Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего света, но и на ее судьбу легли нелегкие испытания. Евфросиния Ярославна - дочь Ярослава Владимировича галиченского, вторая жена Игоря, который вступил в брак с ней 1184 года. Ярославна, влюбленная у своего мужчины, и вот этого счастья супружеской жизни ей отведено лишь один год, так как уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен. Как же тяжело молодой женщине отторгать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть! Но она осознает то, что ее мужчина - князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников. С тревогой ждет она вестей из поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милое ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливской вал, в отчаянии обращается к силам природы по помощь. Вообще, автор «Слова…» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо. Она может быть гневной и кроткой, но всегда действующей, подвижной, очеловеченной. Обращается к ней Игорь, когда попадается в плен:
Донец-Река!
Не было тебе славы,
Что носил ты князя на волнах,
Стелил ему траву зеленую
На берегах серебряных…
Донец вступает в диалог с Игорем:
Князю Игорю!
Не имело тебе славы,
Кончакове досады злой,
А Русской земле веселья!
Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде. Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
Как и чайка-жалобница
Стонет она рано.
Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
Омочу бобровый рукав
В Каяле-Реке,
Обмою князьевы кровавые раны
На теле его сильном!
В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря. Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
О ветер ветрило!
Почему, хозяину, силой веешь?
Почему метаешь вражеские стрелы
На крыльях своих легких,
Против воинов моего милого?
К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
Принеси же ты, хозяину,
Ко мне моего милого,
А не слала бы я слез ему ревностных,
На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе - Солнца:
Почему же, солнце-хозяину,
Простерег горячий свой луч,
На воинов моего милого,
В поле безводному,
Жаждой им луки посушило,
Тоской сагайдаки склепало!
И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:
В полночь море заиграло,
Мгла идет столбами-вихрами,
Игорь-князю бог путь указывает,
Из земли Половецкой,
На землю Русскую.
Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николай Лысенко ее вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны. Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.
И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом - все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!
Другие работы по теме:
Литературный герой ЯРОСЛАВНА
Ярославна героиня памятника древнерусской литературы. Слово о полку. Игореве XII в Я. реальное историческое лицо жена князя. Игоря Святославича Новгород Се верского дочь могущественного галицкого князя.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Слово о полку Игореве как героическая поэма
Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс «Слово о полку Игореве» одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
Образ Русской земли в памятнике Древней Руси Слово о полку Игореве
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся Русская земля.
Патриотическая идея Слова о полку Игореве
Автор: Разное Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
Рассуждение о значении Слова о полку Игореве
Автор: Разное Есть древние творения, сохраняющие живую прелесть художественности, которой мы наслаждаемся ныне так же, как и наши далёкие предки. Каждое поколение открывает для себя в них новое видение и изображение мира – нужное, интересное современности.
Кем был автор Слова о полку Игореве
Кем был автор "Слова о полку Игореве"? Автор: Древнерусская литература Копий как много по тебе сломали, «Слово…» ! Оратор не один слюною захлебнулся.
Гимн,посвящённы Русской земле,русскому народу
Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве»- единственный в своём роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии. «Слово…» было написано в седьмом веке, по следам происходивших событий, но автор этой истории неизвестен.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Образ Русской земли на страницах Слова о полку Игореве.
Образ Русской земли на страницах "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - великолепный памятник древнерусской литературы. Участившиеся половецкие набеги в 12 веке на Русь вынудили князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем двинуться на врага.
Образ автора Слова о полку Игореве
Образ автора "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература Существует множество предположений о том, кто был автором "Слва о полку Игореве". Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя.ю потому что полон горести, сожаления.
Ярославна - героиня Слова о полку Игореве
Ярославна - героиня "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" - это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов.
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве
Образ князя Игоря в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестаёт нас удивлять. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, актуальным для нас - людей, живущих уже в двадцать первом веке?
Образ автора в Слове о полку Игореве
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности и морали, тем самым утверждается мысль о бесценности этого памятника древнерусской литературы.
Образ автора в Слове о полку Игореве 2
Образ автора в "Слове о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - один из самых известных и выдающихся памятников древнерусской литературы. Это произведение окружено тайнами и различными гипотезами: неизвестна дата и место создания «Слова …», ведутся споры о его жанре, остаётся неизвестен и его автор.
Моя любимая игрушка
Автор: Сочинения на свободную тему Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.
Читая Слово о полку Игореве
Читая "Слово о полку Игореве". Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
Как я представляю себе автора Слова о полку Игореве
Герой меча и магии (как я представляю себе автора "Слова о полку Игореве") Дотошные учёные уже много лет ведут споры об авторстве "Слова". Одни ищут его среди современников похода Игоря (конец XII века), другие предполагают позднюю стилизацию. Не хочу вникать в их прозаические дискуссии!
Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках 14 века во время пожара в Москве сгорела. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке и подаренный Екатерине II.
"Слово о полку Игореве"
Создатель "Слова о полку Игореве" написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении.
Слово о полку Игореве и его связь с устным народным творчеством
"Слово о полку Игореве" и его связь с устным народным творчеством Автор: Разное «Слово...» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово...» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве
Каким я представляю себе автора "Слово о полку Игореве" Автор: Разное Прочитав "Слово о полку Игореве", я представил себе все картины исторических событий, которые были упомянуты в "Слове...". Я очень хотел понять ил даже представить кто же был автором этого произведения.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Идейно-художественная роль эпизода "Плач Ярославны"
«Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание.
Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"
Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние.
Человечность "Слова о полку Игореве"
Восемь веков назад было создано "Слово о полку Игореве" — выдающийся художественный феномен Киевской Руси. В этом гениальном произведении отразилось мировоззрение наших далеких предков, их эстетические взгляды и этические нормы.
Донецкое городище
Введение 1 История исследования 2 Общая характеристика памятника 3 Исторические факты Введение Донецкое городище — летописный древнерусский город Донец VIII—XIII вв. н. э., упоминаемый в Ипатьевской летописи 1185 году и «Слове о полку Игореве». Ныне городище, расположенное на высоком мысу правого берега р.
Шуханов, Даниил Васильевич
Даниил Васильевич Шуханов (1745 – 1814), генерал-майор. Биография «Из молдавского шляхетства». В службе числился с 1755 в Бахмутском гусарском полку. Был участником двух русско-турецких войн второй половины XVIII в. За успешные действия при отбитии турецкого десанта на Кинбурнской косе 18 октября 1787 по представлению А.В.Суворова награждён орденом Св.Георгия 4-го кл. № 242