Роман
И. Акулова “Касьян Остудный” рассказывает нам о судьбе российской деревни
накануне коллективизации. Автор показывает социальную неоднородность деревни
конца 20-х годов. Образ Федота Федотыча Кадушкина считается открытием автора, сумевшего
показать, как бедняк благодаря усердному труду превращается в зажиточного
крестьянина, готового “за каждое зернышко, за всякую соломинку... заложить свою
душу”. Однако Федот Федотыч оказывается заложником времени, наказавшего героя
романа за то, что он живет “своим умом”, как говорит о нем Семен Григорьевич
Оглоблин.
Федот
Федотыч Кадушкин — центральная фигура повествования первой книги романа “Касьян
Остудный”. Этот человек проявляет талант хозяйствования на земле, деловитость и
трудолюбие. Акулов рассказывает нам, что в хозяйстве Кадушкина шесть лошадей, семь
голов крупного рогатого скота, восемнадцать овец, новая молотилка, локомобиль.
В ведении хозяйства он использует наемный труд крестьян. “Я христианин и знаю, что
грех незамолимый — ездить человеку на человеке. Но ежели у него умения нет свое
хозяйство вести? Ведь учу я его не воровству”, — говорит главный герой. Дальше
мы узнаем, что Федот Кадушкин помогал Телятниковой Марфе, которая “теперь сама
с козырей ходит”, Аркашке “за полцены” молотилку отдал.
В
разговоре с сыном Харитоном Федот Федотыч говорит: “...Мы, Харитоша, самые
необходимые люди для Советской власти. Пахари мы. Опора... На сильного, хлебного
мужика государство опору всегда держит. На мужика-трудовика”. Этот человек, получивший
возможность работать на земле благодаря условиям, предоставленным нэпом, верит
в то, что скоро на его ворота флаг повесят: “Скажут: дорогу Кадушкину. Вот-де с
кого надо примеряться: бьется мужик, не пьянствует, лишку не спит, Бога забыл
ради работы”.
Этот
человек не видит приближения нелегких времен. Ведь именно такие Федоты
Кадушкины в первую очередь подпадали под раскулачивание. А на советы сына
оставить хозяйство он говорит: “Бросишь — другой поднимет. Мое хозяйство — мне
его и вести. Я человек старый и буду доживать по-старому. Уж мне с переменой
погоды линять не приходится, как зайцу”.
Таких,
как Федот Кадушкин, в конце 20-х — начале 30-х годов ожидала трагическая
судьба. В прошлом он был бедняком, торгующим рогожей, а теперь благодаря своему
неустанному труду выбился в люди. Самая главная ценность в жизни этого человека
— это земля и труд на ней. Он верит в Советскую власть, открывшую для него
возможность жить осмысленно, так, как ему хотелось. Поэтому Федот Кадушкин даже
не допускает мысли, что такие труженики, как он, могут быть обижены этой
властью. Бедняку Титушке он говорит: “Закон власти Советской каждого бедного до
богатого сулится поднять, а не наоборот, чтобы все голью взялось... Не меня
станут опускать до твоего вот этого босого проживания, а тебя со мной
выравнивать”.
Другого
мнения придерживается член окружного исполкома Семен Григорьевич Оглоблин.
Своему племяннику Аркадию он говорит: “Прозорливые, Аркаша, давно примериваются
к середняку, равняются на него. Вот только такие, как кряж Кадушкин да молодой
Оглоблин, от избытка, должно, сил все собираются жить своим умом”.
Писатель
показывает противоречивость характера Федота Кадушкина. То, что он “Бога забыл
ради работы”, и даже сам это признает, говорит нам о страстном желании этого
человека разбогатеть. Многое в его характере объясняется именно этим. Федот
Кадушкин “присыхает” к своей собственности. Вот, например, какие слова он
адресует своему сыну и будущей невестке: “Обноска. Смола липучая. Тля
перхотная. Ну человек бы... Да я ее — на одну ногу ступлю, за другую... Разорву
мокрицу... По миру пущу обоих... Никому ничего не дам”. А что он отвечает на
просьбу председателя сельсовета Якова Умнова дать хлеба в долг? “Вот если бы в
Совет меня привлек Яков Назарыч на какое дело — тут можно бы, как говорится, взаймы
без отдачи... В других местах мне не чета крепыши сидят по Советам”. Излишки
зерна Федот Федотыч готов скормить свиньям, в реку ссыпать, только не отдавать
государству по твердым ценам. При всем своем христианском отношении к человеку
(“грех незамолимый — ездить человеку на человеке”) Федот Кадушкин чуть вилами
не проткнул Ванюшку Волка за нерадивую работу.
Иногда
в ночных раздумьях Федот Федотыч приходит к мысли, что надо бы хозяйство
свернуть, часть передать сыну Харитону, а себе оставить корову да лошаденку.
“Однако с наступлением утра по многолетней привычке неутомимо набрасывался на
работу, за каждое зернышко, за всякую соломинку готов был заложить свою душу”.
Многие
поступки Федота Кадушкина определяют деньги, согревающие его “ослепшую в трудах
душу”. Семену Григорьевичу Оглоблину, убеждающему его сдать излишки зерна
государству, Кадушкин говорит так: “Ты мне хорошую цену положи... Мне, голуба, кто
больше даст. Хоть сам черт”.
Каково
же отношение самого Акулова к главному герою первой части романа?
В
тексте произведения можно найти ответ на этот вопрос. “Федот Федотыч Кадушкин
много лет жил слепым и оглохшим, — пишет Акулов. — Упоенный трудом и заботами о
хозяйстве, он давно не понимал мир, в котором складывались иные отношения.
