Реферат: Небо земля и Демон Образ Демона в одноименной поэме МЮ Лермонтова и живописи МА Врубеля - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Небо земля и Демон Образ Демона в одноименной поэме МЮ Лермонтова и живописи МА Врубеля

Рефераты по литературе и русскому языку » Небо земля и Демон Образ Демона в одноименной поэме МЮ Лермонтова и живописи МА Врубеля
8 класс. Урок внеклассного чтения при изучении творчества М. Ю. Лермонтова.
Тема: Небо, земля и Демон. Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова и
живописи М. А. Врубеля.
Цель: Знакомство с «богоборческими» мотивами в творчестве Лермонтова, с
«демонической» темой в живописи Врубеля. Сопоставление биографических фактов поэта
и художника, живших в разное время, с целью создания атмосферы магического,
фантастического, как нельзя лучше отвечающих теме занятия. Словарная работа (этимология
и развитие слова демон и др.). Развитие умения видеть прекрасное, отзываться на него,
сопереживать.
Оборудование:Репродукции картин Михаила Врубеля «Демон сидящий, «Летящий Демон»,
«Демон поверженный». (Не путать совершенно самостоятельные картины Врубеля с его
иллюстрациями, выполненными специально к поэме Лермонтова «Демон».)
Эпиграф: Собранье зол его стихия? (М. Ю. Лермонтов, «Мой демон»; строчка
стихотворения, представляющая собой утверждение, звучит в качестве эпиграфа как вопрос.)
Учащиеся выступают в роли экскурсоводов. К уроку необходимо знание текста поэмы
«Демон».
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
– В 1856 году, когда в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы
«Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Лермонтова, в Омске, в семье штабс-
капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Врубеля родился сын, будущий
художник Михаил Врубель. Его жизнь сложилась так, будто к его колыбели прилетал
лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком. Для обоих – и
Лермонтова, и Врубеля – Демон стал программным образом, художественной формой
философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений.
Демон– образ-символ пришел в европейскую культуру из античной мифологии. У древних
греков к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духи-
хранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами,
сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли
способствовать или благоприятствовать человеку в исполнении его намерений. С развитием
религиозных воззрений демон стал трактоваться уже не просто как злой дух, он стал
олицетворять тьму, обман и зло, и воспринимался, соответственно, как бес, дьявол, сатана.
Русские и европейские поэты трактовали образ демона в соответствии с собственным
индивидуально-субъективным пониманием и творческим воображением. У Пушкина – это
Князь тьмы, олицетворение зла, у Байрона – соблазнитель Евы и учитель Каина, открывший
ему тайну сотворения мира.
С приходом Лермонтова, Врубеля мировая культура, развивавшая различные направления
образов демонологии в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве,
пополнилась новыми яркими творениями, масштабными по идее и емкими по содержанию.
2. Объявление темы урока, эпиграф.
Экскурсовод: «Демон сидящий».Врубель начал поиски своего «Демона» в 1885 году.
Демон не давался художнику, ускользал, рассеивался в дымке, как призрак. Временами
Врубель видел почти натурально огромные глаза, горящие, как черные бриллианты, полные
нечеловеческой тоски: то он видел губы, запекшиеся, как лава; то гриву змеящихся волос; то
чудное оперенье крыльев; то бледно-серый овал мучительно далекого лица. Но все это не
собиралось в целое и страшно угнетало художника, даже «тело сводило судорогами от боли».
И вот наконец свершилось – перед вами репродукция картины «Демон сидящий»:
«полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне
заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под
цветами». Отблески заката осветили желтоватыми бликами могучий торс и руки самого
неподвижного героя, едва коснулись неземной красоты его молодого лица, на котором, как
жемчужина, застыла светлая, тяжелая, «нечеловеческая» слеза. Это образ молодого, еще
ненастоящего Демона. Кажется, скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках,
сцепленных в бездействии, в его глазах.
