Автор: Маяковский В.В.
Сидят старики, бороды — веники, каждый хитр:
землю попашет — попишет стихи.
В. Маяковский
Почему-то Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и сатирического плана. Хотя, как мне кажется, он выполнял пропагандистскую и агитационную деятельность как поденщину, как обязательную и скучную работу. Конечно же, он искренне верил тому, о чем писал. И писал здорово:
Но вдруг, будто ожогом рот
скривило господину,
это господин чиновник берет
мою краснокожую паспортину.
Берет, как бомбу, берет, как ежа,
как бритву обоюдоострую,
берет, как гремучую, в двадцать жал
змею двухметроворостую.
Можно понять гордость обладателя паспорта молодого государства. К сожалению, нынче мы не всегда испытываем это чувство.
Но в душе Маяковский наверняка скучал по тонкой, душевной лирике. Даже в поэме "Хорошо", насквозь проникнутой воспеванием коммунистических успехов, он не удерживается от теплых поэтических фраз. Промерзнув в комнате с приютившими его Лилей и Осей Брик и псом Щеником, он идет на Ярославский вокзал за дровами и привозит их на санках домой:
Лишь лежа в такую вот гололедь,
зубами вместе пролязгав — поймешь:
нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку.
А чуть дальше — совсем мило и нежно. Особенно если учесть тот голод в России, о котором он пишет:
Не домой, не на суп,
а к любимой в гости
две морковки несу
за зеленый хвостик.
Я много дарил конфет да букетов,
но больше всех дорогих даров
я помню морковь драгоценную эту
и полполена березовых дров.
В одном из ранних стихов у Маяковского есть прекрасная и нестандартная в стилистическом смысле зарисовка:
Лошадь, не надо!
Лошадь, слушайте!
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Глупенькая,
все мы
немного лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.
Может, старая и не нуждалась в няньке.
Может, и мысль ей моя показалась пошла.
Только лошадь рванулась,
встала на ноги.
И пошла,
хвостом помахивая.
Рыжий ребенок!
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось: она — жеребенок....
Видение тонкого и сострадательного человека. Любовь, высказанная в несколько иносказательной форме. Но есть и более конкретные высказывания:
Приду в четыре, сказала Мария.
Восемь, девять, десять....
Вошла ты,
резкая, как "нате!", муча перчатки замш, сказала:
— Знаете,
я выхожу замуж.
— Что ж, выходите. Ничего. Покреплюсь.
Видите — спокоен как! Как пульс покойника.
Когда-то Маяковский вроде бы в шутку сказал, что он не мужик, а облако в штанах. Потом появилась прекрасная поэма под таким названием. Появились и кровавые, обнаженные чувства:
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет, корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Впрочем, он и сам говорил о себе:
...Меня любить учили в Бутырках. Что мне тоска о Булонском лесе?!
...Нести не могу — и несу свою ношу, Хочу ее бросить — и знаю, не брошу!
...Взяла, отобрала сердце
и просто пошла играть — как девочка мячиком.
...Так я к тебе возвращаюсь, —
разве,
к тебе идя,
не иду домой я?!
Не смоют любовь ни ссоры, ни версты.
Продумана, выверена, проверена.
Пройду, любовищу мою волоча.
В какой ночи
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?
В сущности, у поэта почти не было детства. Раннее взросление, увлечение марксистской философией, тюрьма... Но каждый настоящий поэт немного ребенок.
Страшное у меня горе. Вероятно — лишусь сна, Вы понимаете, вскоре В РСФСР придет весна.
Да, Маяковский пытается подшучивать над своими чувствами. Но они все равно прорываются сквозь иронию:
Надо принять какие-то меры.
Ну, не знаю что, —
например:
выбрать день самый синий,
и чтоб на улицах улыбающиеся милиционеры
всем в этот день раздавали апельсины.
Если это дорого —
можно выбрать дешевле, проще.
Например: чтоб старики, безработные, неучащаяся детвора
в 12 часов ежедневно
собирались на Советской площади,
троекратно кричали б:
ура! ура! ура!
От всего этого поэт с горечью отказывается. Он сам себя призывает в армию борцов за лучший мир, разменивает талант на дешевые агитки и масштабные политические поэмы. Вместо "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?.." появляется: "Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй". Он говорит о своем выборе открыто:
Я, ассенизатор и водовоз революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы капризной.
И все же, как он ни "смирял себя, становясь на горло собственной песни", ручейками живой воды просачивается лирика истинных чувств в нарочито грубоватых стихах.
...Я слышу мой, мой собственный голос.
Мне лапы дырявит голоса нож.
Мой собственный голос — он молит, он просится:
— Владимир! Остановись! Не покинь!
Зачем ты тогда не позволил мне броситься!
С размаху сердце разбить о быки?
Семь лет я стою.
Я смотрю в эти воды,
к перилам прикручен канатами строк.
Семь лет с меня глаз эти воды не сводят.
Когда же,
когда ж избавления срок?
Я бегал от зова разинутых окон,
любя убегал.
Пускай однобоко,
пусть лишь стихом,
лишь шагами ночными —
строчишь,
и становятся души строчными,
и любишь стихом,
а в прозе немею.
Ну вот, не могу сказать,
не умею.
Но где любимая,
где моя милая,
где —
в песне! —
любви моей изменил я?
каждый звук,
чтоб признаться,
чтоб кликнуть.
А только из песни — слово не выкинуть
И уже где-то в шаге от рокового конца Маяковский пишет:
Я не знаю, буду ли понят своей страной?
А не буду понят, ну что ж...
Над своей страной пройду стороной, как проходит осенний дождь.
Выстрел еще не прозвучал, но в этом четверостишии уже чувствуется горькое дыхание смерти. Самое страшное разочарование для поэта — это разочарование в самом себе, в том, что, встав "на горло собственной песни", ты и самом деле эту песню задушил. Зачем? Во имя чего?
Ложных идеалов лживой партии и кровавых вождей?!
Поэт жив и поныне, поскольку живы его многочисленные сборники. Поныне собираются люди у памятника Маяковскому, декламируют его и свои стихи — это традиция. Но этот памятник не только поэту, но и тому,
что он - жертва, одна из многомиллионных жертв неправедного строя и
неправедных правителей.
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Современна ли сатира в. маяковского
Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, э что говорить о прошлом?! Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно - время Маяковского? Удивительное время.
Маяковский в. в. - Лирика маяковского
Как известно лирика передает переживания человека его мысли и чувства вызванные различными явлениями жизни. В лирике. Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества.
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Маяковский в. в. - Маяковский-лирик
После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет. Боюсь что несмотря на народные похороны на весь почет ему весь плач по нем. Москвы и России Россия и до сих пор не поняла кто ей был дан в лице. Маяковского.
Маяковский в. в. - Поэт и поэзия в лирике маяковского
Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества.
Маяковский в. в. - В. маяковский. тема поэта и поэзии
XX век это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждая эпоха нуждается в поэте который сделал бы боль времен своею собственною болью. Таким поэтом своего времени был. Владимир Владимирович Маяковский.
О назначении поэта и поэзии по творчеству Маяковского
В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, — «горлана-главаря».
Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви 2
Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви В творческом наследии Маяковского лирике по праву принадлежит первое место. Нисколько не умаляя значения эпических и драматических произведений, следует признать, что именно лирика была тем жанром, в котором наиболее ярко и полно выразилась творческая индивидуальность Маяковского.
Стихотворение Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой 2
Стихотворение Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой В наши дни, когда нравственные, моральные проблемы обретают все большее значение и остроту, нам важно полнее и зорче «разглядеть » Маяковского как величайшего лирика. Он здесь — первопроходец мировой поэзии ХХ века. Первопроходец не только в лирике политической, социально-обнаженной, гражданской, а и в стихах о революции, ее героях…
Новаторство Маяковского в поэзии
Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию В.В.
Поэт и революция в лирике Маяковского 2
Поэт и революция в лирике Маяковского Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе.
Владимир Маяковский неувядаемый авангардист русской поэзии
"Героически просто, как наше сегодня" — охарактеризовал Владимир Владимирович Маяковский героику будней, и эти слова можно отнести к его творчеству. Тот самый В. В., о котором из года в год говорится в учебниках, о котором пишут критики, которого читают громким голосом (или вовсе не читают).
Герой и толпа в лирике Маяковского
Лирика Маяковского близка традициям романтической поэзии: в ней воплощается конфликт исключительного человека и толпы. За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его вызов – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению.
Анализ стихотворения А. А. Блока Ты в комнате один сидишь.
Автор: Блок А.А. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира».
Анализ стихотворения В.В. Маяковского Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским лето
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" Автор: Маяковский В.В. Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.
Я сразу смазал карту будня... По лирике В. В. Маяковского.
"Я сразу смазал карту будня..." (По лирике В. В. Маяковского.) Автор: Маяковский В.В. Каким тонким и чувствующим сердцем надо обладать, чтоб остановиться у лошади, поскользнувшейся на зимнем подъеме Кузнецкого, и заплакать вместе с животным! Какой наблюдательностью надо обладать, чтоб в свечении звезд увидеть горящие жемчужины, а скрипку уподобить собственной невесте! Или "сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб"!
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
Особенности поэзии А. В. Кольцова
Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей.
Сатира Маяковского
Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии. Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении
Лирика Маяковского
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим.
В.В.Маяковский о назначении поэта и поэзии
Вслед А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и Н. А. Некрасову Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям.
Маяковский "о месте поэта в рабочем строю"
На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Мелодичность поэзии А. А. Фета
Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.
Мой Маяковский
Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского.
Я вам расскажу о времени и о себе
Владимир Маяковский... Еще в раннем детстве он входит в наше читательское сознание. Первые свои самостоятельные шаги мы делаем, сверяясь по вечному: "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Любовная лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.
Лирика А. А. Фета 2
Лирика А. А. Фета Автор: Фет А.А. Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть.
Талант Маяковского
О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить ! А. Блок Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность -= всё охвачено его гением. Даже спустя шестьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаём задавать себе вопрос : каков он, талант Маяковского ? Мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал ?
Маяковский о назначении поэта и поэзии
Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критичес- кими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами.