Жизнь любого человека нельзя представить вне какого-либо
общества - будь то семья или городская община. В своих пьесах А. Н. Островский
проводит путь женщины от городских знакомых до семьи. Он дает нам полно понять
и представить общественную жизнь женщины в его время. Но не одна пьеса не
копирует другую. Хоть «Гроза» и «Бесприданница» созданы одним автором, в них
проявляются совершенно разные общественные взгляды.
Конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины.
Город Калинов - провинциальный город, поэтому можно сказать,
что в пьесе описание быта данного города есть часть описания быта вообще всей
российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским
законам и религиозным обрядам, в отличие от столицы, где прогрессировали уже
совершенно новые идеи, отличные от провинциальных. В быте можно отметить
несколько моментов: это социальное, семейное и экономическое положение. Жители
провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью,
в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их
интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни
кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое
достоинство. Распространенная социальная группа в обществе - это купцы. Их быт
и нравы составляют основу быта провинции. Одни люди довольны купцами - Феклуша:
“Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!
Щедростью и подаяниями многими!”- а некоторые недовольны - Кулигин. Вообще о
быте города можно сказать словами Кулигина: “Вот какой у нас городишко! Бульвар
сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что
гуляют, а сами ходят наряд показывать. … Бедным гулять некогда, у них день и
ночь работа”. По мнению Кулигина, провинциальное общество больно. И все это
связано с отношениями в семье. Иерархия сильно сказывалась на отношениях в ней,
а значит и на отношениях в обществе. Яркими представителями "темного
царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип
купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами
сколотить капитал. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев
"темного царства". Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь
разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что
будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то
хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи -
человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Катерина
попадает в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно
говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них "весь дом
держится". И вот ее позиция: "А, по-моему: делай, что хочешь,
только бы шито да крыто было". "Грех не беда, молва нехороша!
"- так рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. В этом мире Диких
и Кабаних Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее
чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена
заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки
конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет
постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь
опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь,
не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она.
Катерина предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в
мыслях изменить мужу. Но не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого
мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к
Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как
Катерина, она стала смыслом жизни героини. Вот эта-то борьба между долгом
своим, как она его понимает, (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя) и
новым чувством и ломает ее судьбу. Катерина вступает в конфликт не только с
окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.
Девушка-бесприданница- товар, чью красоту разыгрывают в орлянку.
Быт и нравы провинции в пьесе “Бесприданница” отличаются от
быта “Грозы”. Это связано с тем, что в пьесе “Бесприданница” Островский осветил
узкий круг людей - провинциальных дворян и дельцов. Разговор, которым
начинается пьеса, это разговор двух слуг. Они рассуждают о том патриархальном
быте, правил которого строго придерживаются мещане и купцы г. Бряхимова (“по
старине живем”). “От поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после
хлеба-соли, отдых”. Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что
прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в
ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках. А в чайниках потому, что
для людей было важно общественное мнение, так как с утра выпивать такого рода
напитки было делом неприличным. Мир диких и
кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь
«значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров
и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая
Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери.
Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло
сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся
предпринимательства). Богатые люди в провинции отличаются между собой.
Одни щедрые (Паратов), а другие скаредные (Кнуров). Купцы в “Бесприданнице”
более нравственные люди, чем купцы из “Грозы”. Это выражается прежде всего в
отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого. Однако
и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни —тяжкое
дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства.
Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение
развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то
девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что
происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром,
ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым
выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на
человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она,
наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь!
Они правы, я вещь, я не человек...» Выстрел Карандашева приносит ей избавление
от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача
Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали
бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото». Смертельно раненая
женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого...
не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить
холодно». Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так
циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины,
не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом «темном царстве»
красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта studentu
Другие работы по теме:
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Подбор брачного партнера
Как Вы оцениваете брак своих родителей ? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы
Классификация женской груди
Итальянский сексолог Пьеро Лоренцони уверен, что характер женщины можно определить, посмотрев на ее грудь. Оказывается, от формы и размера груди зависит темперамент и личностные качества представительниц прекрасного пола.
Мифологические существа
Text Text Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Graphics
Сексуальные расстройства у женщин
Формирование либидо и характер половой функции женщины зависят не столько от интерорецептивных специфических влияний и уровня эстрогенов в крови, сколько от бесчисленных экстерорецептивных и психологических факторов.
Подбор брачного партнера
Как Вы оцениваете брак своих родителей ? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы
История развития сестринского дела в России
Становление ухода на Руси X – XVII в.в. Развитие ухода в XVIII в. Сестринский уход в XIX в. Реформирование сестринского образования в начале XX века. В России профессия "сестры милосердия" считалась уважаемой.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Княгиня Трубецкая в поэме Н.А.Некрасова Русские женщины
Автор: Некрасов Н.А. Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, несмотря на угрозы и препятствия со стороны властей.