В поэме у Лермонтова Демон уже иной. Это бессмертный дух, получеловек, полубог в
краткий миг, когда влюбляется в земную девушку Тамару и надеется вернуться к
былому райскому блаженству, примирившись с Богом. Обратимся к началу поэмы и
подумаем, какими художественными средствами передается бесконечная тоска,
равнодушие и презрение Демона к мелочным страстям земной жизни? (Ярко
выраженная антитеза. Каждая строфа пространно описывает великолепие земного пейзажа:
наблюдательный взор проникает в самые заветные, недоступные уголки прекрасного
божественного творения – перед глазами расстилаются роскошные ковры грузинских долин,
величественные вершины Кавказа, мощные, безудержные горные реки; чуткий слух
различает «стозвучный говор голосов, дыханье тысячи растений»; обоняние тревожат
«ароматные росы»… Но каждая строфа заканчивается разрушительным эмоциональным
спадом: наблюдая все это, Демон либо скучает, либо презирает окружающее, либо ненавидит
и завидует. Первая строфа и окончание четвертой как бы замыкаются образами небесных
светил – в лучшие дни, до изгнания Демон сам «блистал», «когда бегущая комета… любила
поменяться с ним»– с земли тоже видны «звезды яркие, как очи, как взор грузинки молодой».
Но и подобное чудо – столь удивительная связь земли и неба, которые не сойдутся вместе
никогда – не трогают душу Демона.)
Как вы думаете, какие строки поэмы «Демон» могла бы проиллюстрировать картина
Врубеля «Демон летящий»?(Как раз 1, 3, 4 строфы поэмы.)
Экскурсовод: «Демон летящий».Перед вами все тот же молодой титан, но повзрослевший
и еще более безутешный, без юношеской лиричности и своеобразного обаяния,
свойственных Демону 1890 года. Полет могучего тела над землей исполнен стремительной
силы и материальной невесомости. Но полет Демона бесцелен. В лице, разрезающем
пространство, – выражение бессильной обиды и безысходности, а его мускулистые
деформированные руки (опять руки!) воспринимаются неуместными, ненужными: Демон не
знает, как их применить. К длинному, как фриз, полотну не сохранилось эскизов. Полотно
осталось незаконченным.
Из состояния безысходности и тоски Демона вырывает необычайная красота земной
девушки. Верите ли вы в искренность намерений Демона в отношении Тамары?
(Мнения учащихся разделяются. С одной стороны, Демон влюбляется в земную грузинскую
княжну Тамару в надежде обрести вечную подругу, коренным образом изменить свою жизнь,
примириться с Богом, вернуться к былому райскому блаженству или, по крайней мере,
зажить с любимой «царицей мира» в своем аду, между небом и землей, ведь любовь
преображает, даже возрождает (часть 2, признание Демона в любви к грузинской княжне). С
другой стороны, Демон воспринимается как злой дух, словам и поступкам которого нет веры.
Он – коварный искуситель, для которого любовь не есть путь ангельского возрождения, а
лишь «умысел жестокий» растления чистой души (часть 2, строфа 11: «Увы! Злой дух
торжествовал!). Подходим к мысли о том, что в трактовке Демона отражается некоторая
двойственность: перед нами образ-символ философско-нравственных взглядов, настроений
самого Лермонтова – в поэме слышен отзвук неудачной любви поэта к В. Лопухиной, и в то
же время Демон – образ антихриста в его евангелическом и житейском понимании.)
Отчего погибла Тамара? (От неземной страсти – простому человеку ее не выдержать; от
губительной страсти – ибо она от злого духа; Тамара была нужна Богу, а орудием для ее
скорейшего появления в раю Бог избирает Демона, что для последнего является страшным
испытанием и еще более усугубляет его страдания: «Узнай! Давно ее мы ждали!» –
восклицает посланный Богом Ангел. Получается, что Богу вовсе не угодно перерождение
Демона, возвращение на небо, – звучит мысль о жестокости и несправедливости
Всевышнего, отсюда и «богоборчество» поэта.)
