Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:
Я тоже любил, и она жива еще.
Все так же, катясь в ту начальную рань,
Стоят времена, исчезая за краешком
Мгновенья. Все так же тонка эта грань…
Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.
Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:
Любить иных – тяжелый крест…
Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:
О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем
Разрыве столько грез, настойчивых еще!
Когда бы, человек, – я был пустым собраньем
Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.
Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:
Разочаровалась? Ты думала – в мире нам
Расстаться за реквиемом лебединым?
В расчете на горе, зрачками расширенными
В слезах, примеряла их непобедимость?
Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.
Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».
Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.
Анне Ахматовой:
Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность.
А ошибусь, – мне это трынь-трава,
Я все равно с ошибкой не расстанусь.
И – Марине Цветаевой:
Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне все равно, чем сыр туман.
Любая быль, как утро в марте.
Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.
Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.
Другие работы по теме:
Северянин и. - громокипящий кубок
(По творчеству Игоря Северянина) Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии, любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:
Ахматова а. - Тема поэта и поэзии в творчестве а. ахматовой
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет напряженную авторскую исповедь почему и приковывают к себе внимание читателя.
Лермонтов м. ю. - Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов философов XVIII века. Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал.
Серебряный век русской поэзии - Поэты серебряного века
Серебряный век в русской литературе это период творчества основных представителей модернизма период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают год фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Серебряный век русской поэзии - серебряный век русской поэзии
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.
Основные мотивы лирики Ахматовой
Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков.
О Русь, взмахни крылами .. по лирике Сергея Есенина
Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Стихотворение Ахматовой Сегодня мне письма не принесли
А.А. Ахматова ворвалась в литературу вместе с новым веком, заявив о себе «во весь голос». Она изменила представление о поэзии любви, сделав личную исповедь национальным достоянием. А. Ахматова создала из фрагментов интимных переживаний «четки» целой жизни. Ее стихотворения – мгновения, запечатленные навеки.
Любовь и природа в лирике Фета
Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).
Тема любви в лирике Блока
Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Мой любимый поэт Серебряного века А. А. Блок
Автор: Блок А.А. Серебряный век — это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты Серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры.
Поэма без героя Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении.
Автор: Ахматова А.А. В «Поэме без героя», писавшейся в 40-е и последующие годы (всего около 20 лет), Анна Ахматова обратилась ко временам своей молодости — эпохе поэтического «серебряного века»; Здесь причудливо переплетается прошлое и настоящее, дорогие сердцу поэтессы бытовые детали и фантастические образы, легенда и действительность.
Иванов Г. - Последний из серебряного века
По использованию поэтических средств для оценки тех или иных событий, как видит читатель, Г. Иванов силой и резкостью отличался от многих своих товарищей — символистов.
Поэты серебряного века
22.04.04 Болдырев Максим. Поэты «серебряного века». Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали свое существование различные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом.
Мой любимый поэт серебряного века
Николай Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит название серебряного века.
Мое отношение к поэзии В. Брюсова
Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой человек.
Тема любви в творчестве Фета и Тютчева
Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.
Тема любви в поэзии Серебряного века 2
"Тема любви в поэзии Серебряного века" Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом.
Поэты серебряного века Николай Гумилев
Автор: Гумилев Н.С. “Серебряный век” в русской литературе — это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
Все начинается с любви... 3
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Современная литература 50—80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие.
Все начинается с любви... 2
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н. Толстой Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто.
Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.
Куртуазность
Куртуа́зность куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви.
Тиняков А.И.
Одна из наиболее парадоксальных фигур в поэзии Серебряного века. Оставшийся в воспоминаниях современников если не Федором Павловичем Карамазовым от литературы, то, по крайней мере, одним из неудачников.