Реферат: Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий на приме - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий на приме

Рефераты по математике » Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий на приме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАДИ (ТУ)


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ


Выполнил: Белоногов М.В.

Группа 4ВЭДС3

Проверил: Беляков Г.С.


Москва 1999-2000

Раздел 1.

Выбор оптимального маршрута поездки.


Постановка задачи:


Машина с инкассатором ежедневно забирает выручку 4-х торговых точек (пункты Б, В, Г, Д), расположенных на разных улицах города и отвозит ее в банк (пункт А). Определено время на проезд по различным улицам с учетом интенсивности движения по ним транспортного потока. Требуется найти маршрут движения инкассаторской машины, который начинался и заканчивался бы в пункте А, позволял посетить каждую торговую точку и проехать по соответствующей улице только один раз и характеризовался минимальными затратами времени на поездку. Маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г.


Порядок решения задачи:


Определить кратчайшие расстояния между различными парами пунктов используя алгоритм поиска кратчайших путей на циклической сети.


А 1 Б




4 В 2



Д 3 Г


Найдем кратчайшие расстояния до пункта А.


пункт i А Б В Д 1 4
yi 0


28 13 17 8,32 9


16,64




Первоначально принимаем расстояния до пункта А равными бесконечности, а расстояние от А до самого себя равным нулю.

Затем пересчитываем величины yi используя правило:

Если yj + lij  yi , то величина yi = yj + lij , в противном случае yi оставляем без изменений. Расчет начинаем с пункта А и дуг, которые в него входят.


yA + l4A=0+9=9  y4=  y4=9

yA + lBA=0+13=13  yB=  yB=13

yA + l1A=0+8,32=8,32  y1=  y1=8,32


Теперь рассматриваем пункт i для которого yi перестала быть равной бесконечности и дуги, которые в него входят.


y4 + lB4=9+7=16  yB=13

y4 + lД4=9+8=17  уД=  yД=17


yВ + lДВ=13+12=25  yД=17

yВ + lБВ=13+15=28  уБ=  yБ=28

yВ + l1В=13+9=22  у1=8,32


y1 + lВ1=8,32+10=18,32  yВ=13

y1 + lБ1=8,32+8,32=16,64  уБ=28  yБ=16,64


yД + l4Д=8,32+17=25,32  y4=9

yД + lВД=17+12,32=29,32  yВ=13


yБ + lВБ=16,64+15,32=31  yВ=13

yБ + l1Б=16,64+8=24,64  y1=8,32


Теперь проверим условие lij  yi - yj для всех дуг сети.


l4A = у4 - уА 9=9-0

l4Д  у4 – уД 8,329-17

lД4 = уД – у4 8=17-9

lДВ  уД – уВ 1217-13

lBA = yB - yA 13=13-0

lBД  yB – yД 12,3213-17

lBБ  yB – yБ 15,3213-16,64

lB4  yB – y4 713-9

lB1  yB – y1 1013-8,32

lБВ  уБ - уВ 1516,64-13

lБ1 = уБ – у1 8,32=16,64-8,32

l1А = у1 – уА 8,32=8,32-0

l1В  у1 – уВ 98,32-13

l1Б  у1 – уБ 88,32-16,64


Чтобы найти кратчайшие пути, найдем дуги для которых выполняется условие:

lij = yi - yj


Таковыми являются:

l4A = у4 - уА 9=9-0

lД4 = уД – у4 8=17-9

lBA = yB - yA 13=13-0

lБ1 = уБ – у1 8,32=16,64-8,32

l1А = у1 – уА 8,32=8,32-0


Кратчайшие расстояния до пункта А равны:


пункт 4 Д Б 1 В
расстояние до А 9 17 16,64 8,32 13

Аналогичным образом находятся кратчайшие расстояния до других пунктов.


Построить матрицу кратчайших расстояний между пунктами А, Б, В, Г, Д.



А Б В Г Д
А --- 16 13,32 --- 17,64
Б 16,64 --- 15 21 ---
В 13 15,32 --- 15 12,32
Г --- 21,64 15,32 --- 16
Д 17 --- 12 16,32 ---

Математическая модель задачи коммивояжера:


Найти минимальное значение целевой функции z

n+1 n+1

min z =   lij * xij

i=1 j=1


при следующих ограничениях:


из каждого города i нужно уехать только один раз


n+1

 xij = 1 i=1, ......, n+1

j=1


в каждый город j нужно приехать только один раз:


n+1

 xij = 1 j=1, ......, n+1

i=1


переменные xij могуть принимать одно из двух значений: 0 или 1,

1 - если в искомый маршрут входит переезд из пункта i в пункт j

0 - в противном случае


решение есть простой цикл


Решение задачи:



А Б В Г Д
А --- 16 13,32 --- 17,64
Б 16,64 --- 15 21 ---
В 13 15,32 --- 15 12,32
Г --- 21,64 15,32 --- 16
Д 17 --- 12 16,32 ---

Б – Г, Д – В, В – А, А – Б, Г – Д


Так как маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г, то первым разрешающим элементом будет элемент 21. (1) Обводим его в кружок. (2)Зачеркиваем все оставшиеся элементы в строке и столбце содержащем элемент 21. (3)Зачеркиваем также элемент 21,64 , чтобы исключить повторное посещение пунктов. (4)Находим наибольшие элементы и зачеркиваем их до тех пор пока в какой-нибудь строке или столбце не появится один незачеркнутый элемент, теперь он будет разрешающим. Повторяем действия (1), (2), (3), (4) до тех пор пока не останется последний разрешающий элемент.

В итоге искомый маршрут будет проходить через пункты:


А – Б – Г – Д – В – А


min z = 16+21+16+12+13 = 78


Раздел 2.

Определение рационального варианта размещения производственных предприятий (на примере АБЗ).


Постановка задачи:

В 2000г планируется осуществить ремонт и реконструкцию дорожной сети некоторого района. Территория района разбита на 4 части, потребности которых в асфальтобетоне в 2000г будут составлять:

B1 = 50.000 т

B2 = 60.000 т

B3 = 45.000 т

B4 = 70.000 т


Для удовлетворения потребностей в асфальтобетоне планируется разместить сеть полустационарных асфальтобетонных заводов. На территории района выбрано 4 возможных пункта размещения заводов, для каждого пункта рассматривается 3 варианта мощности заводов – 10, 25, 50 т аб./час.

Известны затраты на приготовление аб в каждом пункте и доставку его потребителям. Требуется найти в каких пунктах и какой мощности следует разместить аб заводы, чтобы суммарные затраты на его приготовление и доставку потребителям были минимальными.


Затраты на приготовление аб, руб


мощность АБЗ Приведенные затраты на приготов-е 1т аб АБЗ, располож-м в пункте, руб, Cpi + E*Kpi уд
т/час тыс. т/год 1 2 3 4
10 18 484 489 495 481
25 45 423 428 435 420
50 90 405 410 416 401

Затраты на транспортировку 1т аб потребителям, Сij, руб


Пункт размещения Зона-потребитель
1 28,3 60,3 45,3 90,3
2 61,3 30,3 93,3 48,3
3 50,3 95,3 33,3 62,3
4 99,3 54,3 65,3 36,3

Математическая модель транспортной задачи:


m n

min z =   Cij * xij

i=1 j=1


Ограничения:


n

 xij = ai i=1, ......, m

j=1

весь продукт ai имеющийся у i-го поставщика должен быть вывезен потребителю.


m

 xij = bj j=1, ......, n

i=1

спрос j-го потребителя должен быть полностью удовлетворен


xij  0 i=1, ...., m; j=1, ...., n

xij – объем перевозок от i-го поставщика j-му потребителю


Транспортная таблица:


Мощность АБЗ Спрос зон-потребителей, тыс.т/год
тыс.т/год B1=50 B2=60 B3=45 B4=70 Bф=135 Ui Ki

433,3 440,3  465,3 449,3  450,3 437,3  495,3 0

X1=90 50


40 0 5/9

433,3  471,3 440,3 449,3  503,3 437,3  458,3 0

X2=90
60

30 0 6/9

433,3  466,3 440,3  511,3 449,3 437,3  478,3 0

X3=90

45
45 0 Ѕ

433,3  500,3 440,3  455,3 449,3  466,3 437,3 0

X4=90


70 20 0 7/9
Vj 433,3 440,3 449,3 437,3 0


Так как задача не сбалансирована, то определяем спрос фиктивного потребителя:

Вф= аi -  bj = 360 – 225 = 135 тыс.т/год


В верхний правый угол клеток вносится суммарная величина приведенных затрат на приготовление и транспортировку 1т аб, Сpi + E*Kpi + Cij


С помощью правила минимального элемента вносим в таблицу перевозки xij.


Проверяем план на вырожденность:

m + n - 1 = 8 = 8 (занятых клеток), следовательно план является невырожденным.


Строим систему потенциалов поставщиков и потребителей. Для этого потенциал столбца или строки с наибольшим кол-вом занятых клеток приравниваем нулю, в данном случае это потенциал столбца Bф, остальные потенциалы определяем исходя из условия оптимальности для занятых клеток (Ui + Vj = Сpi + E*Kpi + Cij).


Проверяем план на оптимальность:

число занятых клеток не должно превышать величину m + n – 1

для каждой занятой клетки сумма потенциалов должна равняться суммарной величине затрат на приготовление и транспортировку 1т аб.

для каждой свободной клетки должно выполняться неравенство :

Ui + Vj  Сpi + E*Kpi + Cij


Все три условия выполняются, следовательно план является оптимальным с точки зрения транспортной задачи.


Определяем значения коэффициентов интенсивности.


Ki =  xij / xi


 xij – cуммарный объем поставок i-го АБЗ реальным потребителям

xi – мощность i-го АБЗ


Так как ни один Ki не равен нулю или единице, то рассматриваемый вариант размещения АБЗ соответствующей мощности не есть наилучший, поэтому необходимо его улучшить.


Отыскиваем смешанную строку с минимальной величиной Ki и в этой строке мощность АБЗ уменьшаем до следующей возможной величины, в нашем случае это третья строка.


Строим новую транспортную таблицу не забывая, что суммарная мощность АБЗ должна равняться суммарному спросу потребителей. Также необходимо пересчитать величину Сpi + E*Kpi + Cij для клеток третьей строки.


Мощность АБЗ Спрос зон-потребителей, тыс.т/год
тыс.т/год B1=50 B2=60 B3=45 B4=70 Bф=90 Ui Ki

433,3 424,3  465,3 450,3 421,3  495,3 -16 0

X1=90 50
40

-16 1

449,3  471,3 440,3 466,3  503,3 437,3  458,3 0

X2=90
60

30 0 6/9

449,3  485,3 440,3  530,3 466,3  468,3 437,3  497,3 0

X3=45



45 0 0

449,3  500,3 440,3  455,3 466,3 437,3 0

X4=90

5 70 15 0 15/18
Vj 449,3 440,3 466,3 437,3 0


Новый вариант также не является наилучшим, поэтому уменьшаем мощность АБЗ во втором пункте.


Мощность АБЗ Спрос зон-потребителей, тыс.т/год
тыс.т/год B1=50 B2=60 B3=45 B4=70 Bф=45 Ui Ki

433,3 439,3  465,3 450,3 421,3  495,3 -18 0

X1=90 50
40

-16

452,3  489,3 458,3 469,3 521,3 440,3  476,3 1  0

X2=45


45 _

+ 3

451,3  485,3 457,3  530,3 468,3 439,3  497,3 0

X3=45



0 +
_ 45 2

449,3  500,3 455,3 466,3 437,3 -2  0

X4=90


15 + 5 _ 70
0
Vj 449,3 455,3 466,3 437,3 -2


Для одной свободной клетки не выполняется условие Ui + Vj  Сpi + E*Kpi + Cij поэтому план необходимо улучшить.

Строим цикл для этой клетки. Вершине свободной клетки присваиваем знак “-”, для остальных вершин этот знак чередуется. Перевозка хп = 5. Перемещаем эту перевозку по циклу, прибавляя ее в клетках со знаком “+” и отнимая в клетках со знаком “-”. После строим новую транспортную таблицу с учетом изменений.


Мощность АБЗ Спрос зон-потребителей, тыс.т/год
тыс.т/год B1=50 B2=60 B3=45 B4=70 Bф=45 Ui Ki

433,3 440,3  465,3 450,3 422,3  495,3 -18  0

X1=90 50
40

-18 1

451,3  489,3 458,3 468,3  521,3 440,3  476,3 0

X2=45
40

5 0 8/9

451,3  485,3 458,3  530,3 468,3 440,3  497,3 0

X3=45

5
40 0 1/9

448,3  500,3 455,3 465,3  466,3 437,3 -3  0

X4=90
20
70
-3 1
Vj 451,3 458,3 468,3 440,3 0


План является оптимальным, теперь подсчитываем коэффициенты интенсивности. Так как не все коэффициенты равны нулю или единице, то уменьшаем мощность завода в 3-м пункте.


Мощность АБЗ Спрос зон-потребителей, тыс.т/год
тыс.т/год B1=50 B2=60 B3=45 B4=70 Bф=18 Ui Ki

433,3 439,3  465,3 450,3 421,3  495,3 -78  0

X1=90 50
40

-16 1

452,3  489,3 458,3 469,3  521,3 440,3  476,3 -59  0

X2=45
45


3 1

511,3  545,3 517,3  590,3 528,3 499,3  557,3 0

X3=18

0
18 62 0

449,3  500,3 455,3 466,3 437,3 -62  0

X4=90
15 5 70
0 1
Vj 449,3 455,3 466,3 437,3 -62


План является оптимальным, подсчитываем значения коэффициентов интенсивности. Так как все коэффициенты равны либо 1, либо 0, то данный план является наилучшим.


Рассчитать значение целевой функции для каждого из промежуточных вариантов и построить таблицу.


Вариант размещения Мощность АБЗ, расположенного в пункте, тыс.т/год Значение целевой функции, zi, тыс.руб.

М1 М2 М3 М4
1 50 60 45 70 98912,5
2 90 60 0 75 99037,5
3 90 40 5 90 100067,5
4 -наилучший 90 45 0 90 100072,5

10