операции военных сил США.
Второй дакийский поход Траяна
Введение 1 До войны 2 Война 3 Последствия Введение Второй дакийский поход Траяна — второй поход императора Траяна на даков, который проходил в 105-106 годах. Война началась из-за того, что царь Дакии Децебал нарушил условия мирного договора, заключенного в первый поход Траяна.
Ла-Ферьер крепость
Цитадель Лаферьер (фр. Citadelle Laferriиre, также крепость Анри Кристофа) — крупнейшее фортификационное сооружение Западного полушария, возведённое в 1804-17 гг. на вершине 1000-метровой горы у северного побережья Гаити по приказу короля Анри Кристофа.
Стрельба в Алабамском университете в Хантсвилле
План Введение 1 Событие 2 Жертвы 3 Расследование Список литературы Введение Стрельба в Алабамском университете в Хантсвилле — трагическое событие, происшедшее 12 февраля 2010 года в 16.15 по местному времени (23.15 по московскому времени)[2] на кампусе Алабамского университета, расположенном в городе Хантсвилл (штат Алабама, США).
по Суду и правоохранительным органам
Министерство Образования и Науки РФ Федеральное агентство по образованию Контрольная работа по дисциплине «Суд и правоохранительные органы» Вариант 5
Эмиль Дюркгейм (Durkheim)
Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (1858–1917) – французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896–1913).
Смешанное страхование жизни
Жизнь – самое дорогое, что может быть у человека. Но, к сожалению, ценность это весьма хрупкая. И только различные виды страхования жизни могут смягчить удар, который может быть нанесен несчастным случаем, аварией или досадным стечением обстоятельств. Нередки случаи, когда семья лишается своего единственного кормильца, или же он теряет трудоспособность настолько, что уже больше не в состоянии самостоятельно обеспечивать свою семью.