Интернациональный фронт трудящихся Латвийской ССР
Интернациона́льный фронт трудя́щихся Латви́йской ССР , сокращенно И́нтерфронт (латыш. Latvijas PSR Internacionālā darbaļaužu fronte, Interfronte, IF) — общественная организация в Латвии в 1989—1991 гг. Выступала за социализм и сохранение Латвии в составе СССР.
Объединение современных архитекторов
(ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Ервандашат
(арм. Երվանդաշատ) — вторая столица древней Армении[1] после Армавира, был основан последним представителем династии Ервандуни царем Ервандом IV[1][2][3] около 200 г. до н. э.[2]. Оставался столицей Армении до перенесения царской резиденции в город Арташат[2] во II веке до н. э..
Поцелуйный обряд
Введение 1 История 2 Описание Список литературы Введение Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей. 1. История В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто, общаясь только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам. По улицам перемещались в закрытых экипажах.
BNP Paribas Open 2010
Введение 1 Мужчины 1.1 Одиночный турнир 1.2 Парный турнир 2 Женщины 2.1 Одиночный турнир 2.2 Парный турнир BNP Paribas Open 2010 Введение BNP Paribas Open 2010 — профессиональный теннисный турнир, в 34-й раз проводившийся в небольшом калифорнийском городке Индиан-Уэллсе на открытых хардовых кортах.
Открытый чемпионат США по теннису 2008
Введение 1 Соревнования 1.1 Взрослые 1.1.1 Одиночные турниры 1.1.1.1 Мужчины 1.1.1.2 Женщины 1.1.2 Парные турниры 1.1.2.1 Мужчины 1.1.2.2 Женщины 1.1.3 Смешанные пары
Sony Ericsson Open 2009
Введение 1 Соревнования 1.1 Мужчины. Одиночный турнир 1.2 Женщины. Одиночный турнир 1.3 Мужчины. Парный турнир 1.4 Женщины. Парный турнир Sony Ericsson Open 2009
Хук одежда
(фр. huque) — накидка, отороченная мехом. По всей видимости, напрямую происходит от римской накидки — пенулы (лат. paenula), в XIII веке была частью женского костюма, в XIV-XV веке — мужского. Хук пришел во Францию из Италии, употреблялся также в Нидерландах, где назывался
Конгресс русских американцев
— общественная организация США, объединяет американских граждан русского происхождения отрицающих коммунистическую идеологию. Большинство членов организации придерживается верований Русской Православной Церкви и отрицает какой-либо антагонизм между людьми — расовый, национальный, этнический или религиозный.
Бегинки
Беги́нки (лат. beguine, beguinae) — религиозное движение, возникшее во средневековой Европе в 12 веке и достигшее общеевропейского масштаба в 13 веке. В 15 веке пережило спад, но просуществовало до Французской революции 1789 года. Членами данных религиозных общин были в основном женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству.
Sony Ericsson Open 2010
План Введение 1 Соревнования 1.1 Мужчины. Одиночный турнир 1.2 Женщины. Одиночный турнир 1.3 Мужчины. Парный турнир 1.4 Женщины. Парный турнир Sony Ericsson Open 2010
Cincinnati Masters 2009
План Введение 1 US Open Series 1.1 Мужчины 1.2 Женщины 2 Соревнования 2.1 Мужчины одиночки 2.2 Женщины одиночки 2.3 Мужчины пары 2.4 Женщины пары Cincinnati Masters 2009
BNP Paribas Open 2009
План Введение 1 Мужчины 1.1 Одиночный турнир 1.2 Парный турнир 2 Женщины 2.1 Одиночный турнир 2.2 Парный турнир BNP Paribas Open 2009 Введение BNP Paribas Open 2009 — профессиональный теннисный турнир, прошедший в 33-й раз в небольшом калифорнийском городке Индиан-Уэллсе на открытых хардовых кортах.
Открытый чемпионат США по теннису 2009
План Введение 1 US Open Series 1.1 Мужчины 1.2 Женщины 2 Соревнования 2.1 Взрослые 2.1.1 Одиночные турниры 2.1.1.1 Мужчины 2.1.1.2 Женщины 2.1.2 Парные турниры
Кассоне
Якопо дель Селлайо, Бьяджо ди Антонио и Цзаноби ди Доменико. Кассоне.1472 г. Лондон, Институт Курто. Кассоне (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящик, сундук) представляет собой сундук, распространенный в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук).
Pilot Pen Tennis 2009
План Введение 1 US Open Series 1.1 Мужчины 1.2 Женщины 2 Соревнования 2.1 Мужчины одиночки 2.2 Женщины одиночки 2.3 Мужчины пары 2.4 Женщины пары Список литературы
Словарь античности
«Словарь античности» (нем. Lexikon der Antike) — краткий энциклопедический словарь, посвящённый культуре и истории античного общества. Первый такой словарь был создан выдающимся немецким филологом и педгогом Фридрихом Любкером (первое издание — 1854). В XIX веке этот словарь выдержал несколько переизданий.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.