Ни на один вопрос к поэме невозможно дать однозначного ответа, поэма «Демон»
подобна психологическому ребусу, который с трудом поддается расшифровке. Образ
Демона дан в развитии – так же он эволюционирует, становится все трагичнее и в
живописных произведениях Врубеля.
Экскурсовод: «Демон поверженный».В 1902 году Врубель заканчивает «Демона
поверженного», где герой представлен в минуту краха, наедине с собой, исполненный злобы
и отчаяния. Когда в начале марта картина уже висела на выставке «Мира искусства»,
художник, являвшийся с раннего утра с кистями и красками, все менял и менял лицо Демона
– до сорока раз, согласно свидетельствам очевидцев. Но ведь известно, что у бывшего ангела
тысяча личин, ни об одной из которых нельзя сказать, что она истинна. То, что открылось
Врубелю в погоне за правдой о своем герое, уже просто пугает. В каком-то бессильном
бешенстве глядит на нас своевольно-капризное деформированное лицо. Намертво
переплетенные руки и изгиб торса создают своего рода клетку, в которую заключено это
существо.
Кроме изменившегося облика героя, мы имеем дело и с изменившимся колоритом. Художник,
нарушая все правила живописной техники, ввел в крылья, диадему, пояс и даже снега горных
вершин легко изменяющие цвет бронзовые порошки. Именно это обстоятельство стало
основным препятствием в деле приобретения картины Третьяковской галереей. За 3000
рублей работу, которой суждено было стать последним законченным живописным
произведением Врубеля, приобрел В. В. Фон Мекк. Лишь в 1908 галерея купила ее у Мекка
за 8000 тысяч рулей, хотя опасения в том, что темнеющие металлические лаки изменят
колорит полотна, оправдались. Краски потемнели. Но – и это самое поразительное! –
экспрессия «Демона» не умалилась, все полотно приобрело цельность, сгладились черты
чрезмерного возбуждения, лихорадочного писания. Среди погасшего сверкания крыльев
лишь на отдаленных вершинах светятся отблески вечерней зари, и лучи заката светятся на
«царственном золоте» венца на голове Демона. Получается, что картина как бы жила
самостоятельной жизнью и после смерти ее создателя.
2. Заключительное слово учителя.
…Михаил Лермонтов, Михаил Врубель. В славянскую христианскую культуру имя Михаил
пришло из Древней Иудеи. В переводе на русский язык оно означает «Кто как Бог»:
обращаясь к творчеству художника и поэта, мы не только восхищаемся силой их
художественного гения, мы благоговеем перед их готовностью преодолеть гигантские по
размаху задачи, какие под силу разве что Богу в дни творения. Впрочем, всякое созидание
приравнивает человека к творцу. Врубель и Лермонтов создали художественные образы
исключительной силы, содержащие гордое противостояние Богу.
Несколько цифр. Через столетие после рождения М. Ю. Лермонтова началась Первая
мировая война. В год трагической гибели поэта – и вновь через сто лет – Великая
Отечественная.
И завершающий акт трагедии. Последние годы жизни Врубель проводит в психиатрической
лечебнице, к тяжелому нервному расстройству присоединяется слепота. Он умирает в
московской клинике доктора Усольцева от скоротечной чахотки.
Возможно, прикосновение к запретному, запредельному, к тому, что не угодно мировому
добру, послужило к столь трагическим взаимосвязям и обстоятельствам. Кто-то покарал
бунтарей.
Д/з: Сочинение-миниатюра «Собранье зол его стихия? Так «да» или «нет»?»
Литература:
1. М. Ю. Лермонтов. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 2. – М.: Русская книга, 1996.
2. С веком наравне. Книга 1-я. Составитель Л. А. Вагнер. – М.: «Молодая гвардия», 1966.
3. Врубель м. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве». – М.:
Издательский цент «Классика», 2000.
4. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до
классики 19 века/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002.
5. Рада Михайлова. Кто как Бог. Лермонтов и Врубель.