Новый мир все настойчивее стучался в его ворота, но Федот Федотыч не доверял
людям, ни близким, ни дальним, знал только свою песню. И вот подшибла его
жизнь... — теперь уже ему не встать, не подняться, да и незачем, по его
разумению”.
Трагизм
судьбы Федота Федотыча Кадушкина в том, что этот человек не смог вовремя
сориентироваться в складывающейся обстановке. Мне кажется, что, с одной стороны,
он не видел всей глубины настигающей его опасности, а с другой, — не хотел
ничего менять. Ведь нельзя просто взять и вычеркнуть из своей жизни десять лет
изматывающего труда. Поэтому Федот Кадушкин не видит для себя иного выхода, как
уйти из жизни, чем и подтверждает слова, сказанные когда-то сыну: “А вот почую,
что мешаю людям, сам уйду…”
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта litra/
Другие работы по теме:
Ресемантизация собственных имен в арго
Тенденция к произвольной этимологизации по созвучию в арго особенно ярко проявляется в отношении имен собственных. Это явление не следует смешивать с распространенными метонимическими переносами.
Силлогизм и его фигуры
Правила терминов простого категорического силлогизма. Правила посылок простого категорического силлогизма. Четыре фигуры силлогизма, их структуры и модусы.
Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною,
, такою гуманною (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») В каждом литературном герое есть частичка души автора, вызвавшего его к жизни. Безусловно, касается это и Пушкина, чья душа продолжает жить на страницах его произведений. И не только в героях. Она проблескивает даже в описаниях природы, в знакомых автору конкретных адресах — «У Харитонья в переулке », в обобщениях — «на берегах Невы», в мимолетных ярких воспоминаниях — «там, где весна блестит над Каменкой тенистой», или «я жил тогда в Одессе», в лирических отступлениях — «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
Тема великой отечественной войны в современной отечественной прозе по роману Ю. Бондарева Выбор
Прочитав роман «Выбор», я надолго потеряла покой. Поразила трагическая фигура Ильи Рамзина, очень противоречивая и разноплановая. Можно понять и объяснить его поступки во время войны, но нельзя оправдать их. Ю. Бондарев говорил однажды читателям, что литература должна беспокоить. Ему, как писателю, хочется, чтобы в герое были и «день», и «ночь», потому что человеку далеко до совершенства, и нужно все время стучаться в его сердце и разум.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Толстой Федотка
Лев Николаевич Толстой Федотка Толстой Лев Николаевич Федотка Лев Николаевич Толстой Федотка Федотка Жил в деревне в бедной семье мальчик. Звали его Федотка. Вырос мальчик и послал его отец к старшему брату в город на заработки по кровельному делу. Приехал Федотка к старшему, стал учиться работать. И не успел научиться порядком, как старший брат заболтался, бросил работу и пропал куда‑то.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Герой нашего времени М. Лермонтова - социально-психологический роман
Автор: Лермонтов М.Ю. Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.
Испытание дружбой по роману В. Каверина Два капитана
Испытание дружбой (по роману В. Каверина "Два капитана") Автор: Каверин В. Саня Григорьев попадает в детский дом. Там он знакомится с двумя мальчиками – Мишей Ромашовым и Валей Жуковым. С ними Саня подружился, и мальчики не теряли времени даром.
История отношений Базарова с Одинцовой по роману Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа». Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе.
Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям
» Блока Автор: Блок А.А. У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств.
Гринёв и Швабрин по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Гринёв и Швабрин (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как «Петруше шел семнадцатый годок». Швабрин же «уж пятый год был переведен за смертоубийство».
Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ.
Каковы жизненные идеалы Штольца по роману И.А. Гончарова Обломов
Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря.
Моё отношение к Базарову по роману И.С. Тургенева Отцы и дети
Моё отношение к Базарову (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Рецензия на повесть Б. Л. Васильева А зори здесь тихие... 3
Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...» Автор: Васильев Б.Л. (III вариант) “А зори здесь тихие...” — это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы — девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков.
Тристан и Изольда
Аннотация к семинару по средневековому рыцарскому роману “ Тристан и Изольда” Роман “Тристан и Изольда” является классическим примером средневекового творчества. Несмотря на время, роман не потерял своего внутреннего смысла и по сей день остаётся одним из выдающихся образчиков рыцарской литературы.
Бурджалов, Георгий Сергеевич
Георгий Сергеевич Бурджалов (Бурджалян; 1869—1924) — русский актёр и режиссёр, брат армянского режиссера Аркадия Сергеевича Бурджаляна. С 1921 руководитель 4-ой студии МХАТ. Один из основателей Музея Художественного театра в 1922 году.
Бизянов, Федот Григорьевич
Федот Григорьевич Бизянов (1782-1858) - уральский казак, генерал-майор, собеседник Пушкина во время его визита в Уральске в сентябре 1833 г. Бизяновы — старинный казачий род, множество из которых которых принимали участие в восстании яицких казаков 1772 г. и в Пугачёвском восстании 1773-1775 годов.
Стил, Ричард
Сэр Ричард Стил Сэр Ричард Стил (англ. Sir Richard Steele; крещён 12 марта 1672 — 1 сентября 1729) — ирландский писатель, журналист, политик. Один из родоначальников просветительской литературы в Англии.
Клокачёв, Федот Алексеевич
Федот Алексеевич Клокачёв (1739—1783) — вице-адмирал, командующий Черноморским флотом России, первый кавалер ордена св. Георгия среди русских моряков.
Богомолов Федот Иванович
Самозванец, объявивший себя в 1772 г. императором Петром III. Он был крестьянином графа Р.Л. Воронцова.