Автор: Булгаков М.А.
Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читателям только четверть века спустя после его смерти. Все свои главные мысли, всю душу и весь талант Булгаков отдал роману «Мастер и Маргарита». Произведение принесло автору мировую славу, стало его откровением читателю. В своем романе Михаил Афанасьевич поднимает проблемы: чести, долга, совести. Писатель заставляет читателя по–новому осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, ведущая к добру и справедливости, спокойной совести. Одна из заповедей «Мастера и Маргариты» гласит: «Трусость – самый страшный порок»; недаром в древности мудрецы считали, что муки ада – это муки совести. Дремавшая всю жизнь в человеке, после его смерти она просыпается и начинает напоминать ему все неблаговидные поступки, которые он совершил при жизни, становится его злейшим врагом, что автор показал на примере Понтия Пилата.
Прокуратор Иудеи - могущественный человек, в руках которого сосредоточена вся полнота власти. Одним из тех, кого он судил, был Иешуа Га-Ноцри. Как известно, «Мастера и Маргариту» часто называют «Пятым Евангелием» или «Библией Булгакова», а само имя Иешуа с еврейского языка переводится как Иисус, поэтому тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Иешуа обвиняли в том, что он «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», а также за его слова: «…всякая власть является насилием». Сам Понтий Пилат понимал, что нет ничего, за что можно было его наказать. Кроме того, Га-Ноцри помогает прокуратору: лечит его нестерпимую головную боль, открывает суть «истины». Пилат удивляется, для него это своеобразный знак. Он – человек, привыкший к тому, что никто во всей Иудеи не ведет себя с ним легко, открыто и безбоязненно. Игемону безразличны люди, которых он осуждает: «…некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостным солнцепеке стоит перед ним арестант…и какие еще никому ненужные вопросы ему придется задавать». Пилат никогда не проявляет своих истинных чувств: «…на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тот час же подавил его своею волею…». Все меняется с появлением Иешуа. Прокуратор начинает понимать, что перед ним умный, удивительный и сильный человек. Он пытается помочь Иешуа: «…протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде», «послал арестанту какой – то намекающий взор». Все же Понтий Пилат расстается с возможностью спасти жизнь бродячего философа, он знает, что после всей речи, произнесенной Га-Ноцри, он не может не вынести ему приговор, хотя сам желает, чтобы «душевнобольного» «подвергли заключению» в его резиденции. Прокуратор не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, он повинуется мнению толпы, боясь потерять власть, привычный, удобный образ жизни, словом все то, что превратилось в смысл его жизни. Герой кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». После этого страшным призраком появляется перед прокуратором в полутьме дворца образ римского императора: «на… плешивой голове сидел разнозубый венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой». Ради такого императора Пилату приходится осудить Иешуа. Почти физическую муку ощущает прокуратор, когда объявляет, стоя на помосте, о начале казни преступников, всех, кроме Вар-раввана. После того как казнь состоялась, Пилат узнает от верного Афрания, что во время казни Га – Ноцри был не многословен и сказал только, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Прокуратор понимает, что свою последнюю проповедь Иешуа читал для него, его волнение выдает «внезапно треснувший голос». Не за жизнь свою побоялся Пилат, а за карьеру, за власть. Трусость – вот его главная беда. Булгаков осуждает ее без пощады и снисхождения, потому что знает: не так опасны люди, совершившие однажды зло, как те, которые малодушны и боязливы. Страх делает неплохих и храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Пилат, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Автор наказывает своего героя: «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна…его терзает бессонница». Только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света и прокуратор идет по ней в сопровождении своего любимого пса Банга и философа, живого и невредимого, муки совести отступают от него.
Все же Михаил Булгаков предоставляет возможность Пилату освободиться и исправить свою ошибку. Жизнь началась тогда, когда Мастер «сложил руки рупором» и прокричал долгожданные слова:
Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
После долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.
Образом этого героя Михаил Афанасьевич стремился предостеречь будущие поколения от совершения подобных поступков. Тема трусости актуальна вечно, это доказывает и В.Лукшин, говоря, что произведение «Мастер и Маргарита» стало книгой, с которой сам Булгаков не мог расстаться, - «романом - судьбой, романом - завещанием». Все без исключения произведения Булгакова завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Роман заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Человеку свойственно испытывать чувство страха, которое могут преодолеть не все, это понятие физиологическое, а трусость – нравственная категория. Из-за нее человек становиться подлецом, забывает о чести и совести. Эта мысль М.А.Булгакова, продемонстрированная на примере Понтия Пилата, делает роман «Мастер и Маргарита» бессмертным.
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Добро и зло в романе булгакова мастер и маргарита
Добро и зло. На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди особой трагичности достигает эта борьба когд Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа.
Только человек ответственен за добро и зло по роману Булгакова Мастер и Маргарита 2
Только человек ответственен за добро и зло по роману Булгакова Мастер и Маргарита Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Как и его герой — Мастер, — писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной, Во время сталинской диктатуры трудно было ожидать чуда.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых - тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода.
Я пришел не судить мир, но спасти мир
(Образ Христа в литературе ХХ века) Изображение Иисуса Христа в русской литературе вплоть до ХХ века практически отсутствует. Испытывая трепетное, благоговейное отношение к Богу, которое закладывалось с детства религиозным воспитанием, писатели долгое время не решались воплощать его образ на бумаге.
Мастер и его ученик в романе Булгакова Мастер и Маргарита
«Мастер и Маргарита» – нравственно-философский сатирический роман М.А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и о бессмертии и о любви. Два повествования, «роман в романе», объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за нее.
Таинственные события в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей свои убеждения, все то, во что он верил, все то, о чем размышлял. Это кульминация творчества Булгакова.
Анализ эпизода из романа Булгакова Мастер и Маргарита , глава 25-я, часть 2-я
Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” впервые вышел в свет зимой 1966-1967 года. Этот роман, реалистический, фантастический, гротескный, с такими неожиданными для той атеистической эпохи образами дьявола и Иешуа Га-Ноцри, сразу же вызвал огромный интерес.
Анализ главы 11 романа Булгакова Мастер и Маргарита
Любой здравомыслящий человек, по мнению М.А. Булгакова, задумывается о смысле жизни, о правильности совершаемых поступков, подвергая их сомнению, что свойственно умным людям, стремящимся к познанию мира, к самосовершенствованию. Главный герой романа «Мастер и Маргарита» Мастер был именно таким человеком: интеллигентным, образованным, свободным от догм, живущим по нравственным законам, накопленным тысячелетиями.
Библейские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастие объективного изображения и иронию, сарказм. Как в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Уже в самом начале произведения поставлены перед нами эти вопросы.
Образ Понтия Пилата и проблема совести
«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Путь к истине по творчеству М. А. Булгакова
Автор: Булгаков М.А. О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то не нужном на суде... Мой ум не служит мне больше... М. Булгаков. “Мастер и Маргарита” Евангелические образы и мотивы возникают на протяжении всего романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сын профессора Киевской духовной академии, Михаил Булгаков хорошо знал историю христианства.
Что несут Воланд и его спутники миру, зло или добро?
Добро и зло в романе уравновешено Воландом и его спутниками. Воланд - зеркало, в котором отражаются поступки людей. Воланд и его свита - средство Б. Для критики и осмеяния советских обывателей. Воланд - судья Мастеру и Маргарите.
Три мира в романе Булгакова Мастер и маргарита
Три мира в романе Булгакова "Мастер и маргарита" Автор: Булгаков М.А. Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мы и не обратили внимания.
Христианские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Эссе о романе М.Булгакова
Автор: Булгаков М.А. Михаил Булгаков - всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману "Мастер и Маргарита". В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий опыт автора.