Сказки этих двух писателей сейчас уже знают в России. Вышел "Властелин колец" и несколько рассказов Толкиена, выходят сказки Льюиса. Во всем мире их печатают непрестанно — значит, любят. Полюбят ли у нас, неизвестно, но было бы очень хорошо, если бы полюбили.
Прежде всего надо сказать немного об этих двух людях. Они были учеными, филологами и преподавали в Оксфордском университете, где постепенно образовался дружеский писательский кружок. Еще в 20-х годах эти скромные, тогда совершенно незаметные филологи твердо воспротивились вкусам и мнениям времени. Позже Льюис назвал это время постхристианским. Дело не в том или не только в том, что многие уже не верили в Бога — раньше, до первой мировой войны, до этого нравственного срыва, часто и справедливо говорили о том, что неверующие иногда нравственнее верующих. Они жили на христианский капитал; система их нравственных ценностей недалеко отошла от христианства. Чего-то они стыдились, что-то считали запрещенным, бить лежачего не разрешалось, защищать свое — тоже. А тут былые слабости стали нравственным императивом. Оказалось, что подавлять желания — вредно, стыдиться — глупо. Возникали культ силы, культ пользы, культ похоти. Против этого и встали неизвестные оксфордские писатели, и они никогда не изменяли себе.
Вот у Льюиса современный Юстэс — как он похож на людей 20-х, 30-х, 40-х, 50-х годов! Вроде бы "все это" нормально, говорить не о чем — но Льюис говорит. Сейчас такой набор взглядов стерся, но не исчез. Так плоско и прагматично судят уже не "интеллектуалы", а самые обычные люди. Казалось бы, им полезно увидеть себя со стороны и ужаснуться — но в том-то и суть такого человеческого типа, что он себя увидеть не может. Тогда выходит, что Льюис пишет в пустоту :— и опять не так; слава Богу, есть таинственная точка, в которой человек еще не переменился, но как бы повернулся. Собственно, все притчи рассчитаны именно на это.
Когда-то в рассказе о патере Брауне Честертон написал: "Кто хуже убийцы? — Эгоист". Эту фразу можно поставить эпиграфом к притчам Льюиса и Толкина. Важный, торжествующий, победивший не станет у них героем; смешной и негероический — станет. А главное — куда обращен взор, на себя или на других. Много веков назад Блаженный Августин разделил мир на два града, два царства: те, кто любит Бога так, что забыли себя, и те, кто любит себя так, что забыли Бога. У Льюиса есть Аслан, у Толкина иногда просто "Бога нет", а на самом деле мир у них осмысленный, ничуть не похожий на безбожный, абсурдный мир современной им литературы. Град их героев состоит из тех, для кого в центре не их драгоценные прихоти, а другие люди или звери; чем ближе человек к этому, тем лучше он для Льюиса и Толкина.
Надо сказать, что этот град удивительно уютен. Иногда он средневековый, иногда — современный, но никогда не бывает неприютным. Некоторые критики считают, что у Льюиса он веселее, что у него — свет с пятнами тьмы, а у Толкина — пятна света, окруженные тьмой. Но, впрочем, об этом пусть судит читатель. Вообще же читателю можно позавидовать: если он впервые вошел в мир этих писателей, он отдохнет и порадуется там. Это хорошо само по себе, но еще лучше, если он увидит, отложив книгу, что живет в таком же мире. И Льюис, и Толкин для того и писали, чтоб человек увидел это и постарался следовать соответственным законам.
Другие работы по теме:
Литературный герой ФРОДО
ФРОДО (англ. Frodo) - герой трилогии Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец» (1949), внучатый племянник и духовный наследник Бильбо Бэггинса. Фигура Ф. функционально дополняет образ «самого знаменитого хоббита». Ф., ставший сначала Хранителем, а потом Разрушителем Кольца Всевластия,- наследник не только состояния, но и миссии своего дядюшки Бильбо, потому что «любую начавшуюся историю кто-то обязательно должен продолжить».
«доисследовать»
Этот жанр появился. В работе представлена полемика литературоведов, которые до сих пор не могут определиться в том, что же такое фентези, и имеет ли этот жанр право на существование. Ученица дает характеристику современным поджанрам фентези, представляет писателей, работающих в данных направлениях
Burzum
Предыстория "Бурзума" началась в 1987 году, когда Варг Викернес (Кристиан Викернес) начал заниматься тяжметом в банде под названием "Urak-Hai" (сказывается влияние Толкиена).
Краткое содержание Хоббит Джон Рональд Руэл Толкиен
Хоббиты (слово «хоббит», по версии самого Толкиена, сокращенная форма слова Holbytlan, т. е. Hole-dwellers — жители нор; по другим версиям, в нем соединяется слово rabbit (кролик) со среднеанглийским словом hob, которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции) — народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).
Волк и лиса
В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка «Волк и лиса» — это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается о том, как ловко и остроумно она обманывает волка и всегда остаётся победительницей. Лиса советует волку наловить рыбы хвостом в проруби, а когда хвост серого примёрз, сама бежит в деревню звать народ, а потом ещё и катается на избитом волке, издевательски приговаривая: «Битый небитого везёт».
Герои и сюжеты сатирических сказок Михаила Салтыкова-Щедрина
В “Сказках” ярко проявились художественные приёмы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен, корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.
Приключения Герды в поисках Кая Ганс Христиан Андерсен
Во всех сказках датского сказочника Г. Х. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозможные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обретают множество друзей, разрушают злые чары и выходят победителями.
Кот в сапогах
«Кот в сапогах» Ш. Перро — это сказка о том, как кот — плут и пройдоха — сделал своего хозяина, бедного деревенского парня, богачом и вельможей, зятем самого короля.
Сказочное в повести Гоголя Ночь перед Рождеством
Я люблю читать сказки, особенно фантастические, в которых происходят чудеса и превращения. Но оказывается, не только в сказках такое бывает. Николай Васильевич Гоголь написал книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все истории в ней как будто рассказывает пасечник рудый Панько. Они похожи на народные сказки — веселые и грустные, смешные и страшные.
Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова-Щедрина
В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества — дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.
Зачем ведьме помело
А и в самом деле, зачем? И чему как ведьма - так и помело? А как добрая фея - так хорошенькая волшебная палочка? И зачем нужно столько всего выгадывать в сказках: и ковры-самолеты, и сапоги-скороходы, и волшебные цветы, и живую и мертвую воду, и меч-голова-с-плеч. Всего и не пересчитаешь! Разве нельзя было обойтись без всех этих предметов?
Гоголь. Майская ночь, или утопленница.
Автор: Гоголь Н.В. Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё.
Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства, торжества консерватизма.
Жанр сказки в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина
Жанр сказки как завершающая веха и высшее достижение творчества Салтыкова-Щедрина. Социальные, политические, идеалогические проблемы в сказках "Карась-идеалист", "Медведь на воеводстве" и др.
Гномы в сказке К.С.Льюиса «Хроники Нарнии»
Лев Аслан — герой знаменитых сказочных «Хроник Нарнии» английского протестантского философа и писателя Клайва СтейплзаЛьюиса (1898–1963) — отчётливо соотнесён автором с образом триединого христианского Бога.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 2
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д.
Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие.
Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедри-на и в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедри-на и в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. В сказках великого сатирика Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры — в образах хищников.
Льюис, Мериуэзер
Введение 1 Биография 2 Наследие Список литературы Введение Мериуэ́зер Лью́ис (18 августа 1774(17740818), Иви, Виргиния — 11 октября 1809, Хоэнвалд, Теннесси) — американский первопроходец, офицер и государственный служащий. Мериуэзер Льюис являлся одним из лидеров экспедиции Льюиса и Кларка, целью которой было исследование Луизианы, приобретённой у Франции в 1803 году, установление торговых отношений с коренным североамериканским населением на реке Миссури и заявление прав на владение США северо-западными территориями и Орегонскими землями до того, как это сделали бы европейские державы.
Кларк, Уильям путешественник
Введение 1 Ранняя карьера 2 Экспедиция Льюиса и Кларка 3 Дальнейшая карьера 4 Семья 5 Увековечение памяти 6 Источники Введение Уи́льям Кла́рк (англ. William Clark, 1 августа 1770 года, округ Каролайн, Виргиния — 1 сентября 1838 года, Сент-Луис) — американский исследователь, один из организаторов экспедиции Льюиса и Кларка, впоследствии второй и последний губернатор территории Миссури.
Чикагский отравитель
Введение 1 Отравления 2 Расследование. Дело Льюиса 3 Интересные факты Список литературы Введение Чикагский отравитель — неизвестный серийный убийца, совершивший в 1982 году в США серию отравлений с помощью отравленного тайленола.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Хани, Крис
Крис Хани (коса Chris Hani, 28 июня 1942 — 10 апреля 1993) — южноафриканский революционер, генеральный секретарь Коммунистической партии ЮАР, член Национального исполкома АНК, начальник штаба Умконто ве сизве.
Джозеф Пулитцер
Молодой, 17-ти летний юноша мечтал стать военным, но через проблемы из здоровьем его не приняли ни в родную австрийскую армию, ни во французскую. Выходом из ситуации стала добровольная участь в гражданской войне на стороне армии США.
Андерсен Ханс Кристиан
Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену" — и отнес тросточку на почту.