Автор: Бунин И.А.
Иван Алексеевич Бунин
МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ
Прекрасные летние дни, спокойное Черное море.
Пароход перегружен людьми и кладью, - палуба загромождена от кормы до бака.
Плавание долгое, круговое - Крым, Кавказ, Анатолийское побережье, Константинополь...
Жаркое солнце, синее небо, морс лиловое; бесконечные стоянки в многолюдных портах с оглушающим грохотом лебедок, с бранью, с криками капитанских помощников: майна! вира! - и опять успокоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке.
В первом классе прохладный бриз в кают-компании, пусто, чисто, просторно. И грязь, теснота в орде разноплеменных палубных пассажиров возле горячей машины и пахучей кухни, на парах под навесами и на якорных цепях, на канатах на баке. Тут всюду густая вонь, то жаркая и приятная, то теплая и противная, но одинаково волнующая, особая, пароходная, мешающаяся с морской свежестью. Тут русские мужики и бабы, хохлы и хохлушки, афонские монахи, курды, грузины, греки... Курды, - вполне дикий народ, - с утра до вечера спят, грузины то поют, то парами пляшут, легко подпрыгивая, с кокетливой легкостью откинув широкий рукав и плывя в расступившейся толпе, в лад бьющей в ладоши: таш-таш, таш-таш! У русских паломников в Палестину идет без конца чаепитие, длинный мужик с обвисшими плечами, с узкой желтой бородой и прямыми волосами вслух читает Писание, а с него не спускает острых глаз какая-то вызывающе независимая женщина в красной кофте и зеленом газовом шарфе на черных сухих волосах, одиноко устроившаяся возле кухни.
Долго стояли на рейде в Трапезунде. Я съездил на берег и, когда воротился, увидал, что по трапу поднимается целая новая ватага оборванных и вооруженных курдов - свита идущего впереди старика, большого и широкого в кости в белом курпее и в серой черкеске, крепко подпоясанной по тонкой талии ремнем с серебряным набором. Курды, плывшие с нами и лежавшие в одном мосте палубы целым стадом, все поднялись и очистили свободное пространство. Свита старика настелила там множество ковров, наклала подушек. Старик царственно возлег на это ложе. Борода его была бела как кипень, сухое лицо черно от загара. И необыкновенным блеском блестели небольшие карие глаза.
Я подошел, присел на корточки, сказал "селям", спросил по-русски:
- С Кавказа?
Он дружелюбно ответил тоже по-русски:
- Дальше, господин. Мы курды.
- Куда же плывешь?
Он ответил скромно, но гордо:
- В Стамбул, господин. К самому падишаху. Самому падишаху везу благодарность, подарок: семь нагаек. Семь сыновей взял у меня на войну падишах, всех, сколько было. И все на войне убиты. Семь раз падишах меня прославил.
- Це, це, це! - с небрежным сожалением сказал стоявший над нами с папиросой в руке молодой полнеющий красавец и франт, керченский грек: вишневая дамасская феска, серый сюртук с белым жилетом, серые модные панталоны и застегнутые на пуговки сбоку лакированные ботинки. - Такой старый и один остался! - сказал он, качая головой.
Старик посмотрел на его феску.
- Какой глупый, - ответил он просто. - Вот ты будешь старый, а я не старый и никогда не буду. Про обезьяну знаешь?
Красавец недоверчиво улыбнулся:
- Какую обезьяну?
Ну так послушай! Бог сотворил небо и землю, знаешь?
- Ну, знаю.
Потом бог сотворил человека и сказал человеку: будешь ты, человек, жить тридцать лет на свете, - хорошо будешь, жить, радоваться будешь, думать будешь, что все на свете только для тебя одного бог сотворил и сделал. Доволен ты этим? А человек подумал: так хорошо, а всего тридцать лет жизни! Ой, мало! Слышишь? - спросил старик с усмешкой.
- Слышу, - ответил красавец.
- Потом бог сотворил ишака и сказал ишаку: будешь ты таскать бурдюки и вьюки, будут на тебе ездить люди и будут тебя бить по голове палкой. Ты таким сроком доволен? И ишак зарыдал, заплакал и сказал богу: зачем мне столько? Дай мне, бог, всего пятнадцать лет жизни. - А мне прибавь пятнадцать, - сказал человек богу, - пожалуйста, прибавь от его доли! - И так бог и сделал, согласился. И вышло у человека сорок пять лет жизни. Правда, человеку хорошо вышло? - спросил старик, взглянув на красавца.
- Неплохо вышло, - ответил тот нерешительно, не понимая, очевидно, к чему все это.
- Потом бог сотворил собаку и тоже дал ей тридцать лет жизни. Ты, сказал бог собаке, будешь жить всегда злая, будешь сторожить хозяйское богатство, не верить никому чужому, брехать будешь на прохожих, не спать по ночам от беспокойства. И, знаешь, собака даже завыла: ой, будет с меня и половины такой жизни! И опять стал человек просить бога: прибавь мне и эту половину! И опять бог ему прибавил. Сколько лет теперь стало у человека?
- Шестьдесят стало, - сказал красавец веселее.
- Ну, а потом сотворил бог обезьяну, дал ей тоже тридцать лет жизни и сказал, что будет она жить без труда и без заботы, только очень нехороша лицом будет, - знаешь, лысая, в морщинах, голые брови на лоб лезут, - и все будет стараться, чтоб на нее глядели, а все будут на нее смеяться.
Красавец спросил:
- Значит, и она отказалась, попросила себе только половину жизни?
- И она отказалась, - сказал старик, приподнимаясь и беря из рук ближнего курда мундштук кальяна - И человек выпросил себе и эту половину, - сказал он, снова ложась и затягиваясь.
Он молчал и глядел куда-то перед собою, точно забыв о нас. Потом стал говорить, ни к кому не обращаясь:
- Человек свои собственные тридцать лет прожил по человечьи - ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берег свое богатство, все брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись. Вот все это и с тобой будет, - насмешливо сказал старик красавцу, катая в зубах мундштук кальяна.
- Ас тобой отчего ж этого нету? - спросил красавец.
- Со мной нету.
- Почему же такое?
- Таких, как я, мало, - сказал старик твердо. - Не был я ишаком, не был собакой, - за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым?
1936
Другие работы по теме:
Место и роль «геронто» в этнокультуре
Прежде чем определить место и роль физиологически старых, духовно зрелых и жизненному опыту мудрых людей в этнокультуре, возникает желание расшифровать смысл короткого изречение поэта — представителя этнокультуры.
Молодёжь, как социальная группа
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Виды старости
Работа посвящена проблемам геронтологии, а именно старения. Виды старения. Хронологическая и физическая старость. Демографическая старость – преобладание процентной части пожилых людей среди населения. Индивидуальная граница старости. Социальная старость.
Особенности адаптации в пожилом возрасте
Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым.
Есенин с. а. - Стихотворение с. л. есенина
Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой - тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха - гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:
Праздник жизни - молодости годы
Самые лучшие и незабываемые годы в жизни каждого человека - это годы его молодости. Молодость – это пора, когда юноши строят "воздушные замки", а девушки мечтают о "принце на белом коне". Романтичная и нежная любовь.
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин Александр. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно.
Источник народной мудрости
(Сочинение по теме: пословицы) Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но точные выражения слышали мы от бабушки или дедушки, мамы или отца.
Философские мотивы в лирике Пушкина
Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А.
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Идейно-художественное своеобразие книги Бунина Темные аллеи.
Автор: Бунин И.А. Книга «Темные аллеи» принадлежит к шедеврам мировой литературы, писатель работал над ней с 1937 по 1949 годы. Судьба книги была сложная, впервые она была опубликована в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (11 из 20 произведений вошли в нее). Лишь в 1946 году выходит парижское издание книги (38 произведений).
Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг
Эти слова Шота Руставели - золотые. Ведь без друзей человек не может жить. К кому ты пойдешь, когда на душе тяжело? К другу, конечно. У нас сейчас входит в моду иметь своего психотерапевта, к которому можно сходить, рассказать о чем-то наболевшем. Но я думаю, что не каждый сможет излить душу перед практически незнакомым человеком.
Анализ эпизода прощания Штольца с Обломовым
Автор: Гончаров И.А. Сцена занимает место под конец произведения – конец четвёртой части. В ней подводятся итоги произошедшего в романе. Обломов прожил долгую жизнь: прожил детство, прожил молодость, прожил старость, ни разу не отступив от своего стиля жизни, и этот эпизод показывает итоги его жизни, то, к чему привела его жизнь, к чему должна была привести такая жизнь, кто виноват в том, что она такая, и справедлив ли её конец.
Тема любви в поэме Маяковского Облако в штанах
Автор: Маяковский В.В. Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого «ни одного седого волоса», то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы «Облако в штанах» он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Стихотворение С.Л.Есенина Несказанное, синее, нежное... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение С.Л.Есенина "Несказанное, синее, нежное..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Есенин С.А. Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой — тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь.
Способен ли Онегин любить по одноименному роману А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Каждый человек способен на любовь, только у каждого она своя. У кого-то она страстная и яркая, а у других она тихая, романтичная, спокойная. Онегин, как и любой другой человек, тоже способен любить. Всю свою молодость Евгений провел в обществе светских людей, у него было много красивых дам, но они ему нужны были только для утех.
Что такое счастье сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему Описать понятие "счастье" невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Или же "откровенное" счастье, когда человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.
Мой любимый рассказ И.А. Бунина
Автор: Бунин И.А. Мой любимый рассказ Бунина - "Господин из Сан-Франциско". В этом рассказе мы видим главного героя господина из Сан-Франциско. Этот человек был твердо уверен, что имеет право на все, т.к был богат. Он решил свои оставшиеся годы посвятить отдыху и развлечениям. Однако автор не дал своему герою даже имя, и отправил его в поездку по Европе на параходе "Атлантида".
Пьер Огюст Ренуар
Молодость под знаком импрессионизма. Художник-путешественник. Годы совершенства. Старость в Колетт. Картины в ясных тонах, с выразительными контурами и мраморными телами, которые напоминают итальянские фрески и живопись Эшра.
Монтеспан, Франсуаза-Атенаис де Рошешуар-Мортемар
Введение 1 Детство и молодость 2 Королевская фаворитка 3 Скандал с отравлениями и старость 4 Мадам де Монтеспан в литературе Введение Франсуаза Атенаис де Рошешуар-Мортемар (фр. Franзoise Athйnaпs de Rochechouart de Mortemart, Marquise de Montespan, 5 октября 1641(16411005) — 27 мая 1707), маркиза де Монтеспан, официальная фаворитка короля Людовика XIV.
Глэдвин, Гарольд
Введение 1 Молодость 2 Археологические исследования 3 Избранный список публикаций Список литературы Введение Гарольд Стерлинг Глэдвин, англ. Harold Sterling Gladwin (1883, Нью-Йорк — 1983[1]) — американский археолог, антрополог и фондовый брокер. Как археолог, специализировался в доколумбовых культурах юго-запада США, раскопал Снейктаун.
Лафарг, Поль
Введение 1 Молодость и первый французский период 2 Испанский период 3 Второй французский период 4 Последние годы жизни и самоубийство 6 Сочинения Введение
Филипович, Степан
Введение 1 Молодость 2 Партизанская война 3 Гибель 4 После смерти Введение Степан Филипович (хорв. Stjepan «Stevo» Filipović, серб. Стјепан «Стево» Филиповић, 27 января 1916, Опузен, Хорватия — 22 мая 1942, Валево, Сербия) — коммунист, югославский партизан, народный герой Югославии.
Гезмиш, Дениз
Введение 1 Биография 1.1 Молодость 1.2 Политическое становление 2 Последние слова перед вынесением вердикта 3 Исполнение приговора Введение Дениз Гезмиш (тур. Deniz Gezmiş, 27 февраля 1947 — 6 мая 1972) — юрист, участник турецкого движения 1968 г., один из основателей и лидеров подпольной организации Народно-освободительная армия Турции (THKO, тур.
Сарафов, Борис Петров
Введение 1 Семья 2 Молодость 3 Аттентаты и дальнейшая карьера 4 Илинденское восстание 5 Распад ВМРО 6 Убийство Список литературы Введение Борис Петров Сарафов (12 июня 1872, Либяхово, Османская империя — 28 ноября 1907, София, Болгария) — выдающийся болгарский политический деятель, офицер, руководитель ВМОК в 1899—1901 годах.
Маркс, Шарль
План Введение 1 Молодость 2 Доктор 3 Война 4 Министр 5 Труды Введение Луи́ Шарль (Луи́с Карл) Ма́ркс (люксемб. Louis Charles Marx, 26 июля 1903, Люксембург — 13 июня 1946, Ла Ферте-су-Жуар, Франция) — врач, руководитель Коммунистической партии Люксембурга, участник Сопротивления, министр правительства национального единства.
Пече, Ян Яковлевич
План Введение 1 Молодость 2 1917 год 3 Гражданская война 4 Историк Список литературы Введение Ян Яковлевич Пече (17 декабря 1881 — 24 ноября 1942) — коммунист, революционер, один из создателей и руководителей Красной гвардии в Москве, историк.
Дюпон де Немур, Пьер Самюэль
Введение 1 Биография 1.1 Молодость 1.2 Революция и эмиграция Введение Пьер Самюэ́ль Дюпо́н де Нему́р (фр. Pierre Samuel du Pont de Nemours; 14 декабря 1739, Париж — 7 августа 1817, Гринвилл, США) — французский экономист и политический деятель, представитель школы физиократов.
Стаматиос Капсас
Введение 1 Биография 1.1 Молодость 1.2 Восстание 1821 г 1.3 Смерть Капсаса Введение Стаматиос Капсас или Хапсас (?-1821) — герой греческого восстания 1821 г. Бюст Капсасу поставлен у юговосточного въезда в город Фессалоники с надписью: «Здесь, где Тессалоникийцы ждали его как Освободителя» (но свобода пришла через 91 год).
Рубин, Джерри
План Введение 1 Молодость 2 Социальная активность 3 Смерть 4 Книги Список литературы Введение Дже́рри Ру́бин (14 июля 1938 — 28 ноября 1994) — американский Йиппи, деятель антивоенного движения 1960-х-1970-х, вместе с Эбби Хоффманом лидер движения Йиппи. В 1980-х — преуспевающий бизнесмен.