Автор: Чехов А.П.
Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель останавливает внимание на судьбе “маленького человека”, которого он попытался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
В повести Н. В. Гоголя “Шинель” идея сострадательного, гуманного отношения к “маленькому человеку” выражается прямо.
Акакий Акакиевич Башмачкин - “вечный титулярный советник”. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что “что-то Бог пошлет переписывать завтра”.
Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. “Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...” Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и “...существование его сделалось как-то полнее...”. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.
Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.
Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у “значительного лица”. Его даже обвинили в бунте против начальников и “высших”. Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.
В финале “маленький” несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он “сквернохульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство”. Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (“Мертвые души”). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию... Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.
Духом гоголевской “Шинели” проникнут роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Это рассказ о судьбе того же “маленького человека”, раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт -“бунт на коленях”. Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинель” Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видит в нем свое будущее.
Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает “униженного и оскорбленного” человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой, - высказывается за смирение, покорность, призывая: “Смирись, гордый человек!”
Жертвой неблагополучных социальных условий становится и Мармеладов, герой романа “Преступление и наказание”. Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: “В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто”. Мармеладов поясняет свою мысль: “Бедность не порок, нищета - порок”, -ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.
Далее в развитии образа “маленького человека” намечается тенденция “раздвоения”. С одной стороны, из среды “маленьких людей” появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, “маленький человек” опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рассказах А. П. Чехова “Ионыч”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”.
Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула “Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне”, он становится страшной фигурой в городе.
Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел “элемент сомнительности”. Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным — учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать “беликовщины” осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души.
Стечением времени “маленький человек”, лишенный собственного достоинства, “униженный и оскорбленный”, вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. “Скучно вы живете, господа,” - сказал А. П.Чехов своим творчеством “маленькому человеку”, смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское “Ваше-ство”. В тот же год, что и “Смерть чиновника”, появляется рассказ “Толстый и тонкий”. Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, “как китаец”, склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.
Во всех произведениях, где созданы образы “маленьких людей”, писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит “маленького человека” к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения: у Самсона Вырина — дочь, радость его жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их взаимная любовь и забота друг о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: “Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!” Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое - красоту “маленького человека”.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Тема
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч - стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Достоевский художник бездны человеческой, человеческой бездонности
Достоевский художник 8230 бездны человеческой, человеческой бездонности В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя.
Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова
Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.
Тема маленького человека в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире.
Проблематика ранних произведений Достоевского
Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя.
Изображение маленького человека
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди.Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали.
Тема маленького человека в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского
Автор: Чехов А.П. В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей.
Тема маленького человека в повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания.
Образ маленького человека по повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский.
Петербург Ф. Достоевского по роману Преступление и наказание.
Автор: Достоевский Ф.М. Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского.
Петербург Ф. М. Достоевского по роману Преступление и наказание 2
Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Автор: Достоевский Ф.М. Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.
Образ маленького человека в русской литературе 19 века
Образ "маленького человека" в русской литературе 19 века Автор: Разное «Боль о человеке» - вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А.
Тема маленького человека в творчестве Н.В. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. Тема «Маленького человека» существовала в русской литературе и до ее проявления в произведениях Н.В. Гоголя. Впервые она была обозначена в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Позже эта тема начала проявляться и в творениях Гоголя. Вообще творчество Гоголя и творчество Пушкина имеют некоторые общие черты.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Мое восприятие Достоевского
Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов
Автор: Чехов А.П. Впервые я познакомилась с творчеством Антона Павловича Чехова, когда была еще совсем маленькой. Рассказы «Детвора», «Каштанка», «Ванька» были первыми книгами, которые я прочитала сама. Они оставили глубокий след в моей памяти и в моей душе. Нельзя без волнения читать о судьбе маленького Ваньки, не переживать за потерявшую хозяина Каштанку.
Хлестаков в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков – главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Он – ничтожный, глупый, пустой человек, виновник необычных событий, охвативших весь город Н.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Авшаров, Юрий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Московский академический театр Сатиры 2.1.2 Студия им. М. Чехова 2.2 Роли в кино 2.3 Режиссёрские работы в театре
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев ; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.