Русский
романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый
(1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к
начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского
романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и
мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода,
настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов
еще ощущается властное влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если
Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым
веяниям. Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского
характерны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по
утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”. Действительно, в лице
Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань
сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным
томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской
критике получил название “романтизм средних веков”. Совсем иная атмосфера царит
в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению.
Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической
литературой античности.
Жуковского
по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый
сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным
влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое
значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях.
Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в
искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”. Для
немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы
находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”.
В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему
запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке.
Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти
нереальны, словно отражения в воде:
Как
слит с прохладою растений фимиам!
Как
сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как
тихо веянье зефира по водам
И
гибкой ивы трепетанье!
Чувствительная,
нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге
“оного таинственного света”. Поэт, по меткому выражению Белинского, “любит и
голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими
ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна.
Поэтому, когда в послании к Батюшкову, “сыну неги и веселья”, он называет
поэта-эпикурейца “родным по Музе”, то трудно поверить в это родство. Скорее мы
поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных
наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”
Батюшков
- фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей,
а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического
существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с
одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как
и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от Жуковского - была чужда
“золотая середина”. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой
дружбы, отрады “смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха,
ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения
жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно
отринуть гнетущую мудрость науки:
Ужели
в истинах печальных
Угрюмых
стоиков и скучных мудрецов,
Сидящих
в платьях погребальных
Между
обломков и гробов,
Найдем
мы жизни нашей сладость?
От
них, я вижу, радость
Летит,
как бабочка от терновых кустов.
Для
них нет прелести и в прелестях природы,
Им
девы не поют, сплетаясь в хороводы;
Для
них, как для слепцов,
Весна
без радости и лето без цветов.
Подлинный
трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он
стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из
его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного
бытия:
Ты
помнишь, что изрек,
Прощаясь
с жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом
родился человек,
Рабом
в могилу ляжет,
И
смерть ему едва ли скажет,
Зачем
он шел долиной чудной слез,
Страдал,
рыдал, терпел, исчез.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта bobych.spb/
Другие работы по теме:
Поэзия В. А. Жуковского
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
Жуковский и Батюшков первые русские поэты-романтики
Русский романтизм в литературе разделяют на такие периоды: первоначальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и эпоха последекабристского созревания. Но условность настоящей схемы по отношению к начальному периоду четко бросается в глаза. Так как начало русского романтизма соединено с широко известными именами Жуковского и Батюшкова, прославленных поэтов, творчество и мироощущение которых нелегко ставить близко и сопоставлять в пределах одного этапа, до такой степени неодинаковы их цели, склонности и темпераменты.
Царскосельский лицей в поэтическом мире Пушкина
Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей. Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю — восьмую — главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции.
Тема природы в лирике Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.
Тема родины в стихотворениях поэтов русского зарубежья
Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.
Анализ Баллады Светлана 2
Анализ Баллады «Светлана» Автор: Жуковский В.А. Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» была написана в 1812 году. В основе сюжета — баллада «Ленора» Готфрида Бюргера. Но можно считать произведение Жуковского самостоятельным, так как
Анализа баллады Светлана
Анализа баллады "Светлана" Автор: Жуковский В.А. В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества.
Баллада В.А. Жуковского Светлана
Автор: Жуковский В.А. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой». Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе.
Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль...
"..." Автор: Пушкин А.С. "Победителю-ученику от побежденного учителя" — эти слова стали крылатыми. Их знают все: когда юный Пушкин написал свою первую поэму "Руслан и Людмила", знаменитый в то время поэт В. А. Жуковский подарил ему свой портрет, сопроводив его этой мужественной надписью.
"Муза мне была подруга..."
Творческое наследие Константина Николаевича Батюшкова невелико, но историко-литературное и художественное значение его поэзии огромно.
Поэзия и жизнь в балладе "Светлана" В. А. Жуковского
В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами.
Жизнь и поэзия — одно
Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом созидания. Русские поэты осваивали богатый опыт накопленных европейской культурой литературных жанров.
Батюшков К.Н.
Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.
Первая Русская баллада Жуковского «Людмила»
А. Жуковский писал лирические стихотворения на всем протяжении своего творческого пути. Но он не случайно получил прозвище «балладника». Популярность Жуковскому принесли прежде всего баллады.
К.Н. Батюшков
В. А. ЖУКОВСКИЙ И — ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекаб-ристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.
Легкая поэзия классицизма
Этот род поэзии существовал уже в XVIII в. в пределах ортодоксального классицизма как одна из его маловлиятельных, но характерных тенденций («Душенька» Богдановича, «Евгению, жизнь званская», «Анакреонтические песни», 1804, Державина и т. д.).
Поэты «чистого искусства»
Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов.
Жуковский Невыразимое
Автор: Жуковский В.А. В элегии «Невыразимое» (1819) поэт высказал сожалении о невозможности удержать миг прекрасного, уловить и запечатлеть в слове переливы света, игру теней и солнечных пятен, отражение в воде сияющих облаков – все многообразие живой, беспрерывно меняющейся природы.
Жизнь и творчество В.А. Жуковского
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский». Сообщение по литературе. Жизнь и творчество В.А. Жуковского. Выполнила: Помигуева К. А., ученица 8-бкласса.
Арзамас литературное общество
«Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» (так наз. «архаисты»).
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Василий Андреевич Жуковский - краткая биография
Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанфсия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры.
Поэт в России - больше чем поэт
Поэт в России-больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего
Биография К.Н. Батюшкова
Русский поэт. Константин Николаевич Батюшков родился 29 мая (по старому стилю - 18 мая) 1787 года в Вологде, в обедневшей дворянской семье. Происходил из старинного, но незнатного дворянского рода.
Батюшков Константин Николаевич
Русский поэт. Родился Батюшков 29 мая (по старому стилю - 18 мая) 1787 в Вологде, в обедневшей дворянской семье. Происходил из старинного, но незнатного дворянского рода.
Батюшков Константин Николаевич
В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока... Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу.
Жуковский Василий Андреевич
Поэт Жуковский родился вдали от Москвы и Петербурга, в глуши Тульской губернии, в селе Мишенском, 29 января 1783 г. Природа наделила его чутким сердцем и большим умом, поэтический строй его души проявился очень